В комментариях много возмущений, что иностранцы нам в вузах не нужны, от них одни проблемы и убытки. И действительно, многие из них учатся на бюджете. Давайте, посмотрим, насколько невыгодно нашей стране приглашать в свои университеты иностранцев.
Начнём с того, что огромная часть иностранного контингента учится платно. Причем стоимость обучения для них часто даже выше, чем стоимость для граждан РФ. Эти студенты, конечно, ни чьи бюджетные места не отнимают. И договорные тоже не отнимают. В этом году наш вуз принял на несколько сотен иностранцев больше, чем в прошлом году (медицинские специальности самые популярные наравне с инженерными). Вся эта компания не пришла на чьи-то места, под них создали новые: оборудовали целые этажи аудиторий (город передал в аренду бывшее офисное здание), открыли десятки новый ставок.
Основная часть этих студентов - из Китая. Много из Египта, но это контингент ненадежный: часто не учится и быстро отчисляется.
Все полностью самостоятельно оплачивают своё обучение. Если египтяне могут ехать сюда с планами остаться в России, то китайцы, с огромной долей вероятности, вернутся на родину. Как заехали, так и уедут через 5-6 лет. И все это время они будут вкладывать в нашу экономику деньги, заработанные их родителями в Китае.
Вторая категория иностранных студентов - получившие грант, или те, чьё обучение оплачивает какое-либо ведомство. Например, в России учится много военных из разных стран. По Африке особенно хорошо заметны результаты работы. Наша страна готовит лояльные России элиты.
Гранты по линии Россотрудничества - это фактически тот же бюджет (иностранцы даже получают стипендию), но у россиян ничего не отнимают. Это дополнительные студенты, прошедшие отдельный конкурс. Например, у египтян в прошлом году конкурс был в среднем 7.7 человек на место, у мексиканцев - 4.2, у граждан Германии - 1.7, у иранцев 6.5, у шведов 6. Причем цифры прошлого года ниже цифр предыдущих лет и текущего 2024 года. Набор начинается за год до поступления, а в 2022 Россия несколько шокировала иностранцев, что отразилось на показателях 2023 года. На этот год по Канаде конкурс 11.5 человек на место, а по Норвегии - 7. Запад пришел в себя после шока, остальные страны тем более. По Египту цифра 10.6, по Алжиру - 12. Арабские Эмираты - 36 (хотя эти и сами могли бы за себя заплатить).
Российские представительства проводят хороший отбор, к нам приезжают отличники и умницы. Не знаю, прописано ли у них в договоре условие вернуться домой. Обычно, получив диплом, уезжают работать в родной стране.
Зачем нам эти студенты? Если официальным языком, то «продвижение российского образования и науки», «укрепление позиций русского языка», «содействие международному развитию».
Также у Россотрудничества есть программы поддержки соотечественников.
Третья категория - те самые иностранцы, которые метят на наши бюджетные места. Конкретно это граждане Белорусии, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Плюс некоторых стран бывшего СССР, только если у них есть в России вид на жительство. Эти, действительно, могут получить бюджет, но и по конкурсу они идут наравне с русскими. Они должны сдать те же экзамены, включая русский язык (он на всех специальностях обязательный). И, в итоге, это такие же носители русской культуры. Не только этнические русские, но и казахи или таджики, разделяющие наши ценности.
Многие поступают с целью переехать в Россию, так что мы учим своих. И наша страна только выиграет, перетягивая к себе лучших студентов, из которых получатся хорошие специалисты.
В целом, обучение иностранцев очень выгодно. Речь идет и о финансовой стороне, и о разных других целях. В Чехии, например, можно бесплатно учиться на чешском. И это не благотворительность. Страна таким способом распространяет свое влияние. Многие государства, от Китая до Норвегии, предоставляют иностранцам гранты на обучение. На фоне остальных Россия до сих пор довольно закрытая страна.