Существует множество баек и анекдотов про людей, которым по долгу службы предписано использовать спирт в технических целях и в больших объёмах. Хотя и дураку понятно, для чего вообще существует спирт.
Вот например.
Попал парень в авиацию. Дали ему задание - самолет протирать спиртом. Взял он ведро спирта, макает туда тряпочку и протирает. Подходит прапорщик, смотрит на него с ужасом и говорит:
- Ты что?! С ума сошел?!...
- А что такое?
- Смотри, - говорит прапор, берет ведро, выпивает залпом, дышит на самолет и начинает натирать тряпкой, приговаривая:
- И тоненьким слоем...
Нечто подобное, говорят, придумано и относительно ряда других профессий. Кроме реставраторов. Вот о них и от них я ни разу ничего такого не слышал. Хотя в своей работе эти люди используют большое количество этилового спирта самого высокого качества. Потому как МЕТОД ПЕТТЕНКОФЕРА как раз и состоит в осторожном размягчении или регенерации (восстановлении прозрачности) лаковых пленок парами этилового спирта. Сейчас это обычно делается с помощью установки на конкретное место специальной коробочки, на дне которой прикреплена ткань или войлок, пропитанный спиртом. А в XIX веке картину помещали в специальный ящик - ‘Regenerationsverfahren’, где была также ёмкость со спиртом.
Патент на это изобретение был представлен в 1863 году немецким химиком и медиком Максом фон Петтенкофером. Причём учёный предпочёл не раскрывать некоторые детали процесса, опасаясь, что недоброжелатели моментально украдут его идею, за которую он собирался получать деньги.
И правильно опасался. Увидев выставленные в Мюнхенской пинакотеке картины, восстановленные по МЕТОДУ ПЕТТЕНКОФЕРА, простые люди и специалисты пришли в восторг. Хотя и не все - тут же нашлось множество критиков, которые постарались разнести в пух и прах изобретение химика, обвинив его едва ли не в том, что он с помощью спирта намеренно уничтожает произведения искусств. И вообще, его процесс не помогает в «лечении» масляных лаков и масляного связующего, а если вы думаете иначе, вы все бараны.
Дело в том, что подавляющее большинство реставраторов того времени пользовалась так называемым копайским бальзамом (смолистым соком южноамериканских деревьев рода Copaifera). И они не собирались бросать всё и бежать покупать права на использование патента Петтенкофера. Хотя описанный в этом документе метод позволял, якобы, улучшать качество потускневших картин вовсе бесконтактно, путём воздействия на них исключительно парами спирта.
А самое смешное в том, что этот же бальзам втайне использовал и сам химик - но не потому, что его метод был фикцией и не работал, просто он хотел закрепить успех, совместив оба этих подхода. Получалось весьма неплохо. И ему было поручено восстановить ещё 50 произведений искусства - очень соблазнительный заказ, согласитесь.
И всё-таки, когда МЕТОД ПЕТТЕНКОФЕРА предложили использовать в Лондоне, причём "в чистом виде", то есть без упоминания копайского бальзама, дотошные англичане всё равно его приняли, поскольку воочию убедились: работает! Хотя и тут появились люди, которые заподозрили химика в мухлеже.
В конце концов, идею Петтенкофера одобрили не только в Англии и Германии, но и в других странах Европы... допустив всё-таки, наряду с этиловым спиртом, использование и старого доброго копайского бальзама. Сам учёный, правда, был этому не рад, ибо в его патенте значилось совсем другое, а если люди делают иначе (как, собственно, и сам он делал, никому не говоря), они имеют право не платить ему за использование патента.
В общем, очень желая получить честно заработанные своим интеллектуальным трудом деньги, Петтенкофер сначала изменил свой патент, добавив в него упоминание копайского бальзама, а затем в 1868 году убедил Министерство Баварии выкупить этот патент за 40 000 флоринов для дальнейшего использования "на благо родины".
...Возможно, после такого рассказа вы скажете - надо же, какой хитрый и ушлый немец, как не стыдно врать людям! И сделаете о нём вывод - мол, так себе человек, я бы с ним в разведку не пошёл.
А ведь он, на самом деле, сделал много чего ещё, хорошего и полезного...
Макс Йозеф Петтенкофер, он же фон Петтенкофер (3 декабря 1818 - 10 февраля 1901) - немецкий естествоиспытатель, химик и врач-гигиенист, основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене, президент Баварской академии наук.
Родился в Лихтенгейме, земля Бавария, в многодетной крестьянской семье. Его дядя, Франц Петтенкофер, был придворным аптекарем и хирургом Баварского двора, а также известным химиком.
Возможно, поэтому, учась в гимназии, Макс работал его помощником. Но однажды разбил какую-то ценную склянку, получил от своего родственника затрещину и убежал из дома, чтобы стать актёром в Аугсбурге. Конфликт удалось уладить с помощью его двоюродной сестры Елены, которая потом стала его женой. А Макс продолжил учёбу, поступив затем в Мюнхенский университет - сначала на естественный, затем на медицинский факультет.
Став в 1843 году доктором медицины, он работал химиком в Мюнхене и Вюрцбурге. А чтобы развиваться в направлении медицинской химии, пошёл в Гиссенский университет, к профессору Юстусу Либиху. Но в 1852 году переехал в Мюнхен, по приглашению короля Баварии Максимилиана II, и позже возглавил там Баварскую Академию наук.
В общем, он совмещал практическую медицину с химией, работал на монетном дворе, изобрёл способы выделения химически чистого золота, извлечения платины из серебряных талеров, открыл метод получения авантюринового стекла, пурпурного стекла, изучал английские и немецкие сорта извести, открыл способ получения цемента. Плюс ко всему, Петтенкофер разработал способ получения светильного газа из дешёвой смолистой древесины, в результате чего в Базеле было включено в действие газовое освещение.
Задолго до Менделеева, Ньюлендса и иже с ними, Петтенкофер показал, что атомные веса некоторых химических элементов отличаются на величину, кратную восьми. И предположил, что химические элементы состоят из субэлементарных частиц. А также попытался расставить их в определённом порядке.
Согласитесь, весьма разносторонняя и незаурядная личность.
И, конечно же, в довесок ко всему остальному (!), он реставрировал картины "под заказ". А параллельно ещё и открыл способ изготовления мозаичных эмалей.
Неудивительно, что в 1850 году его сделали заведующим Королевской Баварской аптеки, а потом возвысили аж до чиновника общегерманского ведомства здравоохранения.
В 1865 году он возглавил созданную по его инициативе кафедру гигиены Мюнхенского университета. А в 1879 году организовал первый в Европе институт гигиены, став его директором, и руководил им до конца своей жизни.
Под его начало были разработаны первые гигиенические нормы питания, а в качестве индикатора чистоты воздуха была взята концентрация углекислого газа в жилом или рабочем помещении.
Лично он изобрёл РЕСПИРАЦИОННУЮ КАМЕРУ ПЕТТЕНКОФЕРА - аппарат для физиологических исследований дыхательной системы человека.
Обладая уже огромным авторитетом и властью, он убедил чиновников заняться решением проблемы оздоровления городов в плане организации работы систем канализации. Под его руководством в Баварии были построены канализационные системы - подземные коллекторы, по которым отходы жизнедеятельности из городов уводились в специальные места.
Вместе с германским врачом Гуго Вильгельмом фон Цимсеном он написал фундаментальный труд по гигиене. Причём книга эта была переведена на все европейские языки. На русском языке она известна как «Отношение воздуха к одежде, жилищу и почве»). Тот самый Эрисман, который разработал ПАРТУ ЭРИСМАНА, был учеником Петтенкофера.
Изучая взаимосвязь состава почвы с инфекционными заболеваниями, Петтенкофер установил, что холера вполне может передаваться через грязную пищу и воду. Однако даже такое светило науки придерживалось гипотезы миазматического происхождения: он горячо спорил с Робертом Кохом, утверждая, что помимо самих бактерий, существенную роль в распространении эпидемий играют другие факторы, такие как состояние почвенных вод и наличие в них особых органических субстанций, подобных тем, которые вызывают брожение.
А чтобы доказать свою правоту, этот почтенный муж в возрасте 73 лет на спор выпил культуру холерных вибрионов. И не заболел!!! Кох с его теорией был посрамлён, но заподозрил, что добрые люди просто привезли ради такого случая ослабленную культуру микробов.
А вот застрелился Петтенкофер, к сожалению, по-настоящему и необратимо. Он поступил так, потеряв жену и троих детей, умерших от холеры. По словам Ильи Мечникова, учёный впал в отчаяние, поняв несовершенство современной медицины и собственное бессилие - при том что сам он всегда заявлял о необходимости соблюдать гигиену.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!