Судебная практика сложилась таким образом, что восстановить пропущенный шестимесячный срок для принятия наследства практически невозможно.
В жизни бывают разные ситуации и даже ближайшие родственники, а к наследникам первой очереди, напомню, относятся – супруг, дети и родители умершего, ссорятся настолько серьезно, что разрывают всяческие отношения.
Но несмотря на это они не прочь получить имущество своего умершего родственника, поэтому заявляют в суде, что они пропустили срок из-за того, не знали о факте смерти.
Однако такие аргументы в суде не срабатывают. Суды стоят на позиции, что раз человек является родственником умершего и претендует на его имущества, то будь добр общайся с ним, поддерживай отношения.
Вот расхожие формулировки, кочующие из одного судебного решения в другое.
«При этом истец приходится наследодателю родной дочерью и наследником первой очереди. В связи с чем она должна была проявлять интерес к данному вопросу и при наличии такого интереса могла своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и, соответственно, могла реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке и в установленный законом срок».
Или такая,
«поскольку наличие между лицами близкого родства предполагает активное участие одного родственника в судьбе другого, проявление заботы и участия, оказание в случае необходимости помощи и осуществление ухода. Нежелание истца по каким-либо причинам общаться с отцом, осуществлять за ним уход не могут являться уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства».
И в общем то это справедливо, но только тогда, когда наследник не желал интересоваться судьбой близкого человека при его жизни, а после того, как узнал о его смерти проявил интерес к его имуществу.
Бывает и так, что умерший при жизни не желал общаться с потенциальным наследником, например отец бросил семью и на контакт с детьми не идет. Однако и здесь позиция судов заключается в том, что уважительной причиной пропуска срока может быть только обстоятельство, связанное именно с личностью наследника, а не наследодателя.
Другой проблемой является то, что такая уже устоявшаяся судебная практика приводит к тому, что суды перестали детально разбираться в конкретных ситуациях, а стали отказывать в исках о восстановлении срока на принятие наследства направо и налево просто копируя приведенные выше формулировки.
Так в недавнем деле все три инстанции отказали в восстановлении срока для принятия наследства и только Верховный суд смог ситуацию исправить (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26. 09. 2023 N 78-КГ23-35-К3).
С иском о восстановлении срока обратились родственники, не являющиеся наследниками первой очереди и призывавшиеся к наследованию по завещанию, а не по закону.
Верховный суд, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций указал – суды не учли, что истцы не являются наследниками первой очереди, проживают в другой стране и не обладали информацией о включении их в завещание.
Действительно, одно дело, когда ты знаешь, что являешься наследником первой очереди и в силу закона точно будешь призван к наследованию, другое дело, когда ты племянник и никто тебе не сказал, что включил тебя в завещание.
Однако как видим все три инстанции, особо не разбираясь в иске отказали, а попасть на пересмотр дела в Верховный суд, это еще та «русская рулетка», выстрелит, не выстрелит.
См. также:
Регистрация в квартире не является доказательством фактического принятия наследства