Найти тему
Петербургский странник

Тайный проект Петра I: первая в мире субмарина - "Потаённое судно". Гениальное изобретение простого русского крестьянина

Оглавление

Наверняка вы уже слышали, что первую в мире подводную лодку создал американец Роберт Фултон или какой-то другой иностранный изобретатель. Но это ошибочное мнение! На самом деле первой в истории подводной лодкой стало «Потаённое судно», спроектированное и построенное в 1721 году в России. И изобретателем его был совсем не учёный, а простой крестьянин по имени Ефим Никонов!

Тайный проект Петра I: первая в мире субмарина - "Потаённое судно". Гениальное изобретение простого русского крестьянина
Тайный проект Петра I: первая в мире субмарина - "Потаённое судно". Гениальное изобретение простого русского крестьянина

Однажды ему в голову пришла совершенно фантастическая на те времена идея - построить подводное судно, которое смогло бы тайно подплывать к вражеским кораблям и потапливать их! Никто тогда, конечно же, не воспринял его замысел всерьёз. Но судьба распорядилась так, что челобитная Никонова попала прямиком на столь царский стол. И здесь начинается история первой в мире подводной лодки! Его фантастическая идея при поддержке императора Петра I стала реальностью.

Как крепостной крестьянин построил первую в мире подводную лодку и изобрел акваланг

Ефим Никонов родился в конце XVII века в деревне Покровское-Рубцово под Москвой. Он был простым крепостным крестьянином, при рождении не получил никакого образования, едва умел ставить свою подпись. Но в нём с детства проснулся талант мастера-плотника. Во время прохождения военной службы в рекрутах случилось так, что он попал работать на верфи, там где строили военные корабли. Именно в это время у простого крестьянина и зародилась гениальная и необычная идея для того времени о создании лодки, которая сможет плавать под водой.

В 1718 году он написал челобитную царю Петру I, в которой описал свою идею в подробностях. Кстати, челобитную он писал не сам, по причине своей неграмотности, а попросил об этой услуге стряпчего, заплатив ему "небольшую мзду". Но ответа на челобитную не последовало. Тогда через год он написал второе письмо с той же просьбой. Челобитная попала на стол императору, и Пётр, гений военного кораблестроения, увидел в этой идее огромный военный потенциал.

"Потаённое судно"
"Потаённое судно"

13 января 1720 года он лично принял Ефима. Между ними состоялся долгий разговор двух кораблестроителей. Царь поверил в проект и приказал хранить его в секрете.

Ефим был отправлен в Петербург под наблюдение адмирала Ушакова. Ему дали звание «мастера потаенных судов».

Уже 1 февраля 1720 года началось строительство опытной модели на Галерном дворе. Её длина составляла около 6 метров. Форма напоминала плоскодонное судно с герметичной палубой. Внутри размещались механизмы погружения-всплытия. Царь активно интересовался ходом работ и давал мастерам ценные советы.

строительство "Потаённого судна"
строительство "Потаённого судна"

К концу января 1721 года строительство модели было завершено. Летом того же года состоялись первые испытания на озере Разлив под Санкт-Петербургом. Все с удивлением наблюдали, как "Потаённое судно" успешно погрузилось на дно! Хотя подъём не состоялся из-за протечек. Тем не менее, этот первый факт погружения подводной лодки был продемонстрирован.

примерный вариант субмарины
примерный вариант субмарины

Первые испытания "Потаённого судна"

Первые испытания "Потаённого судна" Ефима Никонова проходили летом 1721 года на озере Разлив, что расположено недалеко от Санкт-Петербурга, в районе города Сестрорецка.

Царь Пётр I лично приехал присутствовать при испытаниях, чтобы убедиться в жизнеспособности идеи Ефима. С ним прибыли также ответственные чиновники Адмиралтейской конторы и адмиралы царского флота.
Царь Пётр I лично приехал присутствовать при испытаниях, чтобы убедиться в жизнеспособности идеи Ефима
Была выбрана небольшая бухточка на озере, где можно было следить за всем процессом. Там уже находилась готовая к спуску на воду полномасштабная модель "Потаённого судна". Её длина составляла около 6 метров, а высота - 1,5-2 метра.
Когда всё было готово, Ефим Никонов пожелал царю и всем присутствующим удачи, перекрестился и спустился в люк подводной лодки. Началось медленное погружение - сперва ушла под воду мачта, затем и весь корпус.
Все напряжённо наблюдали, как лодка погружается всё глубже. И тут произошло чудо - "Потаённое судно" успешно опустилось на дно! Никонов изнутри давал знаки, что всё в порядке.
Однако подъём не состоялся - вода стала протекать через швы. Пришлось царю лично руководить поднятием лодки и спасением экипажа. Но сам факт погружения был продемонстрирован!

Царь Пётр I лично приехал присутствовать при испытаниях, чтобы убедиться в жизнеспособности идеи Ефима
Царь Пётр I лично приехал присутствовать при испытаниях, чтобы убедиться в жизнеспособности идеи Ефима

Так завершились первые в истории испытания подводной лодки. Пётр порадовался успеху и поверил в идею Никонова, приказав ему достроить полноценное судно.

"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области
"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области

Дальнейшие варианты субмарин и испытания

Весной 1724 года состоялись новые испытания на Неве. К сожалению, они также закончились неудачей из-за протечек. Тем не менее, Пётр I поверил в идею проекта и приказал продолжить работы.

К сожалению, политические интриги и недостаток финансирования не дали проекту реализоваться при жизни Петра. После его смерти работы так и не были доведены до конца, несмотря на попытки их продолжения.

"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области
"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области

После смерти Петра,  Екатериной I был выдан приказ о продолжении работ над "потаённым судном". Чтобы укрепить корпус судна, Никонов провел его усиление, и в апреле 1725 года были проведены повторные испытания. В назначенный день на берегу Невы собралась целая делегация чиновников и адмиралов, чтобы оценить результаты ремонта. Присутствовал и сам президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

После короткой молитвы, Никонов закрыл люк и подал знак матросам за бортом начать погружение. Все затаили дыхание. Медленно, но уверенно "Потаенное судно" ныряло под воду, качаясь на волнах. Субмарина погружалась трижды, но каждый раз вынуждена была была всплывать из протечек воды.

Последние неудачные испытания состоялись в 1727 году, они тоже не принесли успеха. В этом же году, в мае, императрица Екатерина 1 скончалась и необычный проект субмарины окончательно застопорился.

"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области
"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области

Зимой 1728 года чиновники в Адмиралтейств-коллегии Петербурга приняли решение о прекращении работ на верфях над первой в мире субмариной. Таким образом, политические интриги и недостаток финансирования привели к прекращению работ над гениальным проектом для того времени.

В 1728 году Ефима разжаловали в простого плотника и сослали на Астраханские верфи. Далее судьба его неизвестна.

Так закончилась эпоха русского подводного флотостроения на 100 лет

Несмотря на неудачи, Ефиму Никонову и его гениальному проекту "Потаённого судна" принадлежит честь построить первую в мире подводную лодку! Император Пётр понимал, насколько важно это новшество для обеспечения господства России на море.

"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области
"Потаённое судно" в Сестрорецке Ленинградской области

К сожалению, изобретателю так и не удалось довести свой проект до совершенства при жизни. Но творчество Никонова оказалось пророческим! Он заложил фундамент русского и мирового кораблестроения, а его идеи вдохновили будущих конструкторов подводных судов. Именно на его разработках строили первые в мире металлические субмарины конца XIX века. Век спустя К.А. Шильдер, строивший первые цельнометаллические субмарины, наверняка знал об опыте своего предшественника. Так что первая в истории подводная лодка - это великое творение Ефима Никонова, гения из простых крестьян!

Памятник Ефиму Никонову у него на родине
Памятник Ефиму Никонову у него на родине

Сегодня в честь первопроходца морского дела Ефима Никонова в родной деревне установлен памятник. А в центре Сестрорецка, где проходили испытания "Потаённого судна", - его макет. Так они напоминают нам, что именно русский крестьянин-самоучка положил начало славной истории отечественного подводного кораблестроения.

Ставьте лайки, если статья понравилась, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение. Почему гениальные отечественные изобретения незаслуженно забыты и им постоянно чинят препятствия на этапе разработок?

-12