Завершился 1953 год. Уходило в прошлое моё более чем пятилетнее пребывание в стенах Дзержинки. В один день мы стали офицерами-выпускниками Высшего Военно-Морского Инженерного Училища имени Ф.Э.Дзержинского. Настала пора каждому идти своей дорогой. 1954 год стал для однокурсников началом службы на Флотах необъятной Родины.
Начало флотской службы. Часть первая.
"В феврале 1954 года я прибыл по назначению в город Полярный с двумя большими чемоданами, заполненными форменной одеждой и постельными принадлежностями.
В Полярном в то время базировались три бригады подводных лодок, составлявших дивизию. В большинстве своём это были подводные лодки IX-бис серии типа «С», но дивизия пополнялась лодками послевоенной постройки - большими 611 проекта и средними проекта 613.
Я был назначен командиром моторной группы средней подводной лодки C-80 (проект 613), входившей в состав 3-ей бригады, ошвартованной у плавбазы «Тулома». Личный состав бригады размещался на самой плавбазе. Экипажи двух других бригад располагались в казармах на высоком берегу Екатерининской бухты. Там же был штаб дивизии и базовые сооружения.
Командир C-80 капитан 2 ранга Шумаков Василий Петрович, очень опытный, осторожный в своих действиях, принял меня дружелюбно, приветливо, но коротко. Вызвал боцмана и распорядился поселить меня в каюту на верхней палубе в кормовой части «Туломы». Ниже каюты находился кубрик личного состава моей лодки и рядом с кубриком - клуб.
Оказалось, что одеяла и прочие постельные принадлежности, выданные мне при окончании училища, здесь были не нужны. Зачем я тащил тяжёлые чемоданы! Каюта была четырёхместная, в два яруса подвесные койки. Кроме меня в ней размещались офицеры C-80: штурман старший лейтенант Литвинов, командир рулевой группы лейтенант Махров и командир торпедной группы лейтенант Кадыгробов.
Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Жигалов Иван Александрович, 1921 года рождения, фронтовик, очень опытный, знающий специалист, размешался в одноместной каюте на средней палубе в носовой части плавбазы. Одну из кают занимал командир БЧ-2 лейтенант Чернов Евгений Дмитриевич, прибывший на С-80 после окончания Балтийского училища имени Ленинского Комсомола за три месяца до моего прибытия.
В каютах верхней палубы «Туломы» располагались старший помощник Востриков, зам. командира по политчасти Горбань, помощник командира Ситарчик.
В каюте, куда меня определили, ещё до меня была установлена очередь дежурства по обеспечению вечернего времяпрепровождения, иначе говоря, очередной дежурный по каюте к вечеру свободного дня отправлялся в «Циркульный» - магазин, находящийся в двухстах метрах от «Туломы», на возвышенном месте бухты. Там закупал четверть (*) водки (в меньшей таре тогда её не продавали), пapy буханок хлеба и определённое количество копчёного морского окуня. Всё это он относил на плавбазу в свою каюту. Вечером к нам в каюту заходили офицеры из других кают нашей или соседних подводных лодок, рассаживались за столом на нижних подвесных койках и подолгу засиживались за выпивкой и закуской, говоря, о чём придётся. Тем для разговоров было много и, кажется, они не иссякали.
Однажды, после очередного застолья очень поздно я провожал из нашей каюты захмелевшего командира БЧ-5 соседней подлодки IX-биc серии Валю Веселова (дизелиста 1952 года выпуска).
Он по какой-то причине воспротивился идти в свою каюту и лёг спать на скамейке в клубе «Туломы». Утром поднялись на плавбазе шум и беготня. Искали Валю. Я, поняв в чём дело, спустился вниз, в клуб и поднял Валю со скамейки. Он спокойно поднялся и пошёл на свой корабль, хотя подводная лодка наполовину уже была приготовлена «к бою, походу». В море выxoдили часто и обычно в четыре - пять часов утра.
Все noздниe застолья и выходы подводных лодок в море пpeкратились после гибели в Северной бухте Севастополя линкора «Новороссийск». В ноябре 1955 года все подводные лодки Полярного был и поставлены на «прикол». Задержаны очередные воинские звания всему офицерскому составу. Все силы дивизии брошены на чистку ржавчины на системах и механизмах.
Весной 1955 года мой механик Жигалов И.А. получил назначение на должность помощника флагманского инженер-механика по электрочасти дивизии и cдaл мне дела командира БЧ-5 подводной лодки C-80. К тому времени я ещё не был допущен к самостоятельному управлению электромеханической боевой частью и в море выходил с одним из флагманских специалистов бригады: капитаном 3 ранга М. Будаевым, капитан-лейтенантом Э. Кульницким или капитан-лейтенантом В. Решниным. Позднее, в январе 1962 года при взрыве у пирса Пoлярного на подводной лодке Б-37 Валя Решнин был контужен, получил тяжёлые увечья и вскоре скончался (**). Очень жаль этого исключительно душевного, простого в обращении человека.
Весной 1955 года C-80 ушла из Полярного в город Молотовск (ныне Северодвинск). Сопровождал нас на переходе помфлагмеха В.Решнин. Цель нашего перехода заключалась в обеспечении поиска «вражеской» подводной лодки экипажами двух эсминцев «Мурманск» и «Североморск», вступивших в строй после постройки на заводе 402. Ошвартовались мы у заводского причала.
Как осуществлялось взаимодействие подводной лодки с эсминцами? В памяти у меня ничего не осталось. Запомнилось лишь то, что занимались в основном наведением чистоты в отсеках и чисткой механизмов. Поздней осенью вернулись в Полярный. Личный состав продолжал заниматься наведение чистоты на подводной лодке. В море мы не выходили.
Самостоятельный допуск я получил не без помощи командующего флотом адмирала Чабаненко. Будучи в Полярном, в числе других он посетил и нашу C-80 и очень удивился, что командир БЧ-5 - только лейтенант и ещё не допущен к самостоятельному управлению боевой частью. После этого дело сдвинулось, и вскоре вопрос был закрыт.
Зимой подводная лодка стала в ремонт на Судоремонтный завод в Пала-губе, а позже прошла докование в Росте."
Продолжение следует.
Спасибо огромное Валерию Евгеньевичу Колпакову за предоставленную возможность опубликовать воспоминания своего отца!
.
Сноски:
(*) - "четверть водки" - это четверть ведра, три литра с горкой (точные данные в сети интернет почему-то разнятся))) - автор блога.
(**) - 11 января 1962 года в торпедном отсеке подводной лодки Б-37 641 проекта произошёл пожар и взрыв стеллажных торпед. Флагманский механик соединения капитан 2 ранга Решнин бежал от здания штаба на аварийную подводную лодку и был тяжело ранен во время взрыва. Очевидец событий рассказывал, что его видели у трансформаторной будки: «...он сидел, удерживая через лохмотья шинели разорванные внутренности...» (© Н.Г.Мормуль «Катастрофы под вoдoй»).
01.02.2024
.