Найти в Дзене
Исповедь начхима.

Годы флотской службы (записки инженер-механика). Глава 1.1 Моя С-80.

Фото из сети интернет, свободный доступ. / Подводная лодка 613 проекта в море.
Фото из сети интернет, свободный доступ. / Подводная лодка 613 проекта в море.

Завершился 1953 год. Уходило в прошлое моё более чем пятилетнее пребывание в стенах Дзержинки. В один день мы стали офицерами-выпускниками Высшего Военно-Морского Инженерного Училища имени Ф.Э.Дзержинского. Настала пора каждому идти своей дорогой. 1954 год стал для однокурсников началом службы на Флотах необъятной Родины.

Начало флотской службы. Часть первая.

Командир БЧ-5 дпл С-80 инженер-капитан-лейтенант Колпаков Евгений Фёдорович. / Фото из его личного архива.
Командир БЧ-5 дпл С-80 инженер-капитан-лейтенант Колпаков Евгений Фёдорович. / Фото из его личного архива.

"В феврале 1954 года я прибыл по назначению в город Полярный с двумя большими чемоданами, заполненными форменной одеждой и постельными принадлежностями.

В Полярном в то время базировались три бригады подводных лодок, составлявших дивизию. В большинстве своём это были подводные лодки IX-бис серии типа «С», но дивизия пополнялась лодками послевоенной постройки - большими 611 проекта и средними проекта 613.

Я был назначен командиром моторной группы средней подводной лодки C-80 (проект 613), входившей в состав 3-ей бригады, ошвартованной у плавбазы «Тулома». Личный состав бригады размещался на самой плавбазе. Экипажи двух других бригад располагались в казармах на высоком берегу Екатерининской бухты. Там же был штаб дивизии и базовые сооружения.

Командир C-80 капитан 2 ранга Шумаков Василий Петрович, очень опытный, осторожный в своих действиях, принял меня дружелюбно, приветливо, но коротко. Вызвал боцмана и распорядился поселить меня в каюту на верхней палубе в кормовой части «Туломы». Ниже каюты находился кубрик личного состава моей лодки и рядом с кубриком - клуб.

Плавбаза "Тулома", 1955 год / Фото из сети интернет, свободный доступ.
Плавбаза "Тулома", 1955 год / Фото из сети интернет, свободный доступ.

Оказалось, что одеяла и прочие постельные принадлежности, выданные мне при окончании училища, здесь были не нужны. Зачем я тащил тяжёлые чемоданы! Каюта была четырёхместная, в два яруса подвесные койки. Кроме меня в ней размещались офицеры C-80: штурман старший лейтенант Литвинов, командир рулевой группы лейтенант Махров и командир торпедной группы лейтенант Кадыгробов.

Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Жигалов Иван Александрович, 1921 года рождения, фронтовик, очень опытный, знающий специалист, размешался в одноместной каюте на средней палубе в носовой части плавбазы. Одну из кают занимал командир БЧ-2 лейтенант Чернов Евгений Дмитриевич, прибывший на С-80 после окончания Балтийского училища имени Ленинского Комсомола за три месяца до моего прибытия.

В каютах верхней палубы «Туломы» располагались старший помощник Востриков, зам. командира по политчасти Горбань, помощник командира Ситарчик.

С командиром торпедной группы Николаем Кадыгробовым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.
С командиром торпедной группы Николаем Кадыгробовым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.

В каюте, куда меня определили, ещё до меня была установлена очередь дежурства по обеспечению вечернего времяпрепровождения, иначе говоря, очередной дежурный по каюте к вечеру свободного дня отправлялся в «Циркульный» - магазин, находящийся в двухстах метрах от «Туломы», на возвышенном месте бухты. Там закупал четверть (*) водки (в меньшей таре тогда её не продавали), пapy буханок хлеба и определённое количество копчёного морского окуня. Всё это он относил на плавбазу в свою каюту. Вечером к нам в каюту заходили офицеры из других кают нашей или соседних подводных лодок, рассаживались за столом на нижних подвесных койках и подолгу засиживались за выпивкой и закуской, говоря, о чём придётся. Тем для разговоров было много и, кажется, они не иссякали.

Однажды, после очередного застолья очень поздно я провожал из нашей каюты захмелевшего командира БЧ-5 соседней подлодки IX-биc серии Валю Веселова (дизелиста 1952 года выпуска).

Он по какой-то причине воспротивился идти в свою каюту и лёг спать на скамейке в клубе «Туломы». Утром поднялись на плавбазе шум и беготня. Искали Валю. Я, поняв в чём дело, спустился вниз, в клуб и поднял Валю со скамейки. Он спокойно поднялся и пошёл на свой корабль, хотя подводная лодка наполовину уже была приготовлена «к бою, походу». В море выxoдили часто и обычно в четыре - пять часов утра.

С командиром рулевой группы Николаем Махровым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.
С командиром рулевой группы Николаем Махровым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.

Все noздниe застолья и выходы подводных лодок в море пpeкратились после гибели в Северной бухте Севастополя линкора «Новороссийск». В ноябре 1955 года все подводные лодки Полярного был и поставлены на «прикол». Задержаны очередные воинские звания всему офицерскому составу. Все силы дивизии брошены на чистку ржавчины на системах и механизмах.

Весной 1955 года мой механик Жигалов И.А. получил назначение на должность помощника флагманского инженер-механика по электрочасти дивизии и cдaл мне дела командира БЧ-5 подводной лодки C-80. К тому времени я ещё не был допущен к самостоятельному управлению электромеханической боевой частью и в море выходил с одним из флагманских специалистов бригады: капитаном 3 ранга М. Будаевым, капитан-лейтенантом Э. Кульницким или капитан-лейтенантом В. Решниным. Позднее, в январе 1962 года при взрыве у пирса Пoлярного на подводной лодке Б-37 Валя Решнин был контужен, получил тяжёлые увечья и вскоре скончался (**). Очень жаль этого исключительно душевного, простого в обращении человека.

Весной 1955 года C-80 ушла из Полярного в город Молотовск (ныне Северодвинск). Сопровождал нас на переходе помфлагмеха В.Решнин. Цель нашего перехода заключалась в обеспечении поиска «вражеской» подводной лодки экипажами двух эсминцев «Мурманск» и «Североморск», вступивших в строй после постройки на заводе 402. Ошвартовались мы у заводского причала.

Как осуществлялось взаимодействие подводной лодки с эсминцами? В памяти у меня ничего не осталось. Запомнилось лишь то, что занимались в основном наведением чистоты в отсеках и чисткой механизмов. Поздней осенью вернулись в Полярный. Личный состав продолжал заниматься наведение чистоты на подводной лодке. В море мы не выходили.

Самостоятельный допуск я получил не без помощи командующего флотом адмирала Чабаненко. Будучи в Полярном, в числе других он посетил и нашу C-80 и очень удивился, что командир БЧ-5 - только лейтенант и ещё не допущен к самостоятельному управлению боевой частью. После этого дело сдвинулось, и вскоре вопрос был закрыт.

Зимой подводная лодка стала в ремонт на Судоремонтный завод в Пала-губе, а позже прошла докование в Росте."

С командиром БЧ-1 Виктором Литвиновым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.
С командиром БЧ-1 Виктором Литвиновым / Фото из личного архива Колпакова Е.Ф.

Продолжение следует.

Спасибо огромное Валерию Евгеньевичу Колпакову за предоставленную возможность опубликовать воспоминания своего отца!

.

Сноски:

(*) - "четверть водки" - это четверть ведра, три литра с горкой (точные данные в сети интернет почему-то разнятся))) - автор блога.


(**) - 11 января 1962 года в торпедном отсеке подводной лодки Б-37 641 проекта произошёл пожар и взрыв стеллажных торпед. Флагманский механик соединения капитан 2 ранга Решнин бежал от здания штаба на аварийную подводную лодку и был тяжело ранен во время взрыва. Очевидец событий рассказывал, что его видели у трансформаторной будки: «...он сидел, удерживая через лохмотья шинели разорванные внутренности...» (© Н.Г.Мормуль «Катастрофы под вoдoй»).

01.02.2024

.