Образ волка широко распространён в мифологии многих народов мира. В этой статье мы подумаем о том, какими качествами наделяли данное животное на разных континентах и как к нему относились жители этих территорий.
Египетские проводники в мир мертвых
Вепвавет (Упуаут) был египетским богом-шакалом, чье имя означает “Открывающий пути”, то есть он помогал умершим пройти часто опасные пути в загробную жизнь, расчищая путь к окончательному суду над мертвыми.
Хотя Вепвавет часто выступал в паре с Анубисом, у него также была своя независимая идентичность, а также важные культовые центры в Асьюте (известном по-гречески как Ликополис, “город Волков”) и Абидосе.
Надписи из Ликополиса свидетельствуют о его статусе бога-покровителя. Новое генетическое исследование, опубликованное в журнале PLoS ONE, показало, что египетский шакал - единственный в Африке представитель семейства серых волков. Новый волк, названный исследователями африканским волком, наиболее тесно связан с гималайским волком.
Волк в мифах античного мира
У греков мать Аполлона, Лето, была превращена Зевсом в волчицу, прежде чем найти убежище в Ликии (этимологически «стране волков»). Кроме того, многочисленные эпитеты греческого бога напоминают о его волчьем происхождении, например Аполлон «ликийский» или Аполлон ликоген («дитя волчицы»).
В Древнем Риме волчица, выкормившая грудью близнецов Рома и Ремула, стала символом города.
Помимо этого волк в Античности также являлся символом вечно восстанавливающийся дикой природы. Артемида, богиня охоты и деторождения, «Повелительница фавнов» по Гомеру, является сестрой Аполлона и, следовательно, как и он, рождена от женщины-волчицы. Она также богиня Луны, под которую поют волки.
В Древнем Риме волк также ассоциируется с обрядами плодородия и обновления во время праздника Луперкалий, который отмечался в феврале. Термин «лупанар» впоследствии стал использоваться в отношении женщин легкого поведения, что означало похотливость волчиц.
Образ волка в германской культуре
Древнескандинавская литература полна историй об изменяющихся обликах людей. К ним относится истории из Саги об Эгиле, (1000 г.) Саги о вельсунгах (ок. 1250-1300), Эдды (ок. 1220-1225). Эти превращения были либо добровольными, наследственными, либо результатом проклятия.
Сага о вельсунгах оказала влияние на шаманские практики в скандинавской и германской «традиции волков-воинов», одевавшихся в волчьи шкуры и проявлявших в бою свирепость волка.
В Саге об инглингах (ок.1225) описано, что люди бога Одина “продвинулись вперед…такие же бешеные, как собаки или волки. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали людей, но ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Это называется неистовством берсерка”.
Происхождение этих племен отчасти можно связать с бандами отверженных, которые выживали за счет грабежей и завоевания новых земель. Среди них были беглые рабы, подростки, которые проводили ритуалы инициации, живя вдали от своей деревни, иностранцы, ищущие новые земли для поселения, или беглецы, ищущие убежища.
Слово "волк" ассоциировалось не только со свирепостью воина, но также было синонимом разбойника, преступника и оборотня.
На серебряных ножнах VII века изображена человеческая фигура с головой и хвостом волка, держащая большой меч. Полагают, что так выглядел костюм воинов-волков из племени аламаннов, который использовался для устрашения противника.
Образ волка настолько укоренился в германской культуре, что мужчины из знатных семей давали детям имена, связанные с волком: Хильдевольф, Вольфгард, Вольфбранд и Вольфганг. Эти имена ассоциировались с успехом в бою и в немецком языке сочетались с названиями сражений. Более того, считалось, что когда предок умирал, он превращался в волка.
Легенда о волке коренных американцев
Дэн Джордж, вождь племени Цлейл-Ваутута, который также был писателем, поэтом и актером, номинированным на премию "Оскар", рассказал такую легенду своих предков.
«Когда Вождь [Тум-та-майх-тун] умер, его жена, зная, что обречена, завернула своего маленького мальчика в одеяло, унесла его как можно дальше от места смерти и положила в кустарнике. Волчица-мать, бродившая со своими детенышами, подобрала маленький сверток и отнесла в свое логово. Маленький мальчик подполз и стал кормиться вместе с волчатами. С тех пор он рос волком.
Когда он вырос, он инстинктивно научился делать лук и стрелы, и волки очень уважали его. Так они стали товарищами по охоте.
Когда ему было шестнадцать, путешествуя вверх по Индиан-Ривер, через горы к каньону реки Фрейзер, он нашел невесту среди местных жителей. Они вернулись в залив и начали создавать племя. Наш народ всегда уважал волков. Мой прапрадедушка Вацукл всегда ходил с волком».
Использованная литература
White Wolf : Legend of the Wolf (Native American Wolf Legend
Benoît Couëtoux du Tertre. Le loup, une histoire culturelle | Institut Iliade
Dana K Rehn. Germanic Warrior Wolf Tribes: Werewolves, Shamanism, and Outlaws – Dana K Rehn