Итак, вопрос первый: "Серафим занимается (занимался когда-нибудь) общественно полезной деятельностью, скажем, в пан.демию или актуальный период? Как у него с домашними обязанностями? Кем мечтает стать?"
Да, занимался. Был волонтёром. Помогал ребятам с дцп, когда учился в техникуме.
Техникум этот - уникальное место. Он позиционировал себя как инклюзивный, где всем инвалидам будет комфортно. А на деле оказалось обратное. Думаете, только мой сын страдал? Да нет, не только он.
Его там обижали, с ним и с группой не работали психологи и соцпедагоги. Я об этом не раз писала. Нормальных условий для ребят с аутизмом никогда не было.
Да, я знаю, что мой сын - не подарок. У него один синдром и ещё другой, абсолютно непонятный, приносящий массу неприятностей. И он не учился в школе, не мог влиться в коллектив.
Но его пребывание в техникуме можно было сделать комфортным для всех, если бы техникум был инклюзивным не только на бумаге.
Но сейчас не об этом. О другом. Об учащихся с дцп, которым сын помогал. Вот представьте себе, три или четыре раза в неделю из пяти учебных дней им приходилось самостоятельно, с помощью родителей или сопровождающих подниматься на четвёртый этаж, где проходила история, обж и ряд других предметов. И потом спускаться обратно, потому что лифт в этом здании ведёт со второго этажа не вверх, а на цокольный этаж, где находится физкультурный зал и ещё пара-тройка небольших кабинетов.
И у меня всегда был вопрос, а почему, собственно, неходячие студенты должны преодолевать такие трудности, почему нельзя составить расписание так, чтобы все уроки у них были на нижних этажах. Не они поднимались к педагогам, а педагоги спускались к ним.
Возможно, я что-то не понимаю, и чисто технически это сделать нереально. А может, задача такая - поставить их на ноги? Но для меня это слишком жестоко.
Вот представьте, раннее утро. Сопровождающий встречает маломобильных студентов. Он один на трёх - четырёх человек.
Ему нужно помочь всем переодеться, если они добирались сами или родители спешат по делам. Довести до нужного этажа, а это очень трудно и долго. Посадить на стул в холле, спуститься за ходунками, подняться с ними обратно. Доставить подопечного до класса, посадить за парту. А потом в обед таким же путём сводить вниз в столовую.
И вот смотрел Серафим на всё это месяца два или три, подошёл сам к сопровождающему и вызвался помогать.
Сначала его прогоняли, не доверяли, потому что странный, говорили: "Иди, не мешай." И он обижался, даже плакал.
Но со временем стали просить его подержать двери и турникет, помочь отнести в гардероб одежду и донести ходунки до нужного этажа.
И он это с радостью делал. Даже когда не просили. Иногда в ущерб своим занятиям, потому что вечно опаздывал.
В "актуальный период" мы с ним возили банки, из которых потом делали окопные свечи, сортировали их в сборочном пункте, плели сети. Сейчас ничего не возим и не плетём. У нас передышка. До весны. А может, даже до лета.
Пока я занимаюсь своим здоровьем и домашними делами. А сын мне помогает.
Итак, какие у него домашние обязанности? Об этом, я, кстати, тоже рассказывала.
Пылесосит везде, моет полы, заведует всеми тарелками и столовыми приборами, гладит бельё, выносит мусор, приносит сумки с продуктами из магазина.
Помогает мне готовить. Может сварить сам суп, пожарить омлет, наделать бутербродов с маслом, сыром и колбасой.
Под моим руководством создаёт вкуснейшие котлеты.
Мы, кстати, нашли с ним в шкафу овощечистки, целых три штуки. Спасибо читателям, что подсказали. Я про них уже и забыла. Заставляла парня орудовать н0жом, но у него не получалось чистить картошку.
А вчера быстренько оприходовал целый таз, сварили с ним, сделали вкусное пюре.
И вообще он мне целый день помогал. Я теперь всерьёз за него взялась, слежу, чтоб не мучился от безделья.
Загрузила работой по самые уши, всю его депрессию и плохое настроение как рукой сняло.
А вы мне тут: "Только госпитализация в круглосуточный стационар поможет. С огнём играете."
Вылечили парня, вернули к жизни.
Кем он мечтает стать? Об этом я писала буквально на днях. Он хочет стать великим художником, таким же, как Сальвадор Дали. И продавать свои картины за большие деньги. Вчера, кстати, не рисовал петуховрачефоров. Работал над зимним сюжетом. Ещё и летний создал. Его я покажу чуть позже.
Теперь вот какие вопросы. Они от разных читателей: "Как Вы считаете, возможно ли ослабить контроль над Серафимом и дать проявлять ему больше самостоятельности без вашего участия?"
"Убираете ли ограничения по мере его социализации?"
Ослабить контроль в любом случае придётся, потому что задача моя, чтобы сын повзрослел, стал самостоятельным.
Но произойдёт это не сейчас, не на данном этапе, чуть позже. И так уже мы с ним далеко продвинулись вперёд.
У человека свой ключ, он самостоятельно передвигается один по району днём и даже вечером, когда темно. Ходит по разным дорогам. Когда с телефоном. А когда и без.
И я ему доверяю. Убрала уже кое-какие ограничения по мере его социализации. Знаю, что если он зайдёт один в магазин, ничего странного или страшного там не произойдёт.
Серафим будет очень вежлив, продавцов и кассиров от работы сильно не отвлечёт. В этом плане я в нём уверена.
И пока в ближайшее время всё будет так, как есть, пока я не пойму, в каком направлении двигаться дальше и не почувствую, что мой уже взрослый ребёнок к этому готов.
И кстати, да, правы мои читатели, которые говорят, что слишком многого от него хочу. Помогает по дому, от работы не отлынивает. Не отказывается становиться самостоятельным, хоть и страшно ему, но всё равно взрослеет.
А то что не проявляет инициативу, так это ерунда. Многие здоровые дети её не проявляют. Родителям приходится их просить и даже заставлять.
И действительно "мало какой парень в 21 год сам, без напоминаний, починит качающуюся табуретку."
Взрослый то "парень" (это я сейчас про мужа) не сразу среагирует. С мужчинами вообще сложно.
Как говорит один мой читатель, кстати, тоже мужчина: "Нам нужно говорить конкретно без всяких намёков, что нужно сделать и как. И не ждать, что мы сами догадаемся."
Ну так вот. Эта фраза запала мне в память. Ходила с ней целую неделю. Думала. А потом она как стрельнула неожиданно. Да так, что я чуть со своим непонятливым мужем не развелась.
Случилось это, к счастью, во сне. Там он был совсем непонятливый и довёл меня до слёз прямо в кафе, где мы с ним отмечали какой-то праздник. Возможно, Новый год или мой День рождения.
Сначала наступил мне на ногу, да так, что у меня отлетела подошва от сапога.
А когда я начала расстраиваться, сказал: "Ну ничего, завтра пойдёшь купишь новые."
Не он купит, а я. И не сегодня, а завтра...
Даже домой не съездил за какой-то другой обувью, не понёс меня на руках до машины и даже не подогнал её ближе ко входу.
И мне пришлось идти почти босиком по снегу до парковки. И всю дорогу мы с ним ру.гались. И я же потом оказалось виноватой и твёрдо решила подать на развод.
Приехали домой, а там сын. Спросил, что случилось, а потом сказал: "Сама виновата. Надо было сказать всё, что думаешь, и в магазин отправить за новой обувью. Мужчины бывают недогадливыми и за это на них нельзя сердиться."
И тут я проснулась. И обрадовалась, что у меня замечательный муж, очень даже догадливый и внимательный.
В той ситуации, что была во сне, он бы очень быстро сориентировался, не позволил любимой женщине идти босиком по снегу. А стулья и подождать могут. Что с ними случится? И двери тоже.
Раз мужик сказал, что сделает, то он обязательно сделает. Только вот когда?
На днях наконец-то был ремонт. Сын под руководством отца починил две дверцы у шкафа, подкрутил табуретки.
Осталась ещё одна заколдованная дверца на кухне, на антресолях. Уже месяца три намекаю, говорю прямо, и даже её демонстрирую. Мне отвечают: "Ага, вижу." Но дверца продолжает болтаться.
Ну может, когда-нибудь придёт и её черёд. Но разводиться из-за такой мелочи я не буду.
И ждать от сына каких-то инициатив тоже. Поскольку он смотрит на отца, старается быть на него похожим.
Возможно, со временем что-то изменится. И если это случится. Я буду только рада.