Между двумя чеченскими войнами так называемые ичкерийцы, полевые командиры, увлеклись новым крайне прибыльным для себя бизнесом.
А именно - похищением людей. Причем, как простых заложников, так и весьма высокопоставленных.
Одним из таких похищенных, увы, оказался генерал-майор МВД Геннадий Шпигун. Полномочный представитель российского министерства внутренних дел в Чечне.
Да, и в 1990-е был такой непростой пост. Представители МВД обычно находились в здании близ самого аэропорта. Через такую работу прошли многие известные милицейские начальники. Хотя чаще Москва старались назначать на этот пост кавказцев же - например, Адама Аушева, брата президента Ингушетии Руслана Аушева. Геннадий Шпигун, если что, тоже местным был - уроженцем Дагестана.
Так называемое руководство Ичкерии и многие полевые командиры давали в своей республике личные гарантии безопасности официальным представителям федерального МВД. Например, предшественник Геннадия Шпигуна генерал Владимир Пронин, будущий начальник всей московской милиции, вообще свободно ездил на одной машины с самим Басаевым.
На свою непростую должность Геннадий Николаевич Шпигун заступил в начале января 1999-го. А уже 5 марта того же года оказался похищен неизвестными террористами прямо в аэропорту Грозный-Северный.
Генерал тогда планировал отправиться в отпуск домой, хотел лично поздравить супругу с 8-м марта. Но взлетно-посадочную полосу его Ту-134 перегородили два УАЗика с вооруженными людьми в масках. Офицера боевики вытащили с борта воздушного судна. И увезли из Грозного в неизвестном же направлении, куда-то в сторону Аргунского ущелья.
Любопытно, что аэропорт Грозного тогда охраняли так называемые "силовики Ичкерии". Вообще ничего по своему обыкновению не предпринявшие против бандитов.
Кто именно и зачем похитил 53-летнего Геннадия Шпигуна до сих пор неясно. Однако сразу известно - генерал воевал в первую чеченскую войну, одно время руководил следственными изоляторами в регионе. А потому ожидаемо нажил в Чечне немало врагов.
В том числе, Шпигуна занес в так свой называемый "черный список виновников чеченской трагедии" Джохар Дудаев. Против его кандидатуры на пост представителя высказывался сам Аслан Масхадов.
Кроме того, незадолго до того, в 1998-м году, опасный клан Бараевых успешно похитил представителя президента России в Ичкерии Валентина Власова, выручив затем за него с Кремля немалую сумму в три с половиной миллиона баксов. И явно теперь снова жаждал такого же приличного заработка.
В своей работе в Чечне Шпигун сам жестко выступал против любых уступок боевикам. И против использования денег при освобождении заложников... Потому ситуация с его похищении его более печальной выглядит.
По главной версии, работали тут именно Бараевы, при поддержке ныне ликвидированного полевого командира Бакуева. Не исключается "помощь" со стороны бригадного генерала Магомеда Хатуева, замминистра МВД ЧРИ Насруди Бажиева, руководителя департамента госбезопасности Ибрагима Хултыгова. Именно их люди охраняли в момент X грозненский аэропорт. И по указанию своих шефов просто закрыли глаза на похищение высокопоставленного федерала.
МВД России обвиняло в подлом похищении и самого Шамиля Басаева, якобы за что-то крепко на Шпигуна обидевшегося уже в 1998-м году. Не исключено, что тут постарался и сам Борис Березовский - генерал мог пролить свет на многочисленные темные делишки одиозного олигарха в военной республике.
В любом случае, дерзкое похищение генерала Шпигуна еще сильнее испортило отношения между Масхадовым и Москвой - не исключено, что и такую цель преследовали похитители. Премьер-министр России Сергей Степашин, дав слово освободить Шпигуна, тогда даже выдвинул довольно странный безадресный ультиматум. Угрожал ударами ракет "Точка-У" по Чечне и мерами против чеченских общин в крупных российских городах.
Похитители требовали за офицера огромные 15 млн долларов. Правда, потом все же снизили сумму до 3 млн.
Освободить генерала Шпигуна можно было либо за выкуп либо при помощи силовой спецоперации. Однако ни того, ни того, российские власти так сделать не успели. Денег давать террористам в условиях войны уже не могли. А на силовую операцию не решались, тем более, что не знали, где находится Шпигун.
Началась вторая чеченская кампания. На контакт похитители более не выходили, перевозя пленника по всей Чечне с места на место. Никто в Москве точно не знал, где находится Шпигун. Говорили, что пленника уже даже в Грузию вывезли. Но 31-го марта 2000-го его тело было найдено близ горного селения Итум-Кале.
На место захоронения, по одной из версий, кстати указали, кстати, боевики - в обмен на предоставленную возможность подлечиться и уехать за границу для печально известного Доку Умарова...
Что именно стало настоящей причиной гибели генерала неизвестно по сей день.
По одной из версий и со слов некоторых местных, Шпигун убежал от сторожей. И замерз в холодном лесу. По другой, умер, когда бандиты его пешком вели из Шатоя в направлении Итум-Кали: сказали проблемы со здоровьем, с сердцем. Или же офицера целенаправленно убили в порядке мести бандиты.
Местные говорили, и что генерал убежал. Однако зимой в горах далеко уйти пожилой измученный голодом и непосильной работой человек не смог. Его поймали боевики, избили, правда несильно. А на следующее утро Шпигун скончался...
Однако слишком многие участники тех событий уже мертвы. И узнать всю правду о похищении генерала Геннадия Шпигуна скорее всего не получится никогда.
Ну а сам погибший офицер покоится на Преображенском кладбище Москвы. Имя Геннадия Шпигуна носит улица в его родном дагестанском Бабаюрте. Сам генерал посмертно награжден орденом "За заслуги перед Отечеством", причем сразу 2-х степеней.