Найти в Дзене
Любитель истории и историй

Столкновение пароходов в Черном море или громкий судебный процесс прошлого

В конце 19 века в народе ходила такая частушка: "Та-ра-бумбия , Владимир" и Колумбия". Владимир" погибает, Колумбия" тикает!" Однако частушки частушками, но история-то была трагическая и очень громкая.

В ночь на 27 июня 1894 года в Черном море произошло столкновение российского парохода "Владимир" и итальянского парохода "Колумбия". "Владимир" затонул. Погибло 70 пассажиров, 2 матроса и 4 человека из обслуживающего персонала.

Ввиду многочисленных жертв, дело вызвало большой резонанс. Так кто виноват и что решил суд?

Как это было

Заметив приближение встречного парохода капитан российского парохода Криун изменил курс корабля влево, но именно в результате этого маневра возникла опасность столкновения. Криун снова повернул влево, но в этот момент итальянский корабль повернул вправо и вскоре врезался носом в правый борт "Владимира".

Российское судно затонуло. В результате возникшей на борту паники и неразберихи спасательные работы не были организованы, что привело к многочисленным жертвам.

-2

Для выяснения причин потребовалось двухмесячное расследование и около 150 экспертов и свидетелей (российских и итальянских). Пострадавшие пассажиры и их родственники предъявили иски на общую сумму более 1 млн рублей, так что расследование провели особенно тщательно.

В результате следственных действий, основным виновником был признан капитан "Владимира" - Криун. Судебные заседания прошли в Одесском окружном суде в ноябре 1894 года.

Позиция обвинения

В обвинительном заключении действия капитана Криуна были признаны неосторожными и даже ошибочными. Дело в том, что согласно статье 15 правил судоходства при опасном сближении с другим судном всегда надо сворачивать вправо, что и сделал рулевой итальянского парохода и именно в этот же момент российское судно еще раз повернуло налево.

-3

Обвиняли и в том, что когда столкновение стало очевидным он не принял мер - не замедлился, не дал задний ход, не остановил двигатели.

Кроме того его обвинили , что после столкновения он не предпринял никаких мер по спасению. На корабле царили паника и беспорядок, даже среди команды.

Обвинение строилось на экспертизах специалистов и показаниях выживших пассажиров

В целом, обвинения были предъявлены по статьям 1466 и 1468 Уложения о наказаниях - причинение смерти по неосторожности. Наказание там предусматривалось очень мягкое по современным меркам - от 2 до 4 месяцев лишения свободы и церковное покаяние.

Позиция защиты

Честно говоря, несмотря на все красноречие адвоката, знаменитого Карабчевского, позиция защиты была откровенно слабой. Она вся строилась на отрицании и сомнениях в достоверности показаний свидетелей и экспертизы.

Николай Карабчевский.
Николай Карабчевский.

Например, экспертное мнение итальянских специалистов было названо национально-патриотическим и поэтому должно быть отвергнуто. Адвокат даже призывал к пересмотру той самой статьи 15 Правил судоходства о том, что при опасном сближении с другим судном всегда надо сворачивать вправо.

Защита пыталась снять вину с капитана за панику среди команды, под тем предлогом, что он не может отвечать за действия других людей, но ведь это была команда его корабля, его непосредственные подчиненные и капитан ответственен за их действия.

Суд не внял доводам защиты и капитан Криун получил максимально возможное наказание - 4 месяца тюремного заключения и церковное покаяние.

Такие гуманные были тогда законы оказывается.