Юлий Юльевич Клевер (1850–1924) — русский художник, которого раньше некоторые искусствоведы без особых на то оснований считали заурядным салонным живописцем — дескать, пишет для богатых заказчиков однотипные пошловатые картины, которые достойны только того, чтобы украшать гостиные, но уж никак не для экспозиций в музее. Однако пейзажи Клевера действительно хороши — он изумительно умел писать свет, казалось, что его картины буквально пронизаны солнечными лучами, да и снег такой, что даже Станиславский безоговорочно заявил: верю.
А ещё его творчество всегда было востребовано, возможно потому, что оно абсолютно универсально, не зависело от эпохи и социальных катаклизмов, и Клевер всегда писал то, что хотел, и что у него лучше всех получалось. Ему просто не было нужды радикально менять свой творческий стиль после революции 1917 года, подстраиваться под авангардные течения, а потом уходить в соцреализм. Оказалось, что есть и вечные ценности, одними из них стали и картины Юлия Клевера.
Родом Клевер из эстонского города Тарту, отец преподавал химию в местном университете и в целом увлечение сына живописью разделял, однако порекомендовал ему учиться на архитектора, считая это занятие более перспективным. Но Клевер, отучившись год на архитектурном, перевёлся в класс живописи, но Академию художеств так и не закончил — рассорился насмерть с пейзажистом Михаилом Клодтом, племянником Петра Клодта, который создал четвёрку коней для Большого театра и художником Сократом Воробьёвым.
Но для Клевера всё только начиналось, его картины понравились княгине Марии Николаевне, формально возглавлявшей Академию художеств, и не без её покровительства он сумел уже в 24 года организовать свою персональную выставку в Обществе поощрения художеств. Тогда это рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее, такую выставку мог позволить себе Айвазовский, но уж никак не начинающий пейзажист, который и Академию художеств не закончил. Однако картины Клевера нравились всем, ими любовались, а те, кто были побогаче иногда и покупали.
Вскоре все картины были распроданы, и Клевер, подсчитав доходы и выслушав хвалебные дифирамбы, твёрдо вознамерился через пару лет организовать ещё одну выставку. Свои планы он исполнил, представив ещё около 40 картин, одну из которых купил император Александр II. Внимание сильных мира сего — это как пропуск в Высшую лигу, вскоре недоучившемуся студенту Клеверу присвоили звание академика и предложили разместиться на казённой квартире с хорошей художественной мастерской, где раньше проживал один из его гонителей — Сократ Воробьёв.
На новое место жительства Клевер переехал уже семейным человеком и основательно занялся работой — нужно же обеспечивать своё растущее семейство. Специализировался на пейзажах, в которых старался запечатлеть природу Прибалтики в своей манере — обязательны солнечные лучи, или ещё лучше изумительной красоты закаты, а время года — осень и зима.
Его картины были очень востребованы, их покупали все, кто мог себе этого позволить несмотря на достаточно высокую цену. Клевер зарабатывал прилично — 25 тыс. рублей в год, но и тратил без оглядки, типично по-русски, не пытаясь заниматься мелочным накопительством. Деньги он особо не ценил — ведь это всего лишь несколько часов любимой работы в день, проще написать и продать новую картину, чем экономить на своих расходах. Но и помогал своим ученикам немало — у нуждающегося студента мог просто купить все никому не нужные эскизы, чтобы поддержать на первое время, и не вынуждать того унижаться и просить взаймы.
Заказов было множество и чтобы не упустить их, Клевер организовал настоящую фабрику живописи. Его ученики писали фигурки людей или лошадей, делали подмалёвки, подготавливали холсты, а Клевер вносил завершающие штрихи. Впрочем, подобными вещами не брезговал заниматься сам Рубенс, так-то Клевер просто взял на вооружение старые приёмы.
Даже революцию 1917 года Клевер принял со стоическим спокойствием, хотя, конечно, его доходы упали, да жить пришлось намного скромнее. Он продолжил писать свои пейзажи, преподавал в Академии художеств, иногда с тоской вспоминал сытную молодость, но с советской властью дружил и даже получил звание Заслуженного деятеля искусств. Возможно, настоящее искусство всё же универсально при любом общественном строе, а художнику нужно просто хорошо делать свою работу, чем и занимался всю жизнь Юлий Клевер.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.