Полезно посмотреть на виар с точки зрения восприятия информации человеком. В этой статье приведено базовое деление проектов по видам восприятия в виртуальный реальности. Это позволит сделать первую классификацию проектов по сложности разработки.
Диорама
Начнём с простейшего вида восприятия. Такой виар проект сможет сделать школьник из кружка по программированию. Принцип диорамы заключается в том, что два изображения смещены относительно друг друга, благодаря чему создаётся эффект объёма. Посмотрите на сувенирный стереоскоп Росфото:
В шлеме виртуальной реальности изображение строиться для каждого глаза отдельно. Возникает эффект присутствия, достаточный для диорамы. Это будет 3D-сцена, в которой можно осмотреться вокруг.
Для таких проектов даже не понадобиться шлем, хватит смартфона и картонных очков типа Кардборд. Простейшие виар-проекты, которые построенные только на эффекте диорамы: Expeditions, Google Street View, Within VR, Relax VR, YouTube VR.
Восприятие от первого лица
Пользователи хотят больше, чем смотреть на стерео-картинки. Добавим возможность перемещения в виртуальном пространстве. По заданным точкам обзора. Пользователь может менять угол обзора и возвращаться к тому, что его заинтересовало.
Вы можете создать виар-проект из набора панорамных фотографий. Есть ряд проектов с приставкой «tour» в названии. Пользователи посещают знаменитые музеи, исторические памятники или красивые природные пейзажи. В приложении пользователи могут свободно перемещаться по виртуальным пространствам и наслаждаться виртуальным опытом.
На таком виде восприятия пространства построены следующие проекты: VR Tours, VR Train Simulator, VR Space Exploration, VR City Tour, Virtual Museum Tour. В этих приложениях нет интерактивных элементов, и действия пользователей ограничиваются перемещением и просмотром.
Интерактивная виртуальная среда
В дополнение к перемещению по пространству, пользователю можно предложить полноценный интерактивный мир. Добавить в сцену предметы, которые можно взять в руку, кинуть, уничтожить или использовать для воздействия на другие предметы сцены. В таких проектах появляются физические законы, такие как гравитация и вес предметов, что делает игровой процесс реалистичным и захватывающим.
Вот примеры виар-приложений с интерактивной виртуальной средой:
The Elder Scrolls V: Skyrim VR — это популярная игра, которая переносит игроков в виртуальный мир фэнтези. В игре пользователи могут свободно перемещаться по виртуальному миру и взаимодействовать с объектами, использовать оружие и магию для сражения с врагами.
Job Simulator — это игра-симулятор профессий. В игре пользователи взаимодействуют с инструментами, выполняют задачи, связанные с выбранной работой. Игра учитывает физические законы, такие как гравитация и вес предметов, что влияет на игровой процесс.
Superhot VR — это игра-шутер, в которой пользователи могут свободно перемещаться по виртуальному пространству, взаимодействовать с объектами и оружием. Однако, время в игре замедляется, когда пользователь не движется, что позволяет игроку стратегически планировать действия и использовать физические законы в свою пользу.
Flight Simulator VR — это симулятор полетов, в котором пользователи испытывают себя в роли пилота самолета. В игре пользователи могут взаимодействовать с элементами кабины пилота, управлять самолетом и учитывать физические законы, такие как гравитация и аэродинамика.
Общение в виар
Хотите впечатлить заказчиков? Вот ещё один вид проектов, которые способны вызывать восторг. И не только сметой. Это проекты с возможностью общаться онлайн с другими пользователями. Как правило, такие приложения имеют слово «chat» в названии.
VR Chat — это популярное приложение, в котором пользователи общаются друг с другом в виртуальной среде. Есть аватары, у которых настраивается внешний вид и меняется одежда. Можно даже совместно создавать и редактировать виртуальные объекты.
Rec Room – виртуальное многопользовательское пространство для совместного времяпровождения. Это открытое пространство, есть активности на выбор, так что общаться можно за игрой в покер или гольф.
Посмотрите на эти проекты. Графика в них простая, пользователи находятся в одной комнате, слышат друг друга и видят аватары. Да, для этих проектов придётся делать аватары или пользоваться сторонними библиотеками. Аватары нужны как источник голоса собеседника.
Спросите разработчиков об инструментах, доступных для отслеживания положения тела пользователя. Приятно видеть аватары, которые умеют жестикулировать, моргать и улыбаться. Не делайте их реалистичными, чтобы не попасть в эффект зловещей долины.
Вам придётся подумать над архитектурой будущего сетевого приложения. Какой сервер вы будете использовать будет зависеть от нескольких параметров. Например, ожидаемой аудитории. Плохо, когда в одной комнате больше 8-10 человек. Становится шумно, придётся создавать дополнительные комнаты с переходами между ними.
На старте проекта, когда аудитория проекта небольшая, можно создать аватары, управляемые искусственным интеллектом. Боты займут пользователей, пока приложение на станет достаточно популярным, чтобы обеспечить постоянный трафик.
360-градусный обзор
И заключительный вид взаимодействия с виртуальным миром, о котором хочу сказать в этой статье — это 360 проекции.
Чтобы понять, как это выглядит, представьте, что камеру пользователя помещают в центр сферы, где на внутреннюю поверхность проецируется изображение. Напоминает планетарий. Такой способ демонстрации идеален для путешествий вглубь Вселенной и демонстрации космоса. Ряд проектов используют исключительно этот способ:
Spherical 360 Videos — это мобильное приложение, которое позволяет просматривать видео в формате 360 градусов. Видео может быть снято с помощью камер, установленных на сферическом объекте, и пользователь будет помещен внутрь этой сферы, чтобы просматривать видео со всех сторон.
Google Arts & Culture Virtual Reality Tours — исследование реальных мест с помощью 360-градусных фотографий и видео.
ISS Experience — создатели проекта предлагают пользователям исследовать Международную космическую станцию с помощью 360-градусного обзора. Эффект присутствия создаётся за счёт возможности вращать камерой и выбирать угол обзора. Можно даже выйти в открытый космос. Подробнее о проекте в этом видео:
Заключение
Сложность виар-проектов возрастает в зависимости от используемых видов восприятия информации. Начать знакомство с технологиями виртуальной реальности можно с диорамы. Добавление цифрового пространства со свободным перемещением, делает опыт пользователей более погруженным (иммерсивным). Физический реализм, гравитация и интерактивные предметы выкручивают ручку иммерсивности до максимума. И поскольку, человек — социальное существо, то возможность общаться и «видеть» других людей будет с большой вероятностью возвращать пользователей в приложение.
Если вы только начинаете свой первый виар-проект, то рекомендую прочитать подборку Создавая свой проект на этом канале. В нём я собираю инструментарий, которым регулярно пользуюсь сам при ведении проектов.
Также, подписывайтесь на телеграмм-канал Запуск виар-проектов, если вам удобно следить за обновлениями в этой социальной сети.