В истоке Ангары зимует по разным данным 15 - 20 тысяч уток. Наибольшую долю в колонии водоплавающих составляют гоголя, их более 90 процентов от всех уток. Приспособились к зимовке в Сибири большие крохали, других видов крохалей — длинноносый и луток — мало.
В последние несколько лет стали оставаться морянки, по 200—300 особей, а также оляпки. Встречали орнитологи и некоторые редкие виды уток, и «случайных зимовщиков», но их единицы.
— Условия зимовки в районе истока Ангары достаточно суровые, поэтому птицы могут погибать — ослабленные, примерзшие ко льду и от недостатка корма, если полынья сильно сжимается, — считает известны й орнитолог Игорь Фефелов. — В теплые зимы длина полыньи более 10—15 км, и тогда корма хватает всем.
В неблагоприятные зимы к весне погибает около половины уток, поэтому там могут зимовать и хищные птицы — кречет, беркут, орлан-белохвост. Орланы как раз ловят ослабленных уток или подбирают уже погибших. Успешно переживают морозные месяцы только те утки, которые способны нырять на несколько метров. Питаются они мелкой рыбой и донными организмами — личинками ручейников, амфиподами и прочими.
А теперь, собственно, короткая история спасения одной из птиц.
Изначально цель нашей поездки в Листвянку была далекой — и в прямом, и в переносном смысле — от водоплавающих, зимующих у истока Ангары. Мы намеревались снимать пейзаж. Морозными утрами получаются весьма эффектные кадры.
Ангару накрыл плотный туман — это обычное состояние незамерзающей реки в мороз. Зимующие птицы, увидев человека, взлетали с воды, а пролетев несколько сот метров, снова садились, исчезая в тумане. Когда очередная стайка взлетела, одна из птиц осталась на льдине, беспомощно размахивая крыльями.
Стало очевидно, что бедолага примерзла ко льду, судя по кровавому пятну — была ранена. Пришлось отложить фототехнику - мимо берега проплывала та самая льдина, на которой беспомощно трепыхалась утка. До нее было метров 6-8, глубоко. Мы не понимали, как можно дотянуться. Но потом нам и утке повезло, течение стало сносить мини-айсберг к берегу. Льдину удалось причалить, и некоторое время удерживать.
Утку откололи вместе с куском льда. Замерзшая, напуганная утка даже не делала попыток улететь. У нее оказалась сломана ножка, отпускать на волю не было смысла, она бы погибла.
В итоге отвезли ее в Иркутскую зоогалерею. Хозяйка Людмила Ивушкина определила, что это гоголь. Первоначальные намерения — выпустить птицу весной в родные места обитания — оказались практически неосуществимы, потому что пострадавшей пришлось удалить три сломанных пальца, хотя для нее могло закончиться все куда более плачевно.
Так в Иркутской зоогалерее появился новый питомец. Кстати, это был уже четвертый гоголь в зоогалерее, поэтому для них выделили отдельную клетку.