Если вы гуляли по Невскому проспекту, но наверняка видели ресторан «Палкинъ» на пересечении с Владимирским. Сегодня мы зайдем в парадную дома, который построил сын известного ресторатора. Находится он совсем рядом с заведением – на улице Рубинштейна.
Уже входная дверь здесь намекает, что внутри много красоты. Это модерновое окошко с изображением тюльпана облетело много страниц в запрещенограме. Не удержалась и я – сфотографировала витраж в самом его классическом ракурсе.
Этот дом появился тут в 1904 году. Проектом руководил Александр Хренов – известный архитектор, построивший в Петербурге более 30 домов и по заказу Николая II создавший серию акварелей «Царская охота». Наследник династии Палкиных Павел Константинович мог себе позволить такого зодчего, хоть и ресторанному бизнесу имел дело довольно отдаленное. Но об этом еще немного расскажу позже.
Как и в большинстве популярных красивых парадных города, местные жители посторонних не жалуют. Тут уже на входной двери визит записка – мол, «вам тут не рады». В интернете читала много и веселых, и печальных историй, как туристов гнали по лестнице, угрожая полицией.
Но кто не рискует, тот не смотрит витражи... На цыпочках зашла в вестибюль.
Уже на входе хочется открыть рот от арки с нежной лепниной, которая подводит гостей к лестнице.
На каждом этаже отдельно хочет сфотографировать двери. Очень много сохранившихся оригинальных, дореволюционных. Но в основном, как я поняла, все квартиры по-прежнему коммуналки. Некоторые двери напоминают хостел, но проверять, я конечно же, не стала.
На их фоне узорчатых дверей даже немного теряются перила. Но обратить внимание на них тоже стоит – в них вплетены причудливые железные цветочки.
Ну и главная награда для фотографа, который смог дойти до последнего уровня – огромное окно с витражом. Тоже с изображением тюльпанов. Я попала в парадную в пасмурный день, но рисунок настолько красочный и яркий, что это отсутствие солнечного света не испортило его, а наоборот – придало некой таинственности.
Правда, запах в парадной стоял отнюдь не цветочный... Пахло то ли сыростью, то ли плесенью. К сожалению, это норма для большинства старых петербургских домов.
По задумке хозяина в этом доме сдавались квартиры в наем. И в разное время на этой лестнице можно было встретить много интересных квартирантов. Например, архитектора-художника Якова Филотея. Пожалуй, самая известная его работа находится около Никольского Морского собора. В Никольском саду в 1908 году был установлен памятник морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. Памятник называют ещё Цусимским обелиском.
Также тут жил драматург Николай Агнивцев. Вместе с режиссёром Константином Марджановым и актёром Федором Курихиным он создал в 1917 году театр-кабаре «Би-ба-бо».
На первом же этаже был магазин по продаже изделий из камня. После революции тут «поселились» магазин перчаток, пивная лавка, парикмахерская и другие заведения.
Не менее интересными оставались и сами жильцы. Например, в 20-е годы тут жил Александр Брянцев - актёр, театральный режиссёр, основатель и руководитель ТЮЗ. Его соседом был Василий Князев - поэт, создатель «Красной газеты», печатавшийся в ней под псевдонимом «Красный звонарь». Жил здесь и писатель Вячеслав Шишков - здесь он работал над романом «Угрюм-река».
С 1925 по 1928 годы это здание знали как адрес издательства «Время».
Покидая парадную, также советую заглянуть к окна во двор. Там тоже есть что посмотреть. На противоположной стене можно заметить 6 мозаичных фресок (на моем фото видны только четыре). Они современные - выполнены в студии Екатерины Огородниковой.
На изображениях – традиционные петербургские символы: корабль, река, шпиль и образы ангелов и рыб. Есть легенда, что мозаика изображает старое пророчество, о том, что когда Петербург затопит, ангел на шпиле Петропавловского собора расправит крылья и улетит.
А теперь предлагаю небольшой исторический экскурс для тех, кому хочется чуть ближе познакомиться с династией Палкиных и их ресторанных бизнесом.
Что мы знаем о Палкиных?
Ресторанный бизнес Палкиных, как часто и бывает, начался с простого трактира. Его открыл Анисим Степанович в 1785 году, когда перебрался в столицу из Ярославля.
Дело его шло. В 1808 году он открыл новое питейное заведение – на углу Невского и Малой Морской.
«Желающие могут получать в оном и из оного в домы лучшее кушанье и разные напитки по сходным ценам», – заманивал он гостей через объявление в газете.
В 1830-м году он уже перебрался на угол Невского и Садовой. Вывеску «Палкинъ» можно найти даже на «Панораме Невского проспекта» акварелиста Василия Садовникова.
Палкин был неплохим бизнесменом – кроме хлеба, гостям он предлагал и зрелища. В его заведении можно было увидеть «гигантов-осетров и лососей, и живых стерлядей, которых привозят с Волги, с величайшим о них попечением».
В 1850 году уже его сын Константин Павлович продолжил дело отца, открыв заведение на Невском проспекте, 76 («Новопалкин»).
Внутри ресторана он поставил фонтан и бассейн с живыми стерлядями.
«Я принимал все меры, чтобы избежать одиночества. С утра уходил к Палкину, слушал музыку, любовался на стерлядей, плавающих в бассейне, и расспрашивал: сколько вот та стоит и сколько вот эта», – вспоминал об этом заведении писатель Михаил Салтыков-Щедрин.
Ресторан пользовался огромной популярностью. Тут многие петербуржцы чувствовали себя как дома. Именно у Палкина утвердилась традиция: писатели собирались за одним ресторанным столом и обсуждали насущные дела, забыв на время о личных обидах. Кстати, среди посетителей был и Николай Гоголь.
В 1871 году Константин Павлович приобрел дом на углу Невского и Владимирского. Здесь когда-то была так называемая «Вшивая биржа» - прямо на улице цирюльники предлагали прохожим свои услуги. Но сомнительная слава места Палкина не смутила. Тут он открыл новый ресторан все с тем же фирменным названием, созвучным с его фамилией.
Две стены его огромного зала были зеркальными. В отражениях бесчисленно повторялись столики, накрытые белоснежными скатертями, с хрустальной посудой. Между столиками сновали лакеи во фраках.
Здесь выступали многие знаменитые артисты, играл духовой оркестр лейб-гвардии Кавалергардского полка. Потянулись знаменитости – например, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Антон Чехов.
Ресторан упоминается в разных литературных произведениях. Например, Салтыков-Щедрин поместил в него героев «Господ ташкентцов». Чехов отослал к Палкину героя одного из своих рассказов.
27 декабря 1885 года в ресторане торжественно отмечалось 100-летие фирмы «Палкин». Но уже через полгода Константина Павловича не стало. Бизнес и все имущество перешли сыну - Павлу Константиновичу. Однако ресторанами сам он не занимался – он был надворным советником.
Дела стал вести купец 1-й гильдии, владелец бакалейных магазинов, ресторанов и гостиниц Василий Соловьев, взявший ресторан в 1890 году в аренду. Разумеется, новый хозяин благоразумно сохранил историческое название.
В ноябре и декабре 1905 года в отдельных кабинетах ресторана Палкина Владимир Ленин не раз проводил конспиративные заседания сотрудников большевистской газеты «Новая жизнь». В 1914 году был введен «сухой закон» и количество посетителей сильно сократилось. В феврале 1917 года ресторан был закрыт.
Сейчас он снова работает под историческим названием. Лет 10 назад я даже заходила сюда – тогда цены были еще доступны. Фотографировала интерьеры – чуть позже добавлю сюда снимки (она на старом компьютере в другой квартире). Сейчас, конечно, посетить это место - не самое дешевое удовольствие.
📍Адрес: улица Рубинштейна, 4
Ранее по заявкам подписчиков я показала, как выглядит дом в Петербурге, который участвовал в съемках фильма «Брат». Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые места!