Уже как два года веду блок о парадных Петербурга (в Дзене, правда, страничку завела только этим летом). Уже первые подписчики сразу же стали помогать мне – делились адресами, фотографиями и информацией из Сети. Были и те, кто писал в личные сообщения «заказы» – что хотелось бы посмотреть в Петербурге. И почти человек десять, не сговариваясь, сразу назвали парадную из фильма «Брат».
Конечно же, это звучало как вызов. Адрес гуглился легко – мне нужен был доходный дом акционерного общества «Строитель». Из сложного - это ТСЖ и выглядит он очень дорого-богато, оттого не очень гостеприимно для фотографов с улицы. Конечно же, я пошла на разведку.
Разведка
И вот однажды зимний вечером я дошла до нужного адреса. Громадный дом розоватого оттенка встал передо мной как непреступная скала. Слышала, что он облицован финляндским красным гранитом. Сейчас явным украшением фасада можно назвать четыре массивные колонны. Да и, пожалуй, все. Суровый неоклассицизм 1915 года. Это вам не легкомысленный модерн...
Встала у двери. На удивление долго ждать не пришлось – из дома вышла девушка, и я проскользнула в слабо освещенный вестибюль. В теплом свете фонарей с улицы я разглядела холодные мраморные стены, белоснежные колонны, фортепьяно. Посреди холла был камин, а около него – два удобнейших кожаных кресла.
Все так богато, что я почти не дышала – лишь бы меня не заметили. Сделала несколько снимков интерьера на память и застопорилась с ответом на вопрос – бежать отсюда или попробовать подняться на верхние этажи? После увиденного здесь – что же ждет меня там...
Конечно же, любопытство взяло верх.
Но путь наверх лежал через вахтершу. И, наверное, я могла бы прошмыгнуть незаметно, но не люблю создавать проблемы людям. Поэтому пошла сдаваться и спросить разрешение подняться выше.
Увидев меня и услышав мою просьбу пройти выше, женщина округлила глаза:
«Как вы сюда попали? Пожалуйста, покиньте помещение».
Но нет, это было сказано не со злобой. Женщина оказалась довольно милой. Конечно, ей влетит, если кто-то из жильцов распознает во мне постороннюю.
А еще она дала мне совет - «Открытый город» (сайт) периодически проводит в доме бесплатные экскурсии, на них можно записаться. Вот, пожалуй, самый легальный способ для поклонников фильма.
Им решила воспользоваться и я – стала мониторить сайт. И снова чудо – уже через месяц появилось заветное окошко. Правда, не в «Открытом городе», а в Институте Петербурга. Я поспешила записаться.
И вот мы снова встретились
Во второй раз я смогла вдоволь нафотографировать интерьер. Мне повезло – вторая наша встреча с домом произошла в морозное солнечное утро. Вестибюль смотрелся по-другому – более гостеприимно, что ли. Мне даже предложили присесть в кожаное кресло у камина. Но я почему-то все равно застеснялась...
Как уже говорила, дом был построен в 1915 году – по проекту архитектора Якова Геверца. Заказчиком выступило акционерное общество «Строитель».
Это был исключительно жилой дом – никаких контор и магазинов. Внутри были огромные квартиры - от 6 до 15 комнат. Самые большие квартиры занимали крупные предприниматели, банкиры, а также творческая интеллигенция.
Геверц серьезно продумал планировку пространства. В квартирах были большие прихожие со шкафами из красного дерева. Во двор выходили окна кабинетов и детских комнат. На кухне можно было увидеть чугунную плиту фирмы Сан-Галли, а также две раковины - фаянсовую и металлическую.
В каждой квартире было два туалета - барский и для прислуги. Кроме того, в доме были две небольшие «черные» лестницы – для обслуживающего персонала, дворника, молочницы, прачки.
И не просто так старался архитектор. Дом акционерного общества «Строитель» - любимое здание Гервица. Тут он и поселился. В квартире №11. Его семья занимала семикомнатную квартиру на мансарде. Однако после пожара в доме 1918 года они перебрались в соседний дом.
Холл сейчас выглядит как раз так, как задумывал зодчий. Лестница и подоконники из мрамора. Колонны, оказывается, не каменные, но расписаны под мрамор. Парадная всегда была теплой из-за парового отопления. Однако в холодное время года все равно топили камин. И да – у камина стояли кресла.
В вестибюле была небольшая квартира швейцара. Другие двери вели в небольшие кладовки - там дворники хранили инвентарь.
Парадную дома украшали витражи. Они были неброскими, желтовато-серого цвета. К сожалению, оригиналы были утрачены – сейчас на лестнице новодел.
Непростые жильцы
В 1923 году здание передали Торгсину. Дом был реконструирован, но не сильно. Советский зодчий Давид Бурышкин лишь удалил мансарду. При СССР большие квартиры разделили пополам.
Со времен Торгсина и до Великой Отечественной войны дом был заселен советской номенклатурой. В квартире №2 жил начальник НКВД Филипп Медведь, а позже - адмирал Владимир Трибуц.
В квартире №7 – адмирал Николай Виноградов. В девятой квартире – Федор Урюпин, который впоследствии стал замминистра финансов СССР. В 42-й квартире жили писательница и переводчик Руфь Зернова и ее супруг - известный филолог Илья Серман.
Первые коммунальные квартиры в доме появились во время блокады. К началу 1990-х здание уже на 80% состояло из коммуналок. Их расселение продолжается и по сей день. До сих пор у огромных деревянных дверей на этажах можно увидеть многочисленные звонки.
Падение
Все пошло прахом в 90-е. Впрочем, как и по всей стране. В первые постсоветские годы богатая парадная лестница изменилась до неузнаваемости. Стены были отбиты до кирпича. Окна с остатками витражей заколотили досками. Вандалы разбили мраморную лестницу. Исчез камин – в стене просто зияла обугленная дыра.
Доходило до того, что дверь в дом не закрывалась. А футбольные болельщики с «Петровского» и вовсе использовали эту парадную как общественный туалет…
Примерно в это время режиссер Алексей Балабанов и запечатлел эту лестницу в фильме «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. На кадрах картины можно увидеть, в каком состоянии была лестница.
Новая жизнь
Жуткие условия не отпугнули первых состоятельных жильцов, расселивших несколько коммуналок. Но перед жильцами встал серьезный вопрос - что делать с этой разрухой разрухой?
Жилкомсервис не помог. Собственники решили самостоятельно отремонтировать мраморные ступени. Затем жители последнего этажа скинулись и сделали ремонт на своей площадке. Соседям понравился результат. В парадной появилось движение – жильцы сообща сами стали ремонтировать свой дом.
В 2001 году КГИОП присвоил дому статус объекта культурного наследия. К этому моменту жильцы восстановили уже 42 витража, камин, вернули на каждый этаж зеркала, а также подобрали максимально приближенные к историческим светильники. Интерьеры парадной удалось восстановить благодаря фотографиям, которые предоставили дети архитектора Гевирца.
Все ли жильцы могли потянуть восстановление парадной? Нам всем известна ситуация – иногда на ремонт в собственной квартире нет денег, ждешь его годами... Оказывается, на ремонт жильцы собирали по принципу «кто сколько сможет».
Новая беда пришла в морозную зиму 2007 года. Половина дома осталась на две недели без воды из-за обледенение затопленных подвалов. И снова Жилкомсервис не стал решать проблему. Вот тогда и было создано ТСЖ.
Первое собрание было проведено в 2008 году. Через два года управление домом перешло полностью в руки жителей. Надо ли говорить, что теперь подвалы высушены и очищены от нечистот?
Дом пришёл к самоуправлению, а жильцы создали настоящее сообщество. В холле первого этажа они совместно отмечают праздники, юбилеи и другие значимые события.
Говорят, можно даже прийти на одно из торжеств. Но если честно, мне бы было неловко. Только если они организуют какую-нибудь благотворительную акцию, где можно внести небольшую лепту на сохранение этой парадной. Или даже лучше того – собрать деньги на какую-нибудь разрушающуюся парадную, на которую плевать петербургским властям... К сожалению, не всем лестницам так везет с жильцами.
Кстати, наткнулась на фото в Сети и узнала, что в холе первого этажа также снимали и клип Лигалайза. Обычно этот рэпер старается в своих видео создать атмосферу богатства и денег. Но судя по кадрам со съемок, съемки проходили еще во времена упадка. Судите сами:
А что дальше?
А двор этого дома и его чугунную решетку можно увидеть в фильме «Карьера Спирьки Шпандыря» - еще 1926 года.
Всего в доме три внутренних двора. Там тоже можно найти необычные парадные. Парадная во втором дворе (заходите в первый и поворачиваете направо) отличается необычной формой. А еще там аж по три окна на этаж.
Во втором дворе до революции работала собственная прачечная. Сейчас ее оконный проем заложен.
Помещение прачечной было большим. В бетонные полы были вмонтированы две деревянных лохани с кранами (горячая и холодная вода). В квартирах дома были сделаны ванные, но в них никогда не стирали белье. Напротив прачечной был дровяной сарай. В годы блокады в нем было бомбоубежище.
А вот третий двор был парадным. Некогда там был обустроен фонтан, который разобрали в 1970-е годы. На балконах, выходящих в этот двор, в хорошую погоду сушили одежды (но не нижнее белье).
В парадной этого двора можно найти уютное овальное окошко и балкончик на третьем этаже. Говорят, летом на него можно даже выйти.
Говорят, нынешний лифт тут чуть меньше того, который стоял изначально. В старом лифте были бархатные банкеточки. На парадных лестницах всегда дежурил швейцар, который помогал жильцам дома подняться.
Вот такая удивительная история одного дома, который прожил четыре жизни. И ведь сила действительно в правде. Ее добились жители этого дома, когда поняли, что никто, кроме них самих, на помощь не придет. Так не должно быть. Не должно, но, увы, иногда это единственный выход.
📍Адрес: проспект Добролюбова, 19
Недалеко от этого дома, так же на проспекте Добролюбова, находится парадная с одной из самых необычных печей в Петербурге. Убедитесь в этом сами.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые прогулки по закрытым местам Северной столицы!