Посвящается 55-летию с начала строительства КАМАЗа, которое будет отмечаться 13 декабря 2024 года.
В нашем городе хранят память о Рубаненко Борисе Рафаэлевиче, под руководством которого Центральный научно-исследовательский институт экспериментального и типового проектирования (ЦНИИЭП) жилища спроектировал наш город (https://dzen.ru/a/ZU398rTQpglSR5Eq). На карте Набережных Челнов есть улица Академика Рубаненко.
Но мало кто помнит фамилии и имена тех, кто проектировал весь комплекс заводов КАМАЗа. Считаю своим долгом напомнить их.
Как известно, в октябре 1969 года к разработке технического проекта I очереди КАМАЗа и города Набережные Челны были привлечены 63 проектные организации из 23 министерств и ведомств Советского Союза. Назову лишь некоторые из них. Это институт ГИДРОПРОЕКТ имени С.Я. Жука, Московский институт Госстроя – ПРОМСТРОЙПРОЕКТ (директор Ступин Е.Н.), институты ОРГЭНЕРГОСТРОЙ, ЭНЕРГОСТРОЙТРУД, ГИДРОСПЕЦПРОЕКТ, ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ, ФУНДАМЕНТПРОЕКТ и многие другие проектные и конструкторские организации различных министерств СССР.
Функции генерального проектировщика объектов КАМАЗа были возложены на институт ГИПРОАВТОПРОМ, который возглавлял Залесский Юрий Евгеньевич.
Внизу график рассмотрения технического проекта КАМАЗа у Тарасова Александра Михайловича – министра автомобильной промышленности СССР 14 июля 1971 года.
Совсем забыто в Набережных Челнах имя Сицинского Михаила Иосифовича – сотрудника ГИПРОАВТОПРОМА, главного инженера проекта КАМАЗа.
В Музее КАМАЗа хранятся несколько его фотографий, сделанных 17 июля 1969 года, в тот день, когда состоялась церемония закладки символического камня на месте будущей строительной площадки КАМАЗа.
Предлагаю вам прочитать статью Сицинского М.И., опубликованную в газете «Советская Татария» от 20 декабря 1969 года. Вновь обращаю ваше внимание на причины, по которым Набережные Челны были выбраны в качестве строительной площадки КАМАЗа!
В заключении стоит сказать, что технический проект КАМАЗа был закончен и выпущен в апреле 1971 года (т.е. строительство автозавода и города шло параллельно, без утверждённого техпроекта и смет, только по рабочим чертежам (!) – это уникальное явление в истории страны), а позже к марту 1973 года генеральный план КАМАЗа по техническим заданиям организаций Минавтопрома СССР, требованиям органов пожарного и санитарного надзора, с учётом замечаний Главгосэкспертизы Госстроя СССР был уже окончательно утверждён.