Найти тему
История КАМАЗа

Начало. Часть 4.

Посвящается 55-летию с начала строительства КАМАЗа, которое будет отмечаться 13 декабря 2024 года.

В нашем городе хранят память о Рубаненко Борисе Рафаэлевиче, под руководством которого Центральный научно-исследовательский институт экспериментального и типового проектирования (ЦНИИЭП) жилища спроектировал наш город (https://dzen.ru/a/ZU398rTQpglSR5Eq). На карте Набережных Челнов есть улица Академика Рубаненко.

Но мало кто помнит фамилии и имена тех, кто проектировал весь комплекс заводов КАМАЗа. Считаю своим долгом напомнить их.

Как известно, в октябре 1969 года к разработке технического проекта I очереди КАМАЗа и города Набережные Челны были привлечены 63 проектные организации из 23 министерств и ведомств Советского Союза. Назову лишь некоторые из них. Это институт ГИДРОПРОЕКТ имени С.Я. Жука, Московский институт Госстроя – ПРОМСТРОЙПРОЕКТ (директор Ступин Е.Н.), институты ОРГЭНЕРГОСТРОЙ, ЭНЕРГОСТРОЙТРУД, ГИДРОСПЕЦПРОЕКТ, ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ, ФУНДАМЕНТПРОЕКТ и многие другие проектные и конструкторские организации различных министерств СССР.

Из «Строительной газеты» от 26 декабря 1971 года.
Из «Строительной газеты» от 26 декабря 1971 года.

Функции генерального проектировщика объектов КАМАЗа были возложены на институт ГИПРОАВТОПРОМ, который возглавлял Залесский Юрий Евгеньевич.

Внизу график рассмотрения технического проекта КАМАЗа у Тарасова Александра Михайловича – министра автомобильной промышленности СССР 14 июля 1971 года.

-2

Совсем забыто в Набережных Челнах имя Сицинского Михаила Иосифовича – сотрудника ГИПРОАВТОПРОМА, главного инженера проекта КАМАЗа.

В Музее КАМАЗа хранятся несколько его фотографий, сделанных 17 июля 1969 года, в тот день, когда состоялась церемония закладки символического камня на месте будущей строительной площадки КАМАЗа.

-3
-4
Выступает Сицинский Михаил Иосифович – сотрудник ГИПРОАВТОПРОМА, главный инженер проекта КАМАЗа.
Выступает Сицинский Михаил Иосифович – сотрудник ГИПРОАВТОПРОМА, главный инженер проекта КАМАЗа.

Предлагаю вам прочитать статью Сицинского М.И., опубликованную в газете «Советская Татария» от 20 декабря 1969 года. Вновь обращаю ваше внимание на причины, по которым Набережные Челны были выбраны в качестве строительной площадки КАМАЗа!

-6

В заключении стоит сказать, что технический проект КАМАЗа был закончен и выпущен в апреле 1971 года (т.е. строительство автозавода и города шло параллельно, без утверждённого техпроекта и смет, только по рабочим чертежам (!) – это уникальное явление в истории страны), а позже к марту 1973 года генеральный план КАМАЗа по техническим заданиям организаций Минавтопрома СССР, требованиям органов пожарного и санитарного надзора, с учётом замечаний Главгосэкспертизы Госстроя СССР был уже окончательно утверждён.

-7