С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О рекламе», которые ввели обязательную норму по маркировке интернет-рекламы. Каждое такое сообщение или «креатив», должны быть снабжены плашкой о том, что это реклама, сведениями о рекламодателе и уникальным буквенно-циферным кодом — erid.
После вступление в силу поправок у предпринимателей возникло множество вопросов: как присваивается erid, кто его должен присваивать и так далее. Специально, чтобы ответить на эти вопросы комитет Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по правовой поддержке предпринимательства провёл семинар, в ходе которого Елена Барашкова, начальник управления госслужбы, кадров и правового обеспечения управления Роскомнадзора по Челябинской области, на эти вопросы ответила.
Об актуальности темы для предпринимателей свидетельствует хотя бы количество участников семинара: в очном и онлайн режимах ответы специалиста слушали 77 человек.
Начнём с определений. Реклама как таковая имеет четыре ключевых признака: использует любые формы и средства, направлена на неопределённый круг лиц, формирует интерес к товару или услуге, привлекает внимание к объекту рекламы. Отметим, что признаком рекламы не является возмездность оказания услуги, реклама может размещаться и бесплатно.
Под новые требования о маркировке подпадает любая реклама в интернете, причём таковой можно считать и посты в соцсетях, сторис и так далее.
Полномочия по контролю разделены между тремя ведомствами: ФАС, Роскомнадзором и ФНС. ФАС определяет, считается ли публикация рекламой и следит за наличием маркировки. Роскомнадзор собирает, хранит информацию о рекламе, следит за размещением информации о рекламе в Едином реестре интернет-рекламы, устанавливает требования к ПО операторов рекламных данных, ведёт их реестр, контролирует присвоение erid.
До вступления в силу поправок участники рынка интернет-рекламы были поделены на три группы: рекламодатель, рекламораспространитель и оператор рекламных систем. Причём первыми двумя могли быть кто угодно: физлица, юрлица или же ИП или самозанятые.
«С 1 сентября 2022 года у нас появляется новый участник процесса размещения рекламы — это Единый реестр интернет-рекламы, который создан для реализации полномочий Роскомнадзора по учёту интернет-рекламы. Личный кабинет ЕРИР доступен всем российским организациям и гражданам, зарегистрированным на портале Госуслуг», — рассказала Елена Барашкова.
Информация в личном кабинете в ЕРИР доступна участникам рынка в том объёме, в котором они являются стороной договора. А данные по креативам и материалам доступны только рекламодателям.
«Обращаю внимание о том, что передать информацию в ЕРИР рекламодатель или рекламораспространитель не могут. Они действуют через оператора рекламных данных», — отметила спикер.
Оператор — это специализированная организация, которая регистрирует объявление и собирает информацию о участниках рынка для передачи её в реестр. Сейчас таких организаций семь.
Передавать информацию о рекламе рекламодатель может напрямую оператору или же через распространителя. Порядок размещения информации в ЕРИР будет следующий: сначала рекламодатель заключает договор с оператором данных, далее вносятся сведения о заказчике услуги, её исполнителе и о самой рекламе (образец креатива, об объекте рекламы, текстовые данные креатива), после этого появится токен (erid). Сам токен должен быть размещён на креативе.
В дальнейшем необходимо отчитаться, не позднее 30 дней после размещения рекламной информации. Нужно предоставить реквизиты акта, сведения о договоре, сроки, стоимость, площадки размещения, статистика.
«Необходимо отметить, что рекламодатель может снять с себя ответственность по передаче данных, регистрации erid, если он заключит договор с рекламораспространителем, либо оператором рекламных систем. Тогда эту обязанность будут исполнять по договору иные лица», — подчеркнула Елена Барашкова.
При этом erid нельзя менять или шифровать. Маркировать им необходимо всю рекламу и все её форматы. Этого не требуется при рассылке, также не нужно маркировать push-уведомления и части теле- и радиоэфиров, которые были перенесены в сеть интернет без изменений. Получить токен необходимо до публикации рекламы или проведения, например, прямого эфира. Срок его действия неограничен.