Найти тему
"Красное знамя"

В Ташкент за невестой

И нет прекрасней повести на свете, чем повесть о влюбленных, которые смогли сохранить свое чувство до седин и воспитать детей достойными людьми. И как чудесно, что такие истории случаются и в наше время.

В честь праздника Дня матери, который мы будем отмечать в третье воскресенье ноября, наш новый рассказ о женской и не только женской судьбе. Среди многих крепких семей Абанского района мы выбрали для нашего номера историю семьи Сахибы Курбановны и Ойзяна Айтисановича Шадтыковых из села Покатеево.

Вот уже 45 лет они вместе – и в горе, и в радости, и зимой, и летом. Вырастили детей, теперь помогают поднять внуков. А начиналось всё очень непредсказуемо. Почти полвека назад всё в том же селе…

Так уж получилось, что в этом году доехать до Покатеево нашей выездной редакции удалось лишь в начале ноября. Хотя повод для визита был, и серьезный: весной начался долгожданный ремонт дороги от автомагистрали Абан – Долгий Мост – Богучаны до Покатеево. Большая часть пути (почти 23 км) была отсыпана гравием, но до финала ремонтники не дошли. Честно говоря, дорога сюда – это всегда проверка на прочность автомобиля и терпение и мастерство водителя. В общем, эта тема для отдельного большого материала.

Нам нравится бывать в этом уютном и красивом селе, где река Бирюса разливается широким потоком, а берег невысокий, пологий. Спускаешься к воде спокойно и неторопливо и любуешься таежными красотами. Здесь всегда чистые широкие улицы и воздух особенно прозрачный. Может потому, что автомобилей не так много, как в проходных поселках. И именно сейчас, когда берега и река покрылись сплошной белой пеленой, а замершие дороги слегка запорошило, легче всего добраться до Покатеево.

Мы подъехали с главой Покатеевского сельсовета Натальей Сильченко к дому супругов Шадтыковых в середине дня. Смело вошли в небольшой, но уютный дом. Сразу запахло детством… Как когда-то давно, когда приезжала на каникулы к бабушке, а на столе всегда ждали теплые зажаристые пироги.

После короткого приветствия нас пригласили за стол на угощение. Но решили всё таки начать с интервью. Сахиба Курбановна разрешила мне называть её Софьей, как зовут её многие соседи.

Вначале супруги смущались и на вопросы отвечали коротко. Но постепенно удалось разговорить наших героев. И полились воспоминания о молодости смелой и беспечной, о закадычных друзьях и улыбчивых подружках, о поисках своей половины.

Софья родилась и выросла в Ташкенте – солнечном и жарком городе, где окончила не только школу, но и швейные курсы. И даже начала работать в местном Доме мод, где способной девушке доверяли шить мужские костюмы-тройки. Талантливую швею 5-го разряда ценили и уважали в ателье.

В каникулы, а когда начала работать, и в отпуск, Соня приезжала погостить к бабушке и дедушке в сибирское село. В Покатеево девушка тоже не скучала. Помогала родным, а по вечерам гуляла с подружками, ходила на танцы.

Село, наполненное молодыми рабочими-лесозаготовителями, проживало свои лучшие времена. Много создавалось молодых семей, весело проводились праздники. А ещё много и достаточно тяжело работали, так как уровень механизации был низкий, а показатели производительности – высокие.

Выдерживали такой режим только самые крепкие и напористые ребята. В их числе был и молодой обрубщик сучьев Ойзян Шадтыков. Его семья оказалась здесь в конце сороковых годов. После войны отца Ойзяна как участника Великой Отечественной войны и побывавшего в фашистском плену сослали по политической статье в Сибирь. Здесь в Покатеево в многодетной семье Шадтыковых в 1949 году и родился Ойзян. Учился, потом работал в леспромхозе. Молодого рабочего предприятие направило учиться в техникум в Абакан. После двух лет очного обучения парень вернулся в родное село и продолжил работать на прежнем предприятии.

В 1978 году в конце отпуска отдохнувшая Соня собиралась вернуться в родной город. И на предложение руки и сердца соседа – пылкого молодого человека – девушка ответила… отказом. И улетела в Ташкент.

Но уже через неделю в дверь дома постучали. Вошел Ойзян и посватал девушку у её родителей. Удивительно, но очень скоро молодой человек завоевал доверие родителей Сони, и они согласились отдать ему в жёны свою дочь.

В конце сентября в Ташкенте сыграли свадьбу. А потом молодые вернулись в Покатеево. Оставлять своих пожилых родителей Ойзян не хотел, и Соня отправилась с супругом жить в Сибирь.

Первые семь лет молодожены жили в доме с родителями мужа. Соня научилась ладить со свекровью, вести большое хозяйство. А потом, после смерти бабушки Софьи, они переехали в её дом. И живут здесь поныне. Софья работала поваром в местной школе, затем санитаркой в больнице.

Семья Шадтыковых увеличивалась. Один за одним родилось три сына. Нариман – через год после свадьбы. Второй – Руслан – родился в 1985 году. А в 1986 – Дамир.

-2

Все выросли сильными и самостоятельными, надежными помощниками родителям. Каждый сын – нашел свою дорогу в этой жизни, получил специальность, работает и кормит семью. В родном районе нашли своих избранниц, женились и остались жить в родном селе. Сейчас в большой семье Шадтыковых подрастают внуки и внучки.

Хочется отметить, что Ойзян Айтисанович за свой многолетний трудовой путь много раз отмечался разными наградами как передовик производства и ударник социалистического соревнования. Более тридцати лет проработал мастером в лесничестве, потом в леспромхозе мастером верхнего склада.

Сотни километров по тайге проходил мастер за месяцы работы. Отводы лесосек и контроль за их уборкой, посадки саженцев, защита от пожаров и болезней – обязанностей у лесничего много. Под опекой – 58 тысяч гектаров зеленой тайги. И из самых дальних её уголков он всегда находил дорогу домой.

Оглядываясь назад, супруги с юмором вспоминают некоторые моменты своей семейной саги. Софья признается, что всегда чувствовала себя главной в семье.

Ойзян полностью доверял супруге управлять их семейным государством. Городская девчонка быстро научилась и корову доить, и с большим хозяйством управляться, и детей воспитывать в строгости и порядке.

Ругать ребятишек никогда не приходилось: мальчики сами спешили помочь родителям с раннего детства. А если возникали споры с супругом, Соня выдвигала контаргумент: ты меня выбрал – вот и терпи теперь! И супруг сдавался перед напором любимой женщины.

Во время нашего разговора, улыбаясь, Ойзян произнёс: «Сорок пять лет я нахожусь в плену у этой женщины!». И Софья лишь улыбнулась в ответ.

И сегодня, как самая старшая в семье женщина, она старается найти общий язык и с невестками, и с их родными. А семья-то многонациональная: со стороны Ойзяна Айтисановича – казахи и татары, Сахиба Курбановна – из семьи уйгуров, а невестки – европейских наций. А внучки какой национальности? На этот вопрос бабушка Софья и дедушка Ойзян отвечают тоже с улыбкой: «Они для нас любимые». Вот и вся нацпринадлежность.

Мы, конечно, не могли, да и не хотели отказаться от вкусных домашних пирогов. В завершение разговора пили чай и угощались чак-чаком и ароматными лепёшками с луком. А наши герои продолжали вспоминать события из жизни.

Вот так в непрерывной работе и суете до настоящего дня проживают супруги. И вот что удивительно: не разбилась их семейная лодка о каждодневный быт. Крепко держится на плаву, уверенно проходит через бури. И детей ведёт, как могучий ледокол, пробивая путь остальным судам.

Оксана Павлюкова