Хорошие новости пришли на ушедшей неделе. На Городецком гидроузле началось дноуглубление нижнего подходного канала. Работы по "расшивке" этого "узкого места" на Волге идут полным ходом. Что вселяет оптимизм и надежду на то, что в 2025 году модернизированный гидроузел будет-таки сдан в эксплуатацию.
Напомним, что лимитирующий «городецкий» участок Волги протяженностью 50 км возник в связи с тем, что Чебоксарский гидроузел не был наполнен до проектной отметки 68 м. Соответственно Волга от Нижнего Новгорода до Городца осталась в бесподпорном состоянии.
Вдобавок ко всему, происходит размыв дна у порогов Городецкого шлюза. В результате глубина 3,5 метра, которая была на этом участке и ранее выдерживалась круглосуточно, выдерживаться перестала. В результате - очереди из грузовых судов, следующих с недогрузом и теряющих время в ожидании шлюзования.
По данным ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», среднее время ожидания составляет 25,4 часа, то есть сутки. Сегодня среднесуточная занятость шлюза составляет всего 27%. И в маловодные годы, как, например, в ушедшем 2023-м, ситуация усугубляется.
В результате если сорок лет назад через городецкий шлюз ежегодно перевозилось порядка 22 млн тонн грузов, то сегодня объем грузооборот составляет лишь 20% от тех показателей, которые были в советское время.
Сегодня грузооборот через городецкие шлюзы составляет от 4,8 до 5,8 млн тонн ежегодно. В навигацию 2023 года перевезено 5 млн 628 тыс. тонн.
Разумеется, в таких условиях всерьез говорить о наращивании транзитных грузоперевозок через Нижний Новгород вряд ли возможно. Нужно решать проблему городецкого мелководья, и как можно скорее.
Напомним, вариантов решения проблемы обсуждалось несколько. Во-первых, это подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектной 68-й отметки. Во-вторых, строительство низконапорного гидроузла в районе Большого Козино.
Еще несколько лет назад этот вариант решения проблемы городецкого мелководья считался предпочтительным. Однако потенциальные экологические и экономические проблемы вкупе с судебными разбирательствами из-за срыва контрактных обязательств вывели на передний план альтернативный способ решения проблемы.
Речь идет о выполнении дноуглубительных работ в сочетании с реконструкцией судоходных сооружений Городецкого гидроузла. Именно этот проект реализуется сегодня. И дела идут полным ходом.
Проект прошел ФАУ «Главгосэкспертиза» с разбивкой на два этапа. На первом этапе - подготовительные работы, в том числе строительство временного причала и подъездных путей, выполнение части дноуглубления на участке основного судового хода и реконструкция причально-направляющей дамбы №10.
На втором этапе - финальные работы по дноуглублению основного судового хода и подходного канала, формированию котлована для строительства камеры, строительство камеры №15А, возведение здания диспетчерской и управления.
После проведенной модернизации грузооборот возрастет многократно, до 23 миллионов тонн в год. На участке реки от Нижнего Новгорода до Городца будет обеспечена гарантированная глубина в 4 метра, а значит, бесперебойное и безопасное судоходство.
В 2023 году на объекте завершено устройство временной дороги и строительного городка, выполнены демонтажные работы, построен временный причал.
Началось дноуглубление нижнего подходного канала, которое будет возобновлено с июня текущего года. А еще в наступившем 2024-м грядут дноуглубительные работы на подходном канале (1,5 км) и на основном судовом ходу на участке от Городца до Балахны.
Кроме того, ведутся работы по изготовлению и поставке гидромеханического оборудования, идет подготовительный этап основных бетонных работ по возведению камеры шлюза №15А.
Работы идут полным ходом. Флагман-ньюс, как всегда, следит за ситуацией. Как узнаем что-то новенькое, обязательно сообщим.
Иллюстрация: ФКУ "Ространсмодернизация".