Найти тему
Флагман-ньюс

Узел проблем Городецкого гидроузла: развязать или разрубить?

Хорошие новости пришли на ушедшей неделе. На Городецком гидроузле началось дноуглубление нижнего подходного канала. Работы по "расшивке" этого "узкого места" на Волге идут полным ходом. Что вселяет оптимизм и надежду на то, что в 2025 году модернизированный гидроузел будет-таки сдан в эксплуатацию.

Напомним, что лимитирующий «городецкий» участок Волги протяженностью 50 км возник в связи с тем, что Чебоксарский гидроузел не был наполнен до проектной отметки 68 м. Соответственно Волга от Нижнего Новгорода до Городца осталась в бесподпорном состоянии.

Вдобавок ко всему, происходит размыв дна у порогов Городецкого шлюза. В результате глубина 3,5 метра, которая была на этом участке и ранее выдерживалась круглосуточно, выдерживаться перестала. В результате - очереди из грузовых судов, следующих с недогрузом и теряющих время в ожидании шлюзования.

По данным ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», среднее время ожидания составляет 25,4 часа, то есть сутки. Сегодня среднесуточная занятость шлюза составляет всего 27%. И в маловодные годы, как, например, в ушедшем 2023-м, ситуация усугубляется.

В результате если сорок лет назад через городецкий шлюз ежегодно перевозилось порядка 22 млн тонн грузов, то сегодня объем грузооборот составляет лишь 20% от тех показателей, которые были в советское время.

Сегодня грузооборот через городецкие шлюзы составляет от 4,8 до 5,8 млн тонн ежегодно. В навигацию 2023 года перевезено 5 млн 628 тыс. тонн.

Разумеется, в таких условиях всерьез говорить о наращивании транзитных грузоперевозок через Нижний Новгород вряд ли возможно. Нужно решать проблему городецкого мелководья, и как можно скорее.

Напомним, вариантов решения проблемы обсуждалось несколько. Во-первых, это подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектной 68-й отметки. Во-вторых, строительство низконапорного гидроузла в районе Большого Козино.

Еще несколько лет назад этот вариант решения проблемы городецкого мелководья считался предпочтительным. Однако потенциальные экологические и экономические проблемы вкупе с судебными разбирательствами из-за срыва контрактных обязательств вывели на передний план альтернативный способ решения проблемы.

Речь идет о выполнении дноуглубительных работ в сочетании с реконструкцией судоходных сооружений Городецкого гидроузла. Именно этот проект реализуется сегодня. И дела идут полным ходом.

Проект прошел ФАУ «Главгосэкспертиза» с разбивкой на два этапа. На первом этапе - подготовительные работы, в том числе строительство временного причала и подъездных путей, выполнение части дноуглубления на участке основного судового хода и реконструкция причально-направляющей дамбы №10.

На втором этапе - финальные работы по дноуглублению основного судового хода и подходного канала, формированию котлована для строительства камеры, строительство камеры №15А, возведение здания диспетчерской и управления.

После проведенной модернизации грузооборот возрастет многократно, до 23 миллионов тонн в год. На участке реки от Нижнего Новгорода до Городца будет обеспечена гарантированная глубина в 4 метра, а значит, бесперебойное и безопасное судоходство.

В 2023 году на объекте завершено устройство временной дороги и строительного городка, выполнены демонтажные работы, построен временный причал.

Началось дноуглубление нижнего подходного канала, которое будет возобновлено с июня текущего года. А еще в наступившем 2024-м грядут дноуглубительные работы на подходном канале (1,5 км) и на основном судовом ходу на участке от Городца до Балахны.

Кроме того, ведутся работы по изготовлению и поставке гидромеханического оборудования, идет подготовительный этап основных бетонных работ по возведению камеры шлюза №15А.

Работы идут полным ходом. Флагман-ньюс, как всегда, следит за ситуацией. Как узнаем что-то новенькое, обязательно сообщим.

Иллюстрация: ФКУ "Ространсмодернизация".