Феномен спокойного и безмятежного бытия раскрыл И.А. Гончаров через повествование о сне Обломова. В нём раскрываются исходные данные для создания благостного созерцающего мира. Для кого-то это повествование о лени людской и о нежелании совершать развитие. И есть в этой точке зрения своя логика, так как не рождала эта людская среда своих плодов в виде амплитуды достижений и вырождений. Всё здесь ровно и спокойно. И в этой размеренной жизни каждый проживает свой век без притеснений, болезней и неурядиц. Каждый житель здесь счастлив, каждый благодарен за прожитый день.
Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…. Всякий знал там самого себя.
Эти строки говорят о том, что жизненный уклад их системы был целостным. Именно в целостных людях, семьях, коллективах есть такое неосязаемое содержание, которое держит их под покровом благополучия. Это явный и бесспорный критерий целостности и наполненности тем духом, который так легко может быть выветрен и который так важно беречь как зеницу ока.
Обитатели этого края далеко жили от других людей. …. в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге….. да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.
Это тоже очень существенная деталь. Обломовка была закрытой и самодостаточной системой и, будучи в равновесии, обеспечивала саму себя всем необходимым ресурсом. По этой причине не было в Обломовке ни тоски, ни агрессии, ни эгоизма. Кроме того, никакие чужаки не включались в эту систему и не располагали возможностью как-то на неё влиять и дестабилизировать. Даже один чужеродный человек способен расшатать всю систему, если он окутан сомнительным прошлым.
У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови.
Иными словами, в Обломовке все внешние вызовы принимались естественно, без надрыва, а все дела планировались с полной ответственностью и рациональным раскладом. Даже с ленью они умели договориться без каких-либо столкновений. И это абсолютно логично для целостной системы.
Очень интересным и достойным внимания выглядит следующее обстоятельство:
В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.
Довольно фантастическое заключение для восприятия современного человека. Однако, для такой системы как Обломовка это закономерное явление, потому что это отличительная особенность самодостаточной системы. Такое стечение благополучных обстоятельств, всегда происходит там, где люди относятся друг к другу с уважением и не позволяют свои аппетитам доводить других до физического истощения или душевного выгорания через обман, хитрость и прочее.
... безмолвные избы отворены настежь....Из преступлений одно, именно: кража гороху, моркови и репы по огородам, — было в большом ходу….. А то вообще случайности всякого рода были весьма редки.
Получается, что все жители Обломовки являлись людьми совестливыми и жили в доверии друг к другу. А если и пропадали какие-то овощи, то это были просто детские шалости. Одним словом, ни о каком вредительстве не было и речи. И как они счастливы в этом здоровом, благонадежном и живом обществе. Сколько в нём красок, жизни и искренности. Им всего хватало, и не было в них ни тоски, ни разочарований, ни потери смыслов. Даже сложно представить чего еще могла просить их душа. Она ничего не просила, так как она была довольна сама по себе. Все душевные потребности удовлетворялись фактом существования в целостной системе.
Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле.
Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.
Все перечисленные весомые преимущества не стоят утраты человеческих качеств ради стремительно развивающихся передовых технологий. На самом деле, нет ничего дурного в стремлении к прогрессу, если усилия людей оправданы и создаются полезные необходимые ценности. Но если сам рывок в развитии предполагает нравственное разрушение одних и физическое и моральное истощение других, то какой прок от такого прогресса? В этом случае, уже предполагается нарушение целостности системы и превращение её в хищную структуру, в которой и запустятся такие явления как болезни, происшествия, катаклизмы.
Сам факт целостности системы предполагает ровное течение жизни без колдобин, изломов и изгибов. Сама природа будет это поддерживать мягким климатом и прекрасной подходящей погодой как по заказу. Целостность системы сохранит в людях ту степень наполненности, чтобы быть в добром расположении духа. Нет в таких системах той блуждающей пустоты, которая духовно подстреливает одного за другим. Никто в ней не разрушается ни физически, ни морально. В каждом есть тот необходимый запас жизненной силы, чтобы обеспечивать своё существование в рамках совести и в любой ситуации оставаться человеком. Кроме того, и любые попытки устремления в зону эгоизма никак не находили реализации. Люди не велись на них, сразу чуяли, что к чему.
В произведении Паустовского «Тёплый хлеб» есть указание на связь природных явлений с качествами людей, которым они сопутствуют.
- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз...Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.
– Отчего же стрясся тот мороз? ...
– От злобы людской.
Иными словами, злоба зарождается не сама по себе, а в нецелостной системе, в которой один начинает действовать за себя и против всех. Когда эгоист обманом покушается на чью-то целостность, другой становится будто без души, лишь с её осадком на дне. И в эту пустоту и заселяется злоба или какая-то иная неприятность и важно суметь найти в себе силы остаться человеком, даже когда на душе пусто. В этом и состоит способность её наполнять и нести ответственность за свою желторотость и излишнюю доверчивость.
...не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами; оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго; мужчины в сорок лет походили на юношей; старики не боролись с трудной, мучительной смертью, а, дожив до невозможности, умирали как будто украдкой, тихо застывая и незаметно испуская последний вздох. Оттого и говорят, что прежде был крепче народ.
Жители Обломовки не размышляли о том, как надо жить, они просто чувствовали, как надо жить и делали это безошибочно. Размышляют над жизнью по обыкновению от тоски, от жизненного тупика, когда пытаются выбраться из паутины неверных шагов. Как много сил тратит человек, чтобы вновь подняться на тот старт, с которого он начал жизнь в этом мире. Но в Обломовке и в помине нет никакого падения, здесь каждый живет на белой полосе жизни, в положительной системе координат.
Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты.
Мудрость предков это архиважная составляющая. Следовать ей не так рискованно, как поддаваться укладу чужаков с их прогрессивными взглядами. То, что сейчас воспринимается как анахронизм и пережиток старины, есть та самая мудрость, которую люди уже начинают судорожно искать, крепко усевшись в лужу современности. Люди полагают, что живут в прогрессивном мире, в то время как они духовно сильно отстали от людей, которые жили несколько сотен лет назад. Чтобы прийти к реальной эволюции, а не к фиктивной, нужно сначала вернуться на ментальный уровень познаний наших предков, а потом только двигаться в сторону развития. Именно на базе знаний предков надо выстраивать свою систему ценностей, а не на базе тех, кто исторически тащит всех в бездну.
И пара слов об огне Весты. Согласно легенде, которая дошла на наших времен, служение этому культу обеспечило Древнему Риму мир в течение тысячи лет. Тысяча лет и ни одной распри. Сила этой идеологии заключалась в беспрекословном уважении и почитании весталок, которые были эталоном чистоты и нравственности. Именно это мировоззрение обеспечило покров стабильности и благополучия. И как только этот культ был низвергнут, через пару лет начались нападения на империю.
И пара слов об Илье Ивановиче, отце, известного всем Ильи Ильича и хозяине Обломовки. Добродушный был человек, и народ свой любил. И пусть не доставало в нём силы, чтобы лень Обломовскую запустить в созидательное движение, зато народ не погубил. Чуть-чуть бы и могло быть процветание со стабильным заделом на будущее. И все-таки важным было его умение не культивировать в себе голода к инородным диковинкам. Не обменивал он крепкую мощь своего народа на чужеземные шляпки, кружева и панталоны. Ценности и смыслы у него были в спокойном движении жизни и сохранении в людях души.