Все уже было, все еще будет... Некоторые национальные "парадигмы" в некоторых странах излечить, видимо, невозможно даже при локальном применении известного народного средства от горбатости. Медицина, как говорится, тут бессильна. Во всяком случае, при рассмотрении более-менее существенных временных промежутков видно, что все чудеса повторяются, а тотального применения упомянутого выше средства от горбатости не допускает уже наша национальная парадигма, все-таки у нас не Америка, мы - не они. В результате старые идеи опять вылезают из заросших травкой могил и просачиваются в головы новых борцов за великую что-то там от моря до моря - Румынию, Финляндию, Польшу - нужное подчеркнуть. Но Польша тут, конечно, вне конкуренции, это явление мирового масштаба. Уникальное и исключительное.
Возникшая на развалинах Российской Империи очередная версия Польши, именуемая также II Речью Посполитой (нынешняя - официально по Конституции третья - III Rzeczpospolita, ПНР типа не считается вообще) с самого момента своего очередного возрождения взялась за старое - предыдущие века ничему не научили. Попытки что-то оттяпать у соседей (сразу на всех направлениях) и одновременно навязчивое состояние собственного якобы исторического величия (Polska od morza do morza) составляли основу польской внешней политики с начала 20-х и вплоть до 1 сентября 1939 года и продолжают составлять.
В этой статье мы добавим пару малоизвестных штрихов к образу Гиены Европы в 30-х годах 20-го века и современной ее реинкарнации в наше нелегкое время. Историческая часть штрихов - архивные документы. Современная часть - информация из первых рук, от находящихся на передовых рубежах наших авторов и компетентных специалистов соответствующего профиля, так что ссылок не просите, это просто не серьезно. Мы никогда не публикуем полученные сведения о текущих событиях на линии соприкосновения, уважая закон и понимая все сложности момента, но польские шалости обнародовать, думаем, вполне будет уместно и вреда от этого обороноспособности нашей страны не будет.
Начнем все же с 30-х годов 20-го века. На канале уже публиковались материалы о польско-немецком сотрудничестве, которое местами было очень тесным и доходило до практически союзнических отношений. Желающие могут ознакомиться по ссылкам:
Повторяться не будем, сразу перейдем к новым подробностям.
Шифртелеграмма полпреда СССР в Великобритании И. М. Майского в НКИД СССР об ультиматуме, предъявленном Польшей Литве, и реакции Великобритании на аншлюс Австрии и официальное заявление наркома иностранных дел СССР М. М. Литвинова в связи с обострением положения в Европе от 18 марта 1938 г. АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 277. Д. 1928. Л. 215-218
Примечание: по поводу грифа на бланке см. разъяснение для особо грамотных тут:
Текст читаем весьма условно, так что продублируем.
Первый лист посвящён обзору реакции иностранной прессы (в целом положительной) на интервью Литвинова, объясняющее советские предложение по формированию системы коллективной безопасности, второй - содержит прогноз в части вероятной блокировки этих инициатив британским правительством, а вот третий как раз нам интересен будет в рамках темы статьи:
Речь тут об ультиматуме от 17 марта 1938 года, который польские власти предъявили Литве по вопросу территориальной принадлежности Вильно, будучи вдохновленными долготерпением европейских держав в отношении аппетитов Гитлера (как раз прошел Аншлюс Австрии).
Ультиматум содержал требование безоговорочного согласия на восстановление дипломатических отношений в течение 48 часов и окончательного урегулирования всех спорных вопросов до 31 марта. Установление ранее разорванных дипломатических отношений означало бы отказ Литвы от претензий на спорный регион с центром в исторической столице этого государства Вильнюсе (по-польски Вильно). На карте соответствующие территории окрашены оранжевым и коричневым цветом.
История этого вопроса, на первый взгляд, крайне запутана, но при ближайшем рассмотрении вполне узнаваема и понятна.
После поражения под Варшавой части Красной Армии оставили ранее занимаемый район Вильно, передав контроль над ним литовским формированиям в обмен на возможность уйти через территорию Литвы. Литовцы встретили наступающих поляков отнюдь не хлебом-солью, впрочем вооруженный конфликт быстро затух под давлением европейски стран, да и самим полякам продолжение войны было уже не по силам.
Однако надеется на международный арбитраж поляки не стали и приняли меры. Хитрый план предполагал отторжение территорий за счет создания номинально независимого образования, которое затем перейдет под контроль Польши. Для этой цели был использован фальшивый мятеж генерала Желиговского, командующего дивизией, состоящей в значительной части из уроженцев приграничных районов Польши со смешанным населением.
Желиговский и сам был неоднозначной фигурой, как пишут польские историки, "разрывался между польской и литовской идентичностью". Однако факт его тайного сговора с Пилсудским в части истинных целей мятежа ни у кого давно сомнений не вызывает даже в Польше. Желиговский должен был по замыслу Пилсудского якобы дезертировать из польской армии вместе со своей дивизией и сделать грязную работу по созданию на территории края марионеточной Центральной Литвы.
Формально польская армия в рамках Сувалковского соглашения в боях не участвовала, т.к. соблюдала режим прекращения огня, но в реальности действия Желиговского поддерживали не только тыловые структуры польской армии, но и некоторые боевые подразделения, в частности авиация.
"Независимая" Центральная Литва (Litwa Środkowa) просуществовала недолго - до весны 1922 года и предсказуемо вошла в состав Польши как часть Виленского воеводства, что и привело к разрыву дипломатических отношений между Литвой (не признававшей такого положения дел) и Польшей.
В 1938 году поляки решили соседей окончательно "дожать" и вынудить признать сложившееся де-факто положение. И дожали бы окончательно, если бы не СССР, который в рамках известного осеннего "освободительного похода" 1939 года вернул утраченные территории, а Виленский край передал Литве - тогда еще НЕЗАВИСИМОЙ.
Аналогичным образом под шумок Судетского кризиса поляки предъявили территориальные претензии и к Чехословакии. Пока Англия и Франция шли по пути "умиротворения агрессора", ситуацией надо было пользоваться.
Однако, претензии НА ЧАСТЬ чехословацкой территории это цветочки. В реальности в Польше рассматривалась идея создания некой Унии, нечто вроде нынешнего Союзного государства РФ и Белоруссии, только в польском варианте очевидным лидером связки должна была стать, само собой разумеется, Польша. Лиха беда начало, а там, глядишь, и до Черного моря рукой подать, вот тебе и от моря до моря, как обещали... Отметим справедливости ради, что инициатором консультаций по данному вопросы стали представители чехословацкой стороны, точнее, представители несостоявшегося фюрера Гайды.
Радола Гайда - личность уникальная даже по меркам Восточной Европы. Человек-оркестр, так сказать. Из австро-венгерской армии махнул в черногорскую, из черногорской - в русскую. Участник и один из организаторов "мятежа белочехов", открыто перешел в армию Колчака, предал Колчака, вернулся на родину, где его обвинили в работе на советскую разведку, пытался организовать путч, избирался в парламент, создал фашистскую партию, целью которой называл освобождение Чехословакии от немцев и евреев (!!!) и после войны был осужден за сотрудничество с оккупантами. Вот такой разносторонний человек.
То, что у Гайды "не хватило бы пороху" всерьез поменять государственное устройство Чехословакии, поляки, судя по тексту документа ниже, понимали вполне. Но с другой стороны, в поисках союзников и источников финансирования представители Гайды "зашли" не по дипломатической линии, а по военной, прекрасно понимая - поляки такой возможности не упустят и могут, официально не вмешиваясь, еще раз повторить литовский сценарий.
Донесение сотрудника самостоятельного реферата общих исследований II отдела Главного штаба Войска Польского К. Северина начальнику II отдела Главного штаба Войска Польского Т. Пелчиньскому о плане создания польско-чешского государства-унии, предложенном лидером чешских фашистов Р. Гайдой от 9 февраля 1938 г. ("самостоятельный" - трактовка архивистов, мы бы перевели как "отдельный" или "независимый")
РГВА. Ф. 308к. Оп. 3. Д. 442. Л. 6-9
Вот такие любопытные моменты позволяют многое понять в политике современной Польши. Новое - это хорошо забытое соседями старое. Делая ставку на моноэтническое и монокультурное государство, современный польский национализм пользуется моментом, чтобы в привычном для себя ключе урвать свое, вступая в любые союзы с любыми силами, исключая Россию, хотя... Кто знает. Захватывать новые территории полякам сейчас смысла нет - лишние проблемы со статусом. Гораздо проще эти территории беззастенчиво грабить - в прямом смысле.
Сейчас это делать проще простого, даже не надо, как в варианте с безумной ельцинской Россией, завозить яблоки и дешевые шмотки, чтобы вывезти, например, лом цветных металлов или другое ценное сырье. Теперь его можно просто погрузить на НАТОвские трейлеры в раздолбанных "элементах критической инфраструктуры" совершенно бесплатно и оттранспортировать к себе, благо никто пикнуть не посмеет - польских войск, неофициально разумеется, в формате ЧВК, в известной зоне полным полно уже давно, а вовсе не отдельные "дикие гуси" там бродят. Каки еще гешефты поляки получают, взаимодействуя с невообразимо коррумпированным режимом одной соседней страны, можно себе представить при желании самостоятельно, и, скорее всего, даже самые смелые ваши фантазии будут близки к реальности.
Происходящие в той самой стране события не только элемент зловещих планов мировой закулисы. Под это дело Гиена Европы привычно рвет все, что не может дать сдачи по тем или иным причинам и не успевает уползти. Чем дольше будет громыхать, тем больше поднимется на этих делах польский, аффилированный с ВПК и силовыми структурами крупный бизнес. Поскольку главный заокеанский партнер и по совместительству куратор тоже заинтересован в продолжении, никто панам по рукам не даст - просто некому это сделать.
Как всегда, смутная надежда на Россию. Но, честно говоря, она тает с каждым днем. Поэтому так важно не иметь иллюзий и понимать одну важную вещь. Все трансграничные сюси-муси с поляками и финнами, равно как и сезонный туризм, тесные дружеские связи с просто хорошими людьми и пр. закончились, если не навсегда, то надолго. Эти ребята опять запустили старую пластинку и уже сами не остановятся. Не надо пенять на власть россейсую и хулить начальство - что сделано, то сделано, могло быть и хуже, лучше поздно, чем совсем поздно. Примите реальность, нет смысла закрывать глаза и ждать чуда. Примите и будьте со своей страной во всем и всегда. Если и есть что хорошего в польском национальном характере, так это полная неспособность искать виноватых внутри своего круга. Нам бы эту позитивную черту перенять и будем править миром.