"Пока в школах не вернут двойки за год, пока не вернут второгодников, деградацию среднего образования не остановить," — так думают многие, и не только учителя, но и родители. Не секрет, что итоговые двойки в подавляющем большинстве школ находятся под негласным запретом. Проблемы в школах с успеваемостью имеются и немалые, но они чаще всего замалчиваются.
По многим причинам у детей наблюдается полное отсутствие мотивации учиться — зачем, если мне этот предмет не понадобится в жизни, я должен его учить? Зачем учить Ваш английский, если он мне абсолютно не нужен ни сейчас, ни в будущем тоже?
Раньше детки хотя бы в начальной школе имели какой-то интерес к учёбе, боялись получить плохую отметку, то в настоящее время уже в первом классе большинство детей учиться не хочет. А в средних и старших классах школьники постоянно чем-то недовольны — зачем мне это надо, достала уже ваша учёба, надоели эти что-то требующие учителя. Не хочу в школу! И недовольны почти все!
Причины отсутствия желания учиться имеются, и их в современной школе достаточно. Вот, на мой взгляд, некоторые из них:
1) Думаю, что первостепенной причиной отсутствия мотивации у детей учиться является та, что учителям гласно или негласно запрещено ставить двойки. Нет, разумеется, не текущие, а годовые. Или допускается, допустим, одна "двоечка", и соответственно, куча бумаг, индивидуальный план работы с двоечником "на осень", разбор полётов на педсовете типа: "Двойку Вы поставили себе" и так далее. Для учителя, поставившего двойку, одни неприятности и от администрации, и от родителей, естественно. О гневе ученика уже молчу.
Чаще всего одну двойку ученик легко может пересдать летом или осенью, то есть на повторное обучение могут остаться школьники только с двумя двойками за год. Могу ошибаться. Знаю, что ещё требуется и согласие родителей.
В общем, три года не работаю в школе — возможно, что правила изменились. Думаю, что коллеги поправят меня, если что.
Абсолютная безнаказанность за неуспеваемость делает своё дело. Некоторые рассуждают так: пусть у меня накапливаются текущие двойки, а я и не подумаю их исправлять, буду хамить учителю или молча отказываться отвечать, и учитель мне ничего не сделает, потому что никуда он не денется — в итоге выведет "троечку", даже если будет "два" за итоговую контрольную.
2) Зачем детям напрягать себя — учиться? Абсолютно легально предлагаются в интернете готовые домашние задания, имеются разобранные задачи и примеры, а также готовые ответы. Зачем утруждать себя и самому переводить текст с английского, если есть переводчик. Я же не дурак или не дура))
Списывают с интернета почти все, дети отказываются думать своей головой. Пока у них есть такая возможность, они будут это делать. И даже хорошисты и отличники, если могут где-то списать, поверьте, не будут себя нагружать самостоятельной работой. Я это уже проходила и знаю, что говорю. И когда поняла, что не могу остановить списывание, то это оказалось одной из причин моего ухода из школы. То есть моё бессилие.
Представьте себе такую ситуацию: самостоятельно составляю контрольную работу по английскому языку в 11 классе, и никто не знает ни решения, ни ответов, естественно. Перед уроком прошу положить на учительский стол телефоны. Рассаживаю по одному за парту, раздаю листочки с двумя вариантами.
Хожу между рядами "как цербер-надсмотрщик". Бесполезно. В каждом варианте есть по отличнику, и этот отличник незаметно сообщает решение всем. Все пишут на "5". Как это произошло? Ведь я была бдительной как никогда. Не знаю! У многих из них по два смартфона. Они сумели!
Вот он УМ современной молодёжи куда направлен — на хитрость и списывание любым путём. Изворотливость! Это, наверное, для успеха в жизни неплохое качество, но школа при этом ЗАЧЕМ НУЖНА?
3) Выпускники 9-х классов в большинстве своём не боятся ОГЭ. Нет, конечно, хорошо, что не боятся. Я хотела сказать, что не чувствуют ответственности перед итоговой аттестацией, поэтому и не учатся, как положено.
Вы скажете, что есть общественные наблюдатели, камеры установлены по кабинетам. Но ведь почти ежегодно в 9 классе сливаются в сеть ответы экзаменационных заданий, и поэтому те товарищи, которые не учились в течение учебного года, перед началом экзамена переписывают все ответы в шпаргалку, прячут её — ведь металлоискатели бумажку не найдут. Шпоры они проносят на экзамен, в туалет выходить разрешается, и они списывают на тройку. А некоторые умудряются даже на четверку или пятёрку написать.
Поэтому извечный вопрос, как заставить учеников заинтересоваться изучаемыми дисциплинами, как "влюбить" в свой предмет и увлечь учением, сейчас актуален как никогда. Считаю, что вернуть полноценные двойки в школы всё-таки стоит. Ученики должны понимать ответственность и знать, что не учась, можно и на второй год "загреметь".
Согласна, мои дорогие читатели, что нет прямой связи между успеваемостью в школе и удачной карьерой в будущем. Среди моих выпускников, в прошлом золотых медалистов, достаточно много талантливых людей, достигших в жизни определённых высот. Но и неудачники тоже имеются. И наоборот! Вчерашние двоечники становятся успешными людьми. Не мне вам рассказывать. Но статья, как вы поняли, о другом.
Пишите своё мнение по проблеме, если, конечно, есть желание. Всем спасибо! И до новых встреч!