И ситуация действительно может привести к коррекции европейской политики.
Сотни фермеров с 29 января блокируют основные автомагистрали, ведущие в Париж, установив блокпосты и обеспечив непроходимость дорог за счет сельхозтехники и других доступных фермерам средств, вроде паллет, навоза и сена. Анонсированные правительством Франции меры по недопущению блокирования Парижа результатов не дали – фермеров слишком много, и они слишком решительны.
Один только кортеж, выехавший в понедельник из Ажена в направлении рынка Рунджи, к концу дня состоял из девяноста тракторов и сорока автомобилей. В остальной части Франции также проходят блокирования и демонстрации. В Лионе «мягко» началась блокада, прибытие основной части сил, как выразился представитель движения фермеров FRSEA Мишель Жу, ожидается во вторник. В общей сложности чуть менее 10 000 фермеров были «мобилизованы» на местах по всей Франции в последние дни января, при поддержке почти 5000 единиц техники, сообщил агентству Франс Пресс (AFP) источник в полиции. В блокаде Парижа участвуют тысяча фермеров и чуть более 500 единиц техники», которые намерены оставаться на месте до конца недели.
Фермеров официально поддержали как минимум некоторые представители местных администраций. В Сент-Женевьеве (Уаза) мэр Даниэль Вереке вышел приветствовать колонну фермеров со своими подчиненными, заявив, что он сам – внук фермеров, и стоит за французскую экономику.
Экономические требования фермеров оказались крайне привлекательными для многих французов за пределами аграрного сектора. Протест фермеров поддержали владельцы небольших магазинов, ориентированных на фермерскую продукцию и некоторые дистрибьюторы сельхозтехники – если не будет фермеров, у них не будет сбыта. То есть, социальная база протеста куда шире, чем фермеры на тракторах.
Весьма симптоматично, что раздражающие французское общество факторы имеют наднациональный характер. Например, закон об общей сельскохозяйственной политике или PAC, который действует с 1962 года. Новая редакция этой политики (на период 2023-2027 годов) резко увеличивает количество согласований и бюрократических процедур, а также требует сохранять под паром не менее 4% фермерских земель ради сохранения биоразнообразия.
Эти требования означают падение прибыли каждого крестьянского хозяйства на 4% – и убытки, потому что за полем под паром, не дающим прибыли, нужно ещё и ухаживать. Кроме того, PAC затрудняет выплаты фермерам – а сельское хозяйство ЕС невероятно дотационно. Одно из требований FNSEA это «немедленная выплата всей помощи PAC независимо от причин невыплаты».
В том же ряду идет «Европейский зеленый пакт», за которым стоят Еврокомиссия и Урсула фон дер Ляйен, желающая видеть «углеродную нейтральность» в ЕС к 2050 году. Европейский зеленый пакт воспринимается как карательная операция, чрезвычайно обременительная для фермеров.
Стратегия «от фермы к вилке» - ещё один неприятный для фермеров триггер - состоит в том, чтобы вдвое сократить использование пестицидов (для растений) и противомикробных препаратов (для сельскохозяйственных животных), а также сократить использование химических удобрений на 20%. Стратегия также предусматривает выделение четверти сельскохозяйственных угодий под органическое земледелие к 2030 году (по сравнению с 9% в 2020 году).
Против этой стратегии протестуют не только фермеры Франции, но и европейский сельскохозяйственный союз COPA-Cogeca, а также депутаты Европарламента. Они осуждают потерю продовольственного суверенитета, рост импорта неевропейских товаров и, следовательно, растущую конкуренцию, а также падение сельскохозяйственного производства.
Недовольны фермеры сделкой с рынком Южной Америки ЕС-МЕРКОСУР (оттуда хлынет более дешевая продукция) и стоимостью дизельного топлива. Точнее, «недорожного дизельного топлива» (GNR), продукта, который был выпущен в 2011 году в соответствии с директивой ЕС, направленной на сокращение выбросов парниковых газов.
До сих пор GNR пользовался льготным налогообложением по сравнению с другими видами топлива. Кроме того, крестьяне могли подать заявку на частичное возмещение налога на внутреннее потребление энергоносителей (TICPE) при покупке GNR. Сейчас эти льготы власти хотят отменить.
Ещё одна проблема – объем пестицидов, которые могут использовать фермеры. Правительство планирует сократить его вдвое. В ноябре 2023 года сельскохозяйственные профсоюзы уже добились от Брюсселя, чтобы Европейская комиссия не запрещала глифосат до 2033 года, несмотря на оговорки Франции, Германии и Италии.
Нетрудно отметить, что значительная часть требований французских фермеров касается общеевропейской политики, а не национальной французской. Например, сделка с МЕРКОСУР предусматривает отмену таможенных пошлин на импорт 45 000 тонн меда, 60 000 тонн риса, 180 000 тонн сахара и, самое важное, 99 000 тонн говядины, облагаемой налогом в размере 7,5 %, к которой добавляются 60 000 тонн говядины других сортов и 180 000 тонн мяса птицы.
«Фермеры МЕРКОСУР уже являются сверхконкурентоспособными. Какой смысл открывать им этот льготный тариф, тем более что мы знаем, что их продукция не соответствует критериям, установленным в Европе?», - задавалась вопросом Национальная федерация крупного рогатого скота после заключения соглашения в 2019 году. Неудивительно, что французские протесты фермеров понемногу проникают в соседнюю Бельгию. В Брюсселе первые тракторы появились возле здания Европейского парламента. Фермеры из всех регионов, а также из Франции и других стран планировали приехать в столицу уже в среду, накануне внеочередного европейского саммита.
В данный момент французские протесты своей цели достигают. Премьер-министр Габриэль Атталь объявил в пятницу, 26 января, что отменяет повышение налога на GNR, а в течение этой недели должны быть приняты и другие решения, за выполнением которых проследят президенты FNSEA и организации молодых фермеров, которые находятся в постоянном контакте с правительством Франции.
Французские протесты могут ударить по всей европейской системе, ведь фермеров приходится поддерживать властям – иначе не получится. По последним данным частных аграриев поддерживает 82% населения страны. Макрон даже планирует внести тему о недовольстве фермеров в повестку дня встречи лидеров ЕС в Брюсселе в четверг. Ожидается, что он попросит об исключении из правил ЕС, требующих от фермеров участвовать в сохранении биоразнообразия.
В последние месяцы Макрон неоднократно пытался заверить французских избирателей в том, что переход к «зеленой экономике» не произойдет за их счет, призывая к некарательным мерам и «регуляторной паузе» в отношении экологических законов ЕС.
Если Брюссель откажется, то тогда обозначившиеся во Франции, Бельгии и Германии проблемы могут стать общеевропейскими. Ведь к протестам наверняка примкнут недовольные засильем украинского зерна поляки и другие представители Восточной Европы – и всё это за несколько месяцев до выборов в Европейский парламент. Макрону вообще не позавидуешь: симпатии к правым сильны как никогда, особенно в сельской местности, а выборы уже в июне.
Европейская бюрократия начинает душить даже страны Старой Европы, которые сами эту бюрократию и создали. Добавим к перечисленному саморазрушительную политику Брюсселя по отношению к Венгрии. К республике впервые могут быть приняты санкции «внутри ЕС», подрывающие сам смысл объединения. Перспективы для Евросоюза вырисовываются крайне неприятные.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!