Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Наполнить "сосуд любви" ребёнка

В книге "Выбираем любовь" Р. Хемфелта, Ф. Минирта и П. Майера я нашла понятие "сосуда любви", которое, на мой взгляд, очень точно описывает ресурсность человека.

Ведь от того, насколько мы напитаны любовью, зависит, будем ли мы ресурсными, сможем ли мы отдавать.

Мы хотим, чтобы наши дети нас слушались, были успешными в учёбе, творческими, самостоятельными и т.д. И мы можем сколько угодно ждать этого от них или даже требовать, но пока их сосуды любви пусты или полупусты, мы ничего не добьёмся. И чем больше будем требовать, давить и напирать, тем больше будем их опустошать и истощать.

Вряд ли кто-то желает для своего ребёнка того, чтобы он работал на износ, выбивался из последних сил, лишь бы добиться желаемого результата, поставленной цели. Но мне нередко приходится слышать о таких случаях. Вместо того, чтобы осознать, что происходит с маленьким человечком, помочь ему разобраться в своём физическом и психическом состоянии, его заставляют делать то, что ему делать невыносимо тяжело. Порой со стороны очень трудно это понять, а чувства мы зачастую склонны откладывать на потом. То, что для одного ребёнка какое-то задание может быть сущей ерундой, с которой он справится в мгновение ока, для другого может оказаться трудно выполнимой задачей. У родителей и учителей это не укладывается в голове, ведь это так элементарно, это так просто.

Почему он не делает?

Поверхностный ответ лежит на поверхности. Ребёнок ленится.

Но в психологии понятия лени нет. Поверхностный взгляд не даёт понимания истинных причин того, почему ребёнок не справляется, почему он не хочет выполнять то, что другие делают без особого труда.

Ведь вместе с тем, что он чего-то не делает, против чего-то восстаёт, он может быть замкнутым, агрессивным, подавленным, страдать заболеваниями, трудно поддающимися лечению и т.д. Попросту говоря, ребёнку может быть плохо.

Однако со взрослых прежде всего спрашивают продуктивность ребёнка, даже если он просто сидит и страдает в социуме. Мало кого интересует его состояние. Ведь это большая кропотливая индивидуальная работа, которая требует времени, внимания и, возможно, помощи других специалистов.

Глубинный взгляд на проблему предполагает анализ причин. Для этого нужно понять, почему опустел "сосуд любви" ребёнка? Что предшествовало тому, что у ребёнка сначала проявилось, а со временем закрепилось негативное поведение.

Опустошить сосуд любви могут как отдельные факторы, так и их совокупность:

- отсутствие любви в ответ на желание быть любимым, нужным (депривация),

- стрессовые ситуации, в которых ребёнку (по разным причинам) не была оказана необходимая психологическая помощь,

- активное (физические, вербальные негативные воздействия) и пассивное (родитель не проявляет чувств, недоступный/занятый родитель, отсутствие похвалы, отсутствие физического контакта, негативные сообщения/посылы, эмоциональный "инцест" и т.п.) насилие.

Как помочь ребёнку наполнить его сосуд любви?

- восстанавливать нарушенный контакт, признаваясь в своей любви к нему,

- говорить с ребёнком о его чувствах и переживаниях, "отзеркаливать" их,

- поддерживать свое чадо в трудных ситуациях,

- поощрять ответственность и самостоятельность,

- обеспечить психологическое сопровождение в случае наличия психологических травм.

Автор: Ольга Рябова (Тарасова)
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru