Какая самая популярная компьютерная игра в мире? Какую компьютерную игру можно встретить на всем, чем угодно, если на этом можно играть? И, более того - в качестве мини-игры она встречается во многих других играх? Название какой игры давно перестало быть именем собственным, зачастую употребляясь в повседневной жизни как нарицательное?
Конечно, речь идет о "Тетрисе". Вряд ли во всем мире найдется человек (имеется в виду - с доступом к компьютеру), который никогда в жизни не играл в "Тетрис". Или, хотя бы, не слышал про него.
Но самое удивительное то, что "Тетрис" был разработан... в СССР в 1984 году! Да-да! В то время, когда компьютер не каждый советский гражданин на картинке-то видел, внутри железного занавеса была создана самая продаваемая компьютерная игра в истории человечества!
"Тетрис" был разработан Алексеем Пажитновым - программистом Вычислительного центра Академии наук СССР. И - нет, "Тетрис" был создан без цели придать призраку коммунизма, бродящему по Европе, какую-то физическую форму. Игра была разработана в инициативном порядке.
Идея "Тетриса" была позаимствована Пажитновым из игры в пентамимо - фигур, состоящих из пяти квадратных сегментов. Источники утверждают, что с 1960-х годов игра в пентамимо была популярна в СССР. Настолько популярна, что в журнале "Наука и жизнь" пентамимо был посвящен целый раздел, а в любом магазине игрушек продавались наборы для пентамимо. Возможно... тут врать не буду - я этого времени не застал, я лишь чуть-чуть старше "Тетриса".
Пажитнов работал в ВЦ АН СССР над проблемами искусственного интеллекта и, для обкатки идей, пытался автоматизировать укладку пентамимо в различные фигуры, но... но вычислительных мощностей бывшего в распоряжении Пажитнова компьютера "Электроника-60" не хватало для обработки фигур из пяти сегментов - пришлось упрощать, убрав один сегмент. Так появилась классическая версия "Тетриса" - головоломка из семи фигур, каждая из которых состоит из четырех сегментов - палка, кубик, Г-образная фигура, загнутая в правую или левую стороны, Т-образная и Z-образная, тоже как обычная, так и отзеркаленная.
Сам игровой процесс представляет собой укладку фигур в "стакан" 10х20 клеток. Фигуры можно вращать вокруг оси, ускорять падение, двигать вправо или влево. При заполнении горизонтального ряда он сгорает, при этом вся верхняя надстройка опускается вниз. В принципе - вот и вся игра! Просто, как и все гениальное!
Первая версия была написана Пажитновым 6 июня 1984 года на языке Pascal, позже - портирована на IBM PCшестнадцатилетним школьником Вадимом Герасимовым на языке Turbo Pascal.
Название "Тетрис", использованное Пажитновым, является производным от "тетрамино" и "теннис".
Первая коммерческая версия "Тетриса" была издана компанией Spectrum HoloByte (дочерней фирмой Mirrorsoft) в 1987 году. Mirrorsoft была закрыта в 1992 году, Spectrum HoloByte в 1993 году была объединена с MicroProse, а в 1999 году окончательно прекратила свое существование.
Стоит отметить, что в 2023 году на экраны вышел фильм "Тетрис", посвященный спору относительно прав на игру. Да, большая часть показанного в фильме - вымысел, но ситуация с правами на "Тетрис" в самом деле очень запутанная - не вижу смысла пересказывать все перипетии, факт тот, что последнее известное на сегодняшний день судебное разбирательство по правам на "Тетрис" было завершено в 2014 году - через 30 лет после создания самой игры!
Вообще, "Тетрис" - игра, которая никогда никем не была пройдена до конца! В классической версии скорость игры постепенно увеличивается, т.е., даже если человек способен вовремя среагировать, переместив фигуру, все упирается во время отклика клавиатуры и аппаратные мощности самого компьютера. Рекордом для человека на настоящее время является 29-й уровень, для искусственного интеллекта - 237-й уровень, после чего скорости отклика перестало хватать и система зависла. Да, возможно, в далеком будущем, когда появятся более быстродействующие компьютеры, этот рекорд будет побит. С другой стороны - легенды древних майя утверждают, что когда "Тетрис" будет пройден до конца - настанет конец Вселенной!
Как уже было отмечено выше, сегодня существует невероятное количество разновидностей "Тетриса". Это игра на очки, с подсказками следующей фигуры или без нее, с различным размером "стакана", с постепенным открыванием изображения (зачастую - откровенного характера). Весьма своеобразная вариация "Тетриса" встроена в игру "ГЭГ" 1997 года, тоже отечественного разработчика.
На Западе не скрывали, что "Тетрис" - разработка советской науки и техники. Так, еще с первых релизов американской Spectrum HoloByte и британской Mirrorsoft игру сопровождал русский колорит - заставка с изображением Храма Василия Блаженного, портреты Ю. Гагарина и М. Руста (немца, бежавшего в СССР и посадившего самолет на Красной Площади). Конечно, большей частью это была не дань уважения разработчику, а рекламный ход - первая игра из-за железного занавеса!
Первые версии "Тетриса" не имели какого-либо звукового сопровождения - да и не могли, ввиду аппаратных ограничений. Впервые музыкальное оформление было использовано в американском релизе на Apple IIGS - песня "Коробейники". Эта же мелодия использовалась в японском издании. С тех пор "Коробейники" известны во всем мире, как "музыка из тетриса". В некоторых изданиях использовалось несколько мелодий, включая "Интернационал" и "Калинку".
Сегодня эти традиции забыты и "Тетрис" не несет прежнего русского колорита.
Что касается Алексея Пажитнова и Вадима Герасимова - оба в начале девяностых мигрировали из страны, Пажитнов работал в Microsoft, ныне на пенсии, живет в США, Герасимов - проживает в Австралии и работает в Google.