Найти тему
Вдумчивый сибиряк

Неадекватная опека опасна для вашего ребёнка. Анонимный донос – и у родителей забрали годовалую дочку

Оглавление
ФОТО: POGIBA ALEXANDRA/NEWS.RU/Globallookpress
ФОТО: POGIBA ALEXANDRA/NEWS.RU/Globallookpress

Крайне неприятная история произошла в Красноярском крае. Органы опеки отобрали у семьи годовалого ребёнка и отправили девочку в дом малютки на целых 11 месяцев. Поводом стало употребление алкоголя в муниципальной квартире.

Семья Елены и Сергея из Красноярска столкнулась с жестокостью государственного органа опеки и попечительства. На протяжении 11 месяцев они могли видеть родную дочку всего лишь по 30 минут дважды в неделю.

Новогодние каникулы закончились непразднично

Живёт семья в обычной панельке. У Елены кроме младшей дочки есть старший сын. У него отдельная комната. Мама, папа и малышка живут в гостиной. Там диван, детская кроватка, стенка, игрушки, телевизор, всё вроде бы как у всех. В холодильнике на кухне еда и для взрослых, и для малышки. Чистота, вымытая посуда. В ванне маленькая раковина – папа сделал для дочки-малышки, потому что к большой не дотягивается. Сегодня дочка шаг за шагом ходит за мамой. Но больше года назад её попросту забрали посторонние люди.

Всё произошло 11 января 2023 года. Елена и Сергей не скрывают – в тот день немного выпили, сидя на кухне. Но никак не подозревали, что это приведёт к таким серьёзным последствиям. Ни с того ни с сего в квартире появились полицейские и органы опеки. Увидев подвыпивших родителей, забрали годовалую девочку. Позднее в полиции заявили, что родители употребляли алкоголь в период с 31 декабря 2022 года по 11 января 2023. В каких количествах, оба вместе или по отдельности, история умалчивает.

Иллюстративное фото: EVGUENII MATVEEV/RUSSIAN LOOK
Иллюстративное фото: EVGUENII MATVEEV/RUSSIAN LOOK

Как позднее прочитали родители в документах, основанием для отъёма девочки стала якобы безнадзорность малышки. Хотя и мама, и папа всегда были рядом. Мужчине 67 лет. Он вышел на пенсию и всё время уделял семье. В тот момент, когда пришли из опеки, отец как раз кормил малышку и носил на руках.

Родители думали, что быстро вернут девочку домой, но не тут-то было. Для того чтобы забрать дочку, женщину отправили на лечение в Красноярский краевой наркологический диспансер, но там не нашли поводов для её лечения. По понятным причинам. Пациентку буквально выгнали, но отметку об обращении поставили. Это снова оказалось на руку опеке. Родители получили очередной отказ при попытке забрать малышку.

Свидания два раза в неделю

Видеться с девочкой разрешили два раза в неделю по 30 минут. Дочка хоть не забыла, кто такие - мама и папа. На тот момент пара не была расписана. Отцу дочку тоже не отдали. Супруги быстро побежали в ЗАГС, чтобы узаконить отношения.

Как говорит отец, который ещё недавно был помощником депутата, он обращался за поддержкой к властям, но те только руками разводили – все вопросы к опеке. Матери и отцу пришлось обратиться в суд. Но и тут начались проволочки. Опека упирала на то, что родителям необходимо пройти лечение от алкоголизма.

Мать легла в государственную клинику, где курс лечения рассчитан на две недели - но уже через пять дней её попросили освободить место.

"Зачем вы вообще сюда пришли? Вас ни от какого алкоголизма лечить не надо", - вспоминает слова медиков Елена.

Но без справки о прохождении лечения в опеке о возврате девочки даже говорить не хотели. Пришлось супругам договариваться с частной клиникой, чтобы их всё же положили на лечение. Врачи крутили у виска, но пошли навстречу. Только после всех этих кругов ада в ноябре 2023 года девочку вернули.

ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBAL LOOK PRESS
ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBAL LOOK PRESS

По мнению психолога Ольги Долганиной, длительная разлука девочки с родителями может сказаться на её психике в будущем.

"Дети развиваются именно в состоянии семейной атмосферы, а любое развитие происходит в состоянии покоя, это аксиома. И эта ситуация отразится на ребёнке, это может быть высокая тревога, навязчивость, может быть энурез. Какие будут симптомы, мы не знаем. Но то, что это стопроцентно повлияет, это действительно факт", - говорит эксперт.

При чём тут квартира

По мнению отца семейства, всё произошло из-за квартиры. На момент прихода опеки квартира, оставшаяся Елене после смерти отца, находилась в муниципальной собственности. Вот кто-то из чиновников и положил на неё глаз.

По мнению мужчины, на тот момент мать-одиночка с двумя детьми и муниципальной квартирой оказалась очень удобным вариантом для выселения: отобрали детей, а саму выбросили на улицу.

"Отбираешь детей, отдаёшь их в детский дом, лишаешь мать родительских прав, и, когда она остаётся здесь одна в двухкомнатной квартире, с чёрной биографией, прописываешь сюда других людей, а дальше — дело техники", - размышляет мужчина.

ФОТО: ELENA MAYOROVA/GLOBALLOOK PRESS
ФОТО: ELENA MAYOROVA/GLOBALLOOK PRESS

Сейчас уже официальные супруги квартиру приватизировали. Дочку вернули, но начались запугивания со стороны сотрудницы органа опеки.

Все действия опеки, по мнению юриста, которого наняли родители, были незаконными. Опека не приняла меры по восстановлению семьи, не провели беседу с родителями. Дело об ограничении семьи в родительских правах слушали с марта по ноябрь. К счастью, суд отказал органам опеки и не стал ограничивать в родительских правах.

Юрист Татьяна Тихомирова также считает незаконным факт изъятия ребёнка по причине безнадзорности.

"Когда прибыли ПДН и органы опеки, ребёнок находился с родителями, у него был достаточный запас продуктов питания, папа носил ребёнка на руках, кормил его. То есть никакой угрозы для ребёнка не было на тот момент, поэтому мы считаем, что факт не имел правовых оснований", — говорит юрист.

В полиции пояснили, что сигнал о необходимости изъятия ребёнка получили именно из органов опеки.

Возможны варианты

Несмотря на выигранный суд, отец возвращённой из приюта девочки опасается, как бы представители органа опеки не подали апелляцию и не попытались снова отобрать ребёнка. Хотя, с учётом того, что родители малышки поженились, а квартиру приватизировали, интерес к этой ячейке общества у соцработников может попросту исчезнуть.

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина считает, что органы опеки должны были думать в первую очередь об интересах ребёнка и семьи, а если суд не нашёл оснований для лишения родителей прав на ребёнка – согласиться с этим.

"Ребёнку год провести без родителей в самом раннем возрасте, конечно, это ужасно, тем более, если мать работает в детском садике. Я думаю, что суд-то принимал комплексное решение, наверняка же запросили характеристику с места работы. Органы опеки заняли, я не знаю, какую позицию, но, во всяком случае, они не на стороне интересов ребёнка", - считает Останина.

ФОТО: EVGUENII MATVEEV/RUSSIAN LOOK
ФОТО: EVGUENII MATVEEV/RUSSIAN LOOK

По её словам, опека перестала быть организацией, которая защищала бы ребёнка и помогала родителям. Останина также отметила, что органы опеки давно нуждаются в реформировании, и концепция разрабатывается на протяжении уже нескольких лет.

Член общественного совета при уполномоченном при президенте России по правам ребёнка Анастасия Ковалёва рассказала, что красноярская история вовсе не единичный случай. Сложности возникают и в усыновлении детей. Для того чтобы попасть в очередь на усыновление, приходится давать взятки. То есть, детьми, по сути, торгуют. А на многие опасные ситуации иногда закрывают глаза.

"Воевать с семьёй вместо того, чтобы спасать других детей, на мой взгляд, немножко нелогично. У вас в регионе все дети спасены или что?", — говорит Ковалёва в беседе с НГС24.