ДОРОГИ...
Пересекли Терек, проехали станицы с русскими названиями Горячеисточненская, потом Петропавловская. Когда-то здесь, на равнинной части Чечни, жили Терские казаки. Но всё это было в прошлом...
(часть 1 - https://dzen.ru/a/ZbPjmaTwtSEEWfQa )
Выехав на трассу «Кавказ» повернули влево, в сторону города Аргун. Дорога стала шире и движение интенсивнее.
Параллельно автотрассе, пролегали ж.д. пути, по которым в попутном направлении двигался литерный, военный состав. Десяток цивильных, вагонов, шли под внушительным конвоем. Довольно колоритная картина, которую нельзя не отобразить более подробно.
Впереди состав, на случай подрыва, толкал открытую платформу с щебнем. Следом, так же на открытой платформе стояла БМП, грозно поводя стволом пушки из стороны в сторону. И следующим в составе шёл бронепоезд. Да, да, самый настоящий бронепоезд, как будто сошедший с революционных картин.
Только сверху колыхался на ветру не алый стяг, а современный триколор. Закован в броню как средневековый рыцарь, весь в заклёпках. Узкие бойницы ощетинились пулемётами. На зелёном борту ярким, красным цветом, готическим шрифтом было выведено «ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ». С чувством юмора у солдат, обслуживающих это чудо, было всё в порядке.
В окнах пассажирских вагонов виднелись лица молодых солдат, которые ехали в неизвестность, обозревая окрестности наивными и немного испуганными глазами…
Через мост миновали обмелевшую реку Аргун и въехали в одноимённый город. Городом, Аргун можно было назвать с большой натяжкой. Скорее он напоминал посёлок городского типа. Последствия войны здесь виднелись на каждом шагу. Сразу было понятно, что обороняли город ваххабиты упорно. Разрушенные дома, угрюмо чернели провалами окон...
Миновали город, очередной блок пост, развилку... И тут, монотонность движения нарушил окрик вперёдсмотрящего:
- Серёга, смотри!
Впереди, справа, у обочины стояли потрёпанный жигуль с поднятым капотом, и одинокая фигура голосовавшего военного.
- Вояка и один?! – удивился Анохин – Очень странно.
- То-то и оно – подозрительно. Посмотрим?
- Давай, – согласился Сергей.
- Алёша проезжай, и метров через двадцать тормози.
Замедлили скорость, объезжая жигулёнок. Над мотором склонился пожилой горец. Остановились, и Юрий, открыто улыбаясь, выскочил из кабины со словами:
- Что случилось, командир?
- Да вот, ехал на попутке, и сломались. Не подкинете в Гудермес?
- По пути, садись, – Юрий гостеприимно распахнул дверь пассажирского отсека. Внимательно и незаметно ощупывая его взглядом.
Та-ак, камуфляж, разгрузка, АК-7.62 мм, с длинным магазином от РПК. Славянская внешность, «Г» выговаривает мягко, как в южных регионах России и Украины, - анализировал Юрий - улыбается, но взгляд излишне напряжён.
Передвижение военному человеку по Чечне в одиночку, равно самоубийству. И этот неизвестный вызывал законное подозрение своей беспечностью.
- Располагайся, а я гляну, может помочь чем водителю, – и Юрий направился к «Жигулям».
- Салам алекум, ваши, - уважительно поздоровался он.
- Уалекум салам, - коротко глянул водитель, перебирая провода.
- Хара мнла ву? (Это кто такой?) спросил Юрий.
- Военный, - пожал он плечами в ответ.
- Откуда везёте его?
- Из Шатоя еду. А этот из леса вышел, голосует. Я сам удивился. Говорит, от колонны отстал. Странный какой-то.
- Со кята. (Я понял.) Хума ешн шун? (Что-нибудь надо вам?)
- Баркаллах, сам справлюсь, катушка зажигания полетела, заменю и поеду. По-нашему неплохо знаешь. Кабардинец?
- Нет, русский я. Баркаллах, дада. Адикел, - поблагодарил и попрощался Юрий.
- Адикел, аьтто хуьлда, - (Желаю удачи) - покивал в ответ водитель.
«Неужели боевик?» - размышлял, направляясь к машине, Юрий - «Ладно, сейчас выясним».
Уселся на своё место, тронулись. Обернулся, и слегка подмигнув Анохину начал объяснять:
- Зажигание у деда барахлит, движок заглох...
Не договорив, быстро накинул и резко натянул автоматный ремень на шее военного, сидевшего к нему спиной. Тот захрипел и, вцепившись скрюченными пальцами в ремень, выпустил автомат. Его тут же разоружили и защёлкнули браслеты на запястьях.
- Поговорим? – ослабив ремень, спросил Юрий.
- Что вы себе позволяете?! Я — майор! – Откашлявшись, выдохнул тот в ответ.
- Майор, и даже документы есть?
- В кармане.
Курдюков быстро обыскал задержанного, выудил из-за пояса потёртый ТТ и, вместе с документами протянул Рощину.
Юрий мысленно прикинул: «Ствол не табельный, но, возможно трофейный».
- Та-ак, - протянул он вслух, разглядывая удостоверение личности офицера - Сторожев, Иван Сергеевич. О-о! Академию бронетанковых войск имени Малиновского закончил. Кру-уто. Где находится Академии?! Отвечать, быстро! - рявкнул он.
- Э-э... в Москве.
- Ясен пень! Метро рядом какое?!
- Э-э... Парк культуры...
- Врёшь! У Парка культуры академия Фрунзе!
Задержанный открыв рот, моргал не зная что ответить.
- Где база?! Номер части?! Давно в Чечне?! Быстро!
- Ханкала, в/ч 98311, артдивизион... Месяц здесь.
И тут, не давая опомниться, Юрий задал ему вопрос на нохчИ:
- Хаце ху ю?! (как тебя зовут?!)
- И-иван.
Было ясно, что он вспоминал имя, указанное в удостоверении, и даже не поняв сразу, что спросили его на местном наречии — ответил.
Капитан усмехнулся:
- Вот какие у нас нынче офицеры, месяц на Кавказе и уже выучил язык противника. И «волыну» нетабельную надыбал. Сдаётся мне, что липовый ты майор. Ладно, проверим, сиди теперь и молчи. Ребята укутайте ему рожу.
Аликов натянул непонятному пока пассажиру на голову чехол от бронежилета, перекрыв обзор. Алексей всё это время невозмутимо крутил баранку, лишь изредка поглядывая в салон.
По рации Анохин связался с комендатурой Гудермеса, объяснил ситуацию и продиктовал данные удостоверения, добавив номер части в Ханкале.
- Всё понял, проверю, ждите, - ответил дежурный.
Не прошло и пяти минут, как захрипела рация вызывая экипаж.
Анохин отозвался и получил ответ от дежурного:
- ... Есть такой майор Сторожев. Только уже две недели, как без вести пропал он вместе с двумя бойцами, после нападения боевиков на колонну. Давайте-ка этого ряженного к нам, для тёплой дружеской беседы, - с сарказмом закончил дежурный.
- Вас понял, везём. До связи.
- Ну вот, всё и разъяснилось. Ожидает тебя торжественный приём, вражина. Оркестр не обещаю, но эскорт из почётного караула тебе обеспечат.
- Не губите, ребята! – Завыл голос в мешке – Отпустите! Я в Гудер хотел на вокзал, чтобы уехать. Надоело всё... - скороговоркой захлёбываясь, забормотал задержанный. Его теперь с полной уверенностью можно было перевести в разряд пленных.
- У меня деньги есть. Много! Доллары, здесь не далеко, в лесу. Я покажу... - продолжал лепетать он.
- Покажешь, обязательно и где деньги и оружие и схроны бандитские. Всё покажешь. А теперь заткнись, утомил ты нас, зараза, – ответил ему Анохин, запихивая в рот кляп.
Водитель покосился на Юрия и вполголоса спросил:
- Блин, как тебе удалось вот так в лёт, вычислить этого, - Лёшка кивнул назад.
- Не сразу, но… знаешь, у латинян есть такое изречение: "Etiam cappillus unus habet suum". Что в переводе означает: "И тонкий волос, тенью обладает". Так и тут, если внимательно присмотреться, то вся сущность человека видна.
- Унус... хабет... латынь. Абалдеть! Как мудрено, - покачал головой Подсекалов.
- Так экипаж, а теперь максимальное внимание. Начинается лесной массив, за ним селение Джалка. Места неспокойные.
Прямо к трассе подступил густой лес. И словно в подтверждении слов Юрия, друзья увидели ещё дымящийся войсковой КАМАЗ лежащий на боку, в кювете. Неподалёку уткнувшись капотом в кусты, стояла простреленная «НИВА». Людей не наблюдалось.
Комендант района пытался обезопасить этот участок шоссе, вырубив лес с обеих сторон дороги метров на пятьдесят. Обещал хорошие деньги местным. Но после двух дней работы, лесорубы категорически отказались выходить на работу объяснив, что ночью в село пришли ваххабиты и пообещали вырезать семьи тех, кто продолжит работу.
Тогда попытались продолжить вырубку с помощью бойцов сидевших на гауптвахте. Но быстро отказались от этого, из-за риска. Весь лес был нашпигован минами и растяжками.
Теперь приходилось этот опасный участок проскакивать, полагаясь лишь на господа Бога, волю случая и умение водителя. Вот и сейчас все сидели как на иголках, не зная чего ожидать от тёмного леса, вплотную подступившего к дороге.
Впереди неспешно катил «Москвич» и нещадно дымившая двадцатьчетвертая «Волга». УАЗ разогнавшись нагонял раритеты советского автопрома. Встречные машины проносились так, что «таблетку» качало турбулентными потоками воздуха. Выбрав момент, Алексей рискованным манёвром обогнал замедлявшие движение машины и стал набирать скорость.
Из-за натужного рёва мотора, выстрелов никто не слышал...
В переднюю стойку у головы водителя смачно щёлкнуло! В борт машины ударили пули - раз другой, третий. Осыпалось боковое стекло. Как всегда, снайпер первым выстрелом пытался нейтрализовать водителя. Повезло — не попал.
Ожидая нечто подобного, водитель пригнувшись к рулю резко бросил машину влево-вправо. Перейдя на пониженную передачу вдавил педаль газа в пол. Видя опасные манёвры на трассе, встречные прижались правее, а задние автомашины вообще остановились поняв в чем дело и не желая подставляться.
На очередном вираже машина влетела в солидную выбоину, её подбросило, задние двери распахнулись. С грохотом подскакивая, по дороге покатился шлем-сфера. Следом вывалился ящик тушенки, бронежилет...
- Держи барахло! - пытаясь перекричать шум мотора, заорал Анохин.
Аликов с Курдюковым навалились всем телом на коробки, растопырив руки пытались удержать ящики, рискуя сами оказаться на дороге. Метров через пятьсот бешеной гонки, видя, что обстрел прекратился, водитель сбавив скорость выровнял машину.
Экипаж сидел напряженно вцепившись в оружие, не зная откуда летят пулии и надеясь только на Алексея. Лишь только пленный дёргался и мычал под своим импровизированным капюшоном.
Очевидно, стрелявших не ввела в заблуждение нехитрая маскировка, в виде местных номерных знаков.
- Ух, вроде пронесло, - выдохнул Анохин, осторожно выглядывая на улицу отогнув занавеску.
В этот момент ряженый сполз на пол и завалился на бок, на коробки с продуктами. Кое-как захлопнув задние двери, друзья перевернули пленного, освободили от капюшона и кляпа.
- Чего у вас? - обернулся в салон Юрий.
- Да вот, похоже горе шпиона зацепило, - ответил Сергей. Точно, кровь. Входящее есть. Без сознания.
Друзья быстро со знанием дела, распотрошив аптечку перевязали раннего и вкололи ему промидол.
- Под ключицей пуля вошла, стойку пробила и на излёте нашла свою цель. Лёгкие не задеты, кровь изо рта не идёт, - констатировал положение Анохин.
- Ну, раз так, значит жить будет. Повезло ему. А может и наоборот — не повезло. Как оклемается, за него особисты примутся, - высказал предположение Юрий, глядя вперёд.
Проскочили селение Джалка, бурную речушку Хулхулау, как она значится на карте, и которую вояки именовали по русски — Белка. И вот показались окраины Гудермеса. Сбавили скорость, и притормозили у перекрёстка.
Раненый пришёл в себя и, тихо постанывая, попросил сигарету. Сунув прикуренную сигарету ему в зубы, выскочили из машины и осмотрели пробоины. Нашли пулевые отверстия, две зацепили крышу авто и на ходовые качества не повлияют.
Только одна пуля, пробив стекло и бронежилет, можно сказать, достигла цели. Связавшись с дежурным по комендатуре, доложили о ситуации и уточнили - куда везти раненого.
- Везите к нам, у нас медик хороший, подлатает его, - ответил дежурный.
- Есть-понял, следуем.
И уже через двадцать минут, сдав комендачам перевязанного пленника, многострадальный «УАЗ» заезжал в ворота родной базы.
Пока сержанты, отпихивая радостно вилявшего хвостом Чубайса, раздавали заказы друзьям-товарищам, а старшина таскал патроны в оружейную комнату, Анохин с Рощиным зашли в кубрик командира с докладом.
Рассказав вкратце о выполнении задания, Анохин высыпал на кровать пачки с советскими рублями.
- Вот, Владимир Егорыч, нормальных денег не было, дали пока такие. Но потом в Москве, обещали поменять на современные.
- А-а... Как...? Что за эпидерсия?!
Командир удивлённо разглядывал, и перебирал пачки. Но, перевёл взгляд на друзей и увидел, что они едва сдерживаются от смеха, тоже заулыбался.
- Э-эх, юмористы. Прикалываетесь над командиром? Выкладывайте нормальные деньги.
Убрав денежное довольствие в сейф, и выслушав необычную историю о чемодане и папке, он удивлённо покачал головой.
- Да-а, чего только не случается в подлунном мире. Про сома, наверняка, приврали. Но самое главное вернулись все живы и здоровы. За что всем вам сердечная благодарность.
Э П И Л О Г
Из комендатуры сообщили, что пленённый нашими ребятами человек, оказался гражданином Украины. Радикально настроенный против России националист, решив подзаработать таким вот необычным образом, воевал на стороне банд формирований.
Со временем разочаровался, устал, и действительно решил сбежать на ридну Украину. Переклеил фото на удостоверение пленного офицера и в бега, но попал как кур в ощип. И поймали и прострелили, и теперь вот парится в кутузке, ожидая своей дальнейшей участи.
На основании его показаний выяснилось, где боевики содержат наших пленных, и туда выдвинулась группа спецназа…» Юрий Воякин.
(продолжение - https://dzen.ru/a/ZbpmQoZnkSLnwkrn )