Я всегда легко говорила рифмами. Ерунду из серии "что вижу, то пою". Но стихи не интересовали, хотя мама пыталась приобщить с детства. Совсем не интересовали.
Зато хорошо писала сочинения в школе, даже призовые места на конкурсах занимала. Читала много и запоем, играючи запоминала длиннющие поэмы, которые по программе проходили. Но взять и самой полистать книгу стихов - никогда. Сборники поэтов пылились на полках.
На склоне лет освоила компьютер, первым делом выискивала рецепты выпечки. Затем нашла одноклассников, один из которых похвастался стихами. Сочинял для себя, просто так. Я в шутку рифмами стала отвечать, получалось интересно.
Затем вдруг рифмованные строчки полезли в неимоверном количестве. И до того полезли, что завела я по всей квартире, чтобы под рукой, тетрадки с ручками. Сочиняла и сочиняла обо всём на свете.
Шедевры! Разумеется, шедевры, а что ещё? Которые (вот безобразие) никто, кроме домашних не видел! Упущение! Талант пропадает!
И всех одноклассников и знакомых, до которых дотянулась в интернете, опусами своими "осчастливила". К счастью, народ реагировал вежливо, не посылая, куда подальше.
Но интернет - понятие эфемерное, зато что написано пером...короче, нужно срочно издавать сборник. Иначе пропадут шедевры, мир оскудеет! А для начала скинула файл с драгоценными опусами дочери на работу, где она распечатала. Заветную кипу листов я сложила в папку, дабы не потерять. Потому что впереди светили сборник и всемирная слава. Никак иначе!
Затем возникла мудрая мысль, что в интернете явно должны быть какие-нибудь сообщества, что ли. Со стихами. Набрала в поисковике - полно. Влезла в парочку. Эх, жаль, не разрешали больше трёх в день помещать. Я по десятку строчила! Одно великое произведение лучше другого. Но читатели не ценили! Слабенько лайки ставили, что чрезвычайно мою персону обижало. Не понимали они просто.
Мало этого - со временем более опытные стали делать замечания, поправлять. Спасибо, что не молчали. Я слегка задумалась.
Полезла дальше и каким-то чудом попала на сайт Союза писателей. Завела свою авторскую страницу. Здесь тоже вежливо поправляли, заодно я читала более маститых. В упор не понимала - чем они лучше меня? Ничем! Но почему-то были лучше.
Когда впервые влезла в конкурс "Союзники", корона ещё с головы не упала. Вот здесь мои нетленные произведения точно заметят! Заметили. Жюри дружно хохотали над опусом "Колорадский жук" - вот это фантазия.
Таким родился я - люблю картошку,
Как страшный хищник - мясо на обед.
А вас, когда ко рту несёте ложку,
Никто не осуждает в мире, нет?
Корова - травоядная машина,
Ей зелень косят сочную в лугах.
И только на меня нашлась причина,
Охотиться в картофельных кустах.
Мы гибнем без еды, как всё живое,
Всеядными не сделал нас Творец.
Садишься за обед - и что такое?
Собрали в банку с крышкой и - конец!
Не трогаем мы листья на деревьях,
Цветы, ростки - невкусные, увы!
Качаемся тихонечко на стеблях,
Молоденькой картофельной ботвы.
Оставьте, умоляю, нас в покое,
Чудесна жизнь, но очень коротка!
Мы тоже любим небо голубое!
Нависла тенью злобная рука...
На конкурсе разбирали все стихотворения, критиковали, давали дельные замечания. Я всё больше и больше задумывалась. Заветную папку с шедеврами запихала подальше с глаз долой.
С удивлением узнала, что поэзия вовсе не вдохновение и поток сознания
Оказалось, что подчиняется жёстким правилам. Помимо ритма, ямбов и хореев ещё вагон и маленькая тележка. Прозрение потрясло. И это не всё! Времена Пушкина миновали, теперь подобные рифмы считали неприемлемыми. Какие подобные? Самые простые:
- глагол с глаголом;
- прилагательное с прилагательным;
- наречие с наречием;
- прилагательное с наречием;
- причастие с глаголом;
- существительные в одном роде.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
"Занемог-не мог" - теперь нельзя. "Наука-скука" тоже. "Коварство-лекарство", "забавлять-поправлять" - ничего нельзя. Зато "ночь и прочь" - хорошо. А можно по новым правилам только так (опус автора):
В последний майский полдень духота
Перешагнула рамки всех приличий.
Об этом гром вдали прогрохотал
И приглушил на время гомон птичий.
Паслась отара тучных облаков
Над крышами домов многоэтажных.
Промчался ветерок – и был таков,
Напрасно потревожив рой бумажек.
"Духота-прогрохотал", "приличий-птичий" и т.д., что значительно сложнее.
На различных форумах ломали копья, поборники старого стиля вовсю доказывали - чушь! Великий Пушкин! Безусловно, великий Пушкин, здесь и разговора нет. Но стоял Александр Сергеевич у истоков, начала начал, мир с тех пор изменился. Обычно приводили в пример паровую машину, величайшее изобретение. Но никому не придёт в голову сегодня пользоваться паровой машиной, правда?
И наматывала я всё это на ус, читала, разбирала, смотрела и училась. Стихоплётство вдруг оказалось ремеслом, а не вдохновением и потоком сознания. Плюс там ещё множество и множество нюансов, не буду неискушённых читателей утомлять подробностями. Тоже моё:
Своим стихам я лекарь и палач,
По капельке цежу словесный яд.
Иные выживают…Здесь назначь
Чуть больше зелья – перья полетят,
Порвут бумагу в клочья, второпях
Разбрасывая буквы по листу…
Всё сжечь, предать огню, и на углях
Согреть лекарство, глядя в темноту
Пришедшей ночи. Дозу ограничь –
От снадобья уже не выйдет прок.
И ускользнут слова, как та же дичь,
Когда нажат не вовремя курок.
Добыть рецепт…Списать чужой рецепт,
На запись глядя, сыпать порошки…
Сдаётся мне – рецепта просто нет
У мастеров отточенной строки.
Сегодня - лекарь я, вчера – палач,
Свои стихи тащу из забытья.
И памятники жертвам неудач
Когда-нибудь воздвигну тоже я.
© Copyright: Лидия Капленкова, 2016
Свидетельство о публикации №116100207792
И старалась я, и старалась овладеть ремеслом. О первых "шедеврах" не то, что стыдно было вспоминать - позор!
К этому времени участвовала во многих конкурсах, в Союзниках вошла в десятку призёров. И в этом конкурсе случайно увидела, что кому-то посоветовали зайти в ЛитЛечебницу, там хорошо учат.
С критикой уже сталкивалась неоднократно. Где благодарила, где огрызалась. Но училась. Очень хотелось научиться писать хорошо, а пока была в середнячках, что огорчало. Пусть меня научат! И нашла ЛитЛечебницу, коли советовали. Заглянула, посмотрела.
ЛитЛечебница - всё "фтопку"
Ладно, пусть учат. Выбрала очень даже приличное стихотворение, поместила. Обычно критиковали так: пару слов исправляли, подсказывали нужные. В общем, вежливо критиковали везде, куда я раньше на разбор отправляла. Чего и ждала.
И вдруг! Гаркнули на меня, рыкнули! Высмеяли каждую строчку, а всё стихотворение целиком выбросили "фтопку". Это что за беспредел?
С воплями "поэтесса" металась по комнате, трясла мужа за грудки: "Ты видел? Нет, видел? Хамы! Они так учить собираются?" - муж пережидал ураган, тихонько советовал и не лезть в обитель грубости.
Нееет! Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути! Безнаказанным никто не останется! Не на ту напали! "Фтопку"! Критики, значит? Вот и должны вежливо указать на ошибки! Бескультурье! Извольте учить нормально!
Чуть подправила стихотворение, опять поместила. "Фтопку"! И главное, ничего толком не объясняли, просто ехидничали.
Закусила я удила. Закидывала следующие произведения, которые летели "фтопку" следом за первым. В процессе горе-критики что-то бурчали, типа указывали на ошибки. Заодно посоветовали научиться пользоваться словарями. Какими словарями? Зачем? А затем, чтобы слова по назначению употреблять. А я разве иначе? Залезла в словари...хм...
Были в ЛитЛечебнице и другие желающие получить некоторую критику. Некоторую! Чтобы объяснили, поправили. Тоже летели "фтопку", орали по дороге. Слова нехорошие говорили, вдрызг разругивались, исчезали с концами. Потому что писали великие произведения, о чём и сообщали, с треском хлопая дверью.
Я психовала дома. Визги выслушивал бедный муж, удивлялся, зачем лезу на плаху опять. Если там настолько ненормальные типа критики - да послать их подальше и все дела.
Но что-то меня останавливало. Упёрлась рогами - не уйду. Почему? Потому что видела результаты. Муж сказал, что вольному воля, но в таком случае нечего визжать и трепать ему нервы. Решила учиться - ну и молчи. Молчала. Но злилась - жуть.
И потихоньку, полегоньку не все мои стихи летели "фтопку". Мы даже стали вести весьма конструктивные диалоги. Меня действительно учили!
Настал момент, когда на очередное творение долго не отвечали. Я занервничала, потому что впервые применила игру звуков. Значит, плохо? Нет, просто не ожидали. Рано мне пока писать подобные стихи! Но написала.
О стихах
Лидия Капленкова
На странице тетради - рождение первой строки,
Полуночные мысли за ниточки слов потяну.
Буду вместе со звёздами, чёркая ручкой листки,
До утра провожать загулявшую в небе луну.
Гаснет в доме напротив последний квадратик окна,
Остаётся со мной немигающий свет фонарей.
Ручка падает на пол и там в темноте не видна,
И писать больше нечем, и лень наклоняться за ней.
Кокон пледа…всё тише и тише часов перестук,
Синей тенью синонимы в лампе настольной сидят.
Нескончаемой лентой секунды свисают вокруг,
И качаются спины слонов и слоних, и слонят…
Верещит, надрывается, прыгает мой телефон,
Во дворе вдруг заводятся джипы все сразу - «ап-чхи»!
Кошка миской гремит, препирается стая ворон –
Продираясь сквозь сон, я с утра ненавижу стихи!
Даже не заметила, когда буквально в рот стала смотреть Учителю. Именно так - Учителю с большой буквы. Нигде, никто, ни на одном литературном сайте и форуме не учили подобным образом. В ЛитЛечебнице не подсказывали по мелочам, а заставляли думать самостоятельно.
Почему некоторые никогда не достигнут успеха
Потому что не упираются рогами. К сожалению, в ЛитЛечебнице под конец остались двое - я, да Ольга с шикарными стихами, не чета моим. При этом она буквально ловила каждое слово Учителя.
Все остальные, которые время от времени заглядывали, никакой критики слышать не желали, "фтопку" лететь и подавно. Сходу кричали, что у них гениальные произведения, а здесь собрались олухи. Чего? Глагольные рифмы нельзя? А вот Пушкин! Здесь вообще о Пушкине слышали? Критики доморощенные, чтобы не сказать хуже. Возомнили о себе!
И все, кто случайно заглянул, напоследок шарахали дверью, сотрясая стены. Оставались я и Ольга. Потому что здесь учили так:
В палате ЛитЛечебницы
Лидия Капленкова
Заходит врач ко мне, болезной, в сотый раз,
Небритый, хмурый, с воспалёнными глазами.
Небрежно цедит пару-тройку скучных фраз
Из цикла – «в общем, догадайтесь дальше сами».
В кровать вжимаясь, уловить стараюсь суть,
Хорей от ямба до сих пор не отличая.
Иголку целится сестричка мне воткнуть,
Стихопатолог пожимает вдруг плечами.
Дышать боюсь – вокруг плывут миазмы слов,
Страницы множатся в истории болезни.
Вердикт, по-моему, давным-давно готов,
Шприцы уносят…процедуры бесполезны?
Каталки скрип за дверью слышу – не впервой,
Опять под нож! Из-за одной неверной строчки?
Как хорошо быть графоманом, Боже мой!
Живут и пишут - их не режут на кусочки.
© Copyright: Лидия Капленкова, 2013
Свидетельство о публикации №113040808421
И меня научили. До первых мест в конкурсах не дотягивала, но в десятку входила, однажды третье место заняла. Дипломы получала, вот один сейчас отыскала, остальные где-то затерялись. Причём, это высшая лига.
В кулинарном конкурсе вдруг заняла первое место. Листайте. Тоже в Союзе писателей. Правда, там всего 35 участников было.
Затем по результатам конкурсов решили печатать бесплатные сборники. Я тоже попала. И получила 10 бесплатных экземпляров, только за пересылку заплатила.
Несмотря на гордую надпись "Издательство Союз писателей" (внизу), отнеслась довольно равнодушно. Без восторга - моя книга!
Восторг был, когда на заре сочинительства в стихоплётном сообществе решили коллективный сборник издать. Отбирали лучших. И вдруг я попала! Счастья было - не описать словами. Правда, за каждую страницу своих произведений нужно было выкупить три сборника. Но я тогда о деньгах не думала - попала! До сих пор где-то валяются эти книги, куда девать - не знаю.
А! Чуть не забыла! И в журналах "Союз писателей" и "Озарение" моё печатали. Ещё в двух сборниках от Союза писателей - "Поэзия без границ, писатели XXI века". Но к этому времени от восторга не осталось и следа. Ну, напечатали. Весьма накладно выходило, в следующих уже не участвовала. Эйфория прошла.
Но всего этого я достигла, благодаря ЛитЛечебнице! Потому что психовала и училась, а не огрызалась, защищая незабвенные шедевры.
Между первыми опусами, которые вдохновение и поток сознания, и последними - пропасть бездонная. Карабкалась изо всех сил, чтобы не оказаться обычным графоманом. До вершины не долезла, не получилось. В конце-концов, не каждому дано, есть и предел возможностей.
Почему забросила стихи
К сожалению, ЛитЛебница закрылась. Единственная, уникальная, но большинство пишущего народа вовсе не собиралось принимать подобную критику, когда разговор короткий - "фтопку". Потому что каждый сочинял шедевры.
Думаю, помести я свои первые опусы, которые считала величайшими произведениями, сразу в ЛитЛечебницу - тоже бежала бы без оглядки. Не оценили! Варвары! Но к счастью, попала, когда уже довольно много критики прошла. Вежливой, зато соображала разницу между действительно хорошими стихами со своими посредственными.
И когда научилась писать приличные - забросила. Родился внук, сначала ещё пыркалась, затем родилась внучка, дальше я и вовсе пошла работать. Не до стихов.
Зато вдруг научилась писать рассказы. Если сейчас возьмусь за стихи, тоже восстановлю, наверное. Дело практики. Но я не успеваю. Зато есть книги, вот следующие никак не сверстаю, потому что - время. Время, которого нет.
Но все рассказы, книги - это ЛитЛечебница. Именно там научили меня думать в первую очередь. Затем писать.
Дальше отыскала Учителя на просторах интернета! Потому что даже не успела сказать огромное СПАСИБО. Мы несколько лет переписывались. О жизни просто. И сейчас время от времени общаемся.
Именно Учитель из ЛитЛечебницы сделал из меня человека. Ничто не приходит само по себе, за редким исключением. К любому таланту прилагается ремесло, труд и работа над собой, а вовсе не вдохновение и поток сознания. Сначала - "фтопку", откуда и разгорится пламя.
P. S. Кстати, здесь в Дзене мне иногда пишут комментарии, что слишком длинно или наоборот, коротко. И слова не те, и вообще. Я всегда отвечаю - не нравится, не читайте. На что обязательно следует - вы не умеете принимать критику! Ах, это была критика? Настоящая от профессионала? Где можно с работами ознакомится, с примерами? Потому что критику я прошла такую, что доморощенным недовольным и не снилась. Я знаю, что такое настоящая критика.
Замечания по делу - всегда пожалуйста и спасибо. Когда заметили опечатку, неточность, не поняли смысл предложения. Всякое бывает.