Прошлой осенью много шуму наделали грозные заявления венесуэльского руководства по поводу границы с соседней Гайаной. Даже поговаривали о вооруженном конфликте, но все ограничилось словесными баталиями. А в чем суть?
Венесуэла практически всю свою историю безуспешно претендует на 5/8 территории Гайаны: все, что лежит к западу от реки Эссекибо. Изначально территориальный спор был венесуэльско-британским, с появлением в 1966 г. независимой Гайаны он стал венесуэльско-гайанским. На венесуэльских картах территориальные претензии издревле обозначаются понятием Zona en Reclamación:
А менявшиеся границы притязаний обеих сторон отражены на этой карте:
Вот еще несколько карт для иллюстрации. Здесь показана плотность населения Гайаны:
Видим, что в оспариваемом регионе к западу от Эссекибо не живет примерно никто, как и на значительной части территории страны:
(карта выше аж 1973 года, но она здесь ради формулировки presumably unpopulated, показывающей, до чего же дикие это места).
Но те, кто все-таки живут – это представители разнообразных индейских племен, действительно, родственных жителям востока Венесуэлы. А вот наиболее густонаселенные районы страны заселены теми самыми потомками индийских рабочих.
Кстати, на самой обыкновенной гуглокарте венесуэльско-гайанская граница показана как спорная. То же касается и Суринама, оспаривающего границы с двумя из трех своих соседей:
Суринам с Гайаной спорит за «треугольник Нью-Ривер»:
Честно говоря, Суринам – это вообще отпад. Такое же, как в Гайане, индийско-индейско-африканское население, но с добавлением яванцев, которых сюда массово завозили голландские колонизаторы. Ну и нидерландский язык в качестве официального.
С удивлением обнаружил, что территориальные претензии Суринама поддерживает Франция, судя по этой карте, выпущенной ее МИДом в 2014 году:
И это при том, что претензии у Суринама есть и к самой Франции (они также отражены на гуглокарте выше).
Ну а на закуску голландская карта Суринама конца XIX века: