Найти в Дзене

Железнодорожные фонари: история развития

Оглавление

Когда начали использоваться железнодорожные фонари и для чего они предназначались? Сегодня в статье ответим на эти вопросы.

Фонари на железных дорогах начали использоваться с конца 1830-х годов. Они были предназначены для сигнализации оптического телеграфа. Железнодорожные фонари были и есть в стрелочных указателях и семафорах, применяются для освещения и обозначения места работ на путях.

«Живой светофор» на Дороге Победы. Художник С. П. Светлицкий. 1982 год.
«Живой светофор» на Дороге Победы. Художник С. П. Светлицкий. 1982 год.

Источником света в железнодорожных фонарях сначала служили свечи, потом керосин и газ (ацетилен или пропан), а с 1949 года — электрические лампы (в аккумуляторных сигнальных фонарях).

Материал из фондов Музея железных дорог России. Фонарь ЮЗЖД.
Материал из фондов Музея железных дорог России. Фонарь ЮЗЖД.

Ручные сигнальные фонари на первой железной дороге

В октябре 1837 года ввели в эксплуатацию первую в России железную дорогу — Царскосельскую. Чтобы обеспечить безопасность движения, на ней стали использовать ручные сигнальные фонари. Ими были снабжены так называемые «ключевые сторожи». Перед каждым проездом поезда служащие зажигали сигнальные фонари — это указывало на то, что путь свободен.

Когда в России появилась первая железная дорога для пассажирских поездов? Читайте в нашей прошлой статье.

Первое официальное положение о сигналах

В России в 1852 году был утвержден первый документ, содержащий правила использования сигналов и сигнальных приборов, — «Положение о сигналах Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».

Сигналы были разделены на 4 группы:

  • сигналы машиниста,
  • сигналы обер-кондуктора,
  • сигналы кондуктора,
  • сигналы железнодорожной стражи.

Днём сигналы подавались щитами и флагами, а ночью — фонарями. К примеру, сигнал дорожной стражи о переведённой стрелке «с прямого пути на косой» обозначался синим светом фонаря, а сигналом для остановки поезда был фонарь с красным светом.

В конце XIX века каждый поезд был в обязательном порядке оборудован фонарями — их устанавливали на паровозе и концевом вагоне.

Керосиновые фонари

Железнодорожные фонари с 1950-1970-х годов были последним словом керосиновой осветительной индустрии. У них имелись приспособления, закрывающие пламя горелки с вытяжной трубкой прямо во флюгарку, что значительно облегчало их эксплуатацию. Больше не приходилось бороться с копотью, которая загрязняла внутренности фонаря и сигнальные стёкла.

-3

Дорога Победы. Живой светофор

Широко известен подвиг девушек — «живых светофоров» на Дороге Победы. Сигналистки вручную регулировали движение на железнодорожной линии, снабжавшей Ленинград во время блокады.

Посетители Музея железных дорог России могут увидеть мультимедийную инсталляцию «Дорога Победы. Живой светофор». Если подойти к экрану и нажать на кнопку, скульптура девушки «оживает» и рассказывает свою историю.

До встречи в залах музея! Билеты и информация — на нашем сайте.