Наконец, когда весь хайп сошел на нет, я добрался до «Слова Пацана». Уличная романтика мне не близка, и интереса к просмотру не было, но серьезный общественный резонанс говорил, что произведение незаурядное. Долго думал надо мне это или нет, но после небольшой взбучки во ВГИКе все-таки решил ознакомиться.
Завязка у сериала простая. Конец 80-х, в Казани разгул уличных банд подростков. Воспитанный, хороший мальчик Андрей оказывается под прессом местных пацанов. Сам защититься не может, жаловать маме не хочет, стучать милиции боится, комсомолу не доверяет. Выход Андрей находит в том, чтобы примкнуть к другой банде. Теперь он вроде бы под защитой, но обойдется она ему дорого.
Начинается сериал не очень удачно из-за неувязок и логических дыр в сценарии. Пухлый мальчик Искандер заявляется лохом и трусом, но буквально за сутки вообще без какого-либо объяснения превращается в натурального авторитета с подручными. Причем это резко противоречит тем правилам иерархии пацанов, которые сериал устанавливает впоследствии. Мальчик Андрей не просто соглашается, но и ловко участвует в краже – первом своем преступлении. Едва ли воспитанному, советскому мальчику это далось бы так легко.
Тем не менее сериал смотрится интересно благодаря работе опытного режиссёра Крыжовникова, а в сценарии число неполадок постепенно уменьшается. Благодаря этому история меня зацепила, и я досмотрел сериал до конца, чего, честно говоря, не планировал.
Во многом положительному впечатлению способствовали персонажи сериала. Образы интересные, неоднозначные, раскрываются с разных сторон. Героям сопереживаешь, их судьбы трагичны и вообще драма в сериале удалась.
Персонажи проходят через серьезные испытания, преображаются, и актерам есть, что играть. Например, Андрей из первой серии и из восьмой – это просто разные люди. Адидас Ивана Янквоского сначала заявляется пацаном-рыцарем, неким аналогом Данилы Багрова, но все далеко не так однозначно. Колоритнейший Никита Кологривый в виде урки Кощея затмевает всех при каждом появлении. Сергей Бурунов, которого мы любим за комедийные роли создал мощный драматический образ. Его даже иногда узнать трудно, будто не он, а человек похожий на него. Нельзя не выразить уважение Юлии Александровой за трагическую роль мамы и Антону Васильеву за интересного, неоднозначного оперативника.
Огорчило, что создатели так и не ответили на один из ими же поставленных вопросов: «Что толкает в криминал человека, у которого все есть?» Этот момент оставляет недосказанность в истории Адидаса, Марата и их отца. Еще сериал критикуют за какие-то материальные и фактологические несоответствия эпохе, но меня это, признаться, не беспокоило.
Гораздо больше волновало не облажаются ли создатели с концовкой. Тем более, что последняя серия развивалась поначалу ни шатко, ни валко. Но ближе к финалу темп ускорился, и концовка получилась правильная: грустная и жестокая. Пацаны получили то, на что так долго и старательно нарывались.
В связи с этим непонятно, какую романтизацию криминала приписывают сериалу? Создатели однозначно говорят о том, что путь «пацанства» губителен. Причем не в одном только финале, а по ходу всего сериала. Пацаны не просто гробили себя, но и попутно разрушали жизни близких им людей: мамы, сестры, любимой девушки, отца. Никакого положительного отношения к бандитам их романтизации тут и в помине нет.
Подводя итог, сериал поднял неоднозначную тему и естественным образом вызвал неоднозначную реакцию. Тем не менее это неплохое кино со смыслом. Тут есть, что разбирать и над чем задуматься. А это уже немало.