Найти тему
Православная Жизнь

Нужно ли заставлять близких ходить в храм?

В одной из предыдущих статей мы говорили о том, нужно ли заставлять детей ходить в храм.

Рассуждая, что принуждение к посещению Дома Божьего только сильнее оттолкнет от Него ребенка, мы пришли к выводу, что нужно не заставлять, а прививать желание – то есть делать так, чтобы ребенок сам захотел ходить в храм. Для этого нужно разговаривать с ним, рассказывать о Боге, читать Евангелие, своим примером показывать важность посещения Церкви; а также искать для ребенка полезные и интересные занятия при храме (воскресные школы, где он обзаведется друзьями, церковные хоры, курсы алтарников и пр.).

Но взрослые люди, например, наши родственники, друзья – не наши дети. И если христианин несет ответственность за воспитание своего ребенка в духовных ценностях, то в отношениях со взрослыми людьми навязчивость и желание посвятить всех в свою веру будет неуместным.

-2

Господь даровал нам свободную волю, поэтому стоит уважать выбор каждого человека, даже если мы этот выбор считаем ложным. В попытках навязать свое мнение и мировоззрение, мы можем сделать только хуже, потому как такая навязчивость и бестактное поведение могут только сильнее оттолкнуть человека от православия.

Но, опять же, нельзя уходить и в другую крайность, когда близкие и вовсе не подозревают, что ты христианин. Да, навязывать не надо, но и скрывать свою веру тоже нельзя. Если человеку будет интересно что-то узнать о православии, и он захочет об этом узнать у вас, тогда, конечно, нужно просветить его в интересующих вопросах.

Люди судят о конфессии по ее представителям, поэтому мы, как представители православия, должны осознавать свою ответственность перед Богом и людьми, а потому вести себя грамотно. Не навязываясь, но и не закрываясь от людей, которые интересуются нашей верой, мы произведем хорошее впечатление о нашей Церкви и, вероятно, подтолкнем человека к дальнейшему изучению православия.

-3

Не будем забывать и о важности молитвы. Ведь только Господь может наставить нас на правильный путь и научить, как вести себя в конкретных ситуациях (но стоит и самим работать над собой и своими познаниями, чтобы уметь дать грамотный ответ на любой вопрос, касающийся веры). Молиться нужно и о людях, которые еще не пришли в Церковь, или приходили, но стали отступниками.

Будем уповать и на Божий Промысл, ведь у каждого из нас свой путь, уготованный Господом. Кого-то Господь может привести к истинной вере в 70 лет, черед тяготы и испытания, кого-то – через иную веру.

Вспомним, например, языческих волхвов, которые увидели Вифлеемскую звезду, возвещающую о рождении нового Царя, и пошли поклониться Ему (Мф. 2:1-12). Таким образом, одними из первых о рождении Иисуса узнали язычники, потому как, во-первых, иудеи были уверены, что Спаситель придет лично к ним, а не ко всем народам, поэтому весть, посланная волхвам, была призвана показать, что Иисус пришел ко всему человечеству, независимо от народа и веры. Во-вторых, эта история наглядно показывает, что Господь может открываться человеку даже тогда, когда он придерживается ложной веры, но при этом душой стремится к истине.

-4

Упомянем и гонителя христиан Савла, который был искренне уверен, что совершает правое дело и охраняет истину, но который в один момент услышал голос Божий: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? <…> Я Иисус Назорей, которого ты гонишь» (Деян. 22:7-8). Так Савлу открылась истина, а позже он стал известным апостолом Павлом.

Как мы видим, Господь не меньше нашего хочет, чтобы наши близкие пришли к Нему, но он уважает свободу воли каждого человека, при этом открываясь тем, кто действительно желает познать истину.