(Исход 40)
Глава 40 является подобающим заключением к книге. Бог избавил Израиль от египетского рабства, привёл Свой народ в Синай, заключил с ним завет и дал Ему Свой закон. Несмотря на неверность Израиля, Он милостиво позволил им построить место, где Он сможет встречаться с ними и «обитать посреди них» (25:8). Последняя глава описывает, как устанавливалась скиния, а затем подробно задерживается на кульминационном моменте: сошествии Бога, чтобы обитать в Своём доме среди Своего народа.
В литературном плане глава воспроизводит структуру всего раздела. В Исх. 25—31 Бог дал указания относительно строительства скинии. В Исх. 36—39 рассказывалось, как эти указания были исполнены. В 40:1–15 Бог говорит, как нужно поставить и освятить скинию; 40:16–33 описывает, как Моисей в точности исполнил Божьи повеления. Затем Бог сошёл на скинию, продемонстрировав Своё присутствие в форме облака, наполнившего её (ст. 34, 35). Глава, как и вся книга, завершается сообщением о том, что облако — и, следовательно, Господь — постоянно направляло Израиль во всё время их путешествия по пустыне (ст. 36–38).
УСТАНОВКА СКИНИИ
Предисловие к установке скинии
"И сказал Господь Моисею, говоря: «В первый месяц, в первый день месяца, поставь скинию собрания»" (Исх. 40:1, 2).
Глава начинается с предложения темы, которое точно определяет, кто («Господь») кому («Моисею») говорит, что нужно сделать («поставить скинию собрания») и когда это должно произойти («в первый месяц, в первый день месяца»).
Фраза «в первый месяц, в первый день месяца» говорит о первом дне второго года по избавлении Израиля (40:17). К Синаю израильтяне пришли «в третий месяц… в самый день» (ровно через три месяца) после исхода из Египта (19:1).
В отличие от долгого периода изготовления элементов скинии (около шести месяцев), шатёр можно было поставить за один день. То, что для установки скинии был назначен конкретный день, подтверждает, что строительство элементов скинии проходило отдельно от её установки. Это соответствовало её характеру как передвижного места поклонения. Все предметы, связанные со скинией, уже были изготовлены. Оставалось только соединить все части, чтобы получилось целое сооружение, на что не должно было уйти больше одного дня.
Наименование «скиния собрания» предполагает, что функция «шатра собрания» (33:7; Современный Перевод) перешла к скинии. С этого момента скиния стала тем местом, где Бог встречался с народом (или с его представителем/представителями). Она также была местом, где люди могли собираться вместе, приносить жертвы и поклоняться Богу.
Исх. 40:2–15 можно разделить на две части. В первой (ст. 2–8) Бог даёт указания относительно установки скинии, а во второй (ст. 9–15) говорит, как её освятить.
Повеления относительно установки скинии
"И поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нём все вещи его, и внеси светильник и поставь на нём лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения перед ковчегом откровения, и повесь завесу у входа в скинию; и поставь жертвенник всесожжения перед входом в скинию собрания; и поставь умывальник между скинией собрания и между жертвенником, и влей в него воды; и поставь двор кругом, и повесь завесу в воротах двора" (Исх. 40:2–8).
В данном разделе мы находим Божьи повеления относительно установки комплекса скинии. Всё нужно было соединить и поставить в логическом порядке.
(1) Вначале надо было поставить палатку — саму «скинию» (ст. 2).
(2) В скинию надлежало поместить ковчег (ст. 3). Ковчег завета назван «ковчегом откровения», потому что он содержал две каменные таблички Закона — откровение соглашения Бога со Своим народом.
(3) Затем полагалось повесить «завесу», отделяющую святое святых от святого места (ст. 3).
(4) В святое место нужно было внести предметы его убранства: «стол» с хлебами предложения, «светильник» и «жертвенник для курения» (ст. 4, 5).
(5) После этого можно было повесить «завесу», закрывающую вход в святилище (ст. 5; см. ст. 21).
(6) Далее внимание перемещается на двор вокруг палатки. Первым упоминается медный «жертвенник всесожжения», который нужно было поставить «перед входом в скинию собрания» (ст. 6).
(7) Между жертвенником и входом в скинию надлежало поставить «умывальник» и налить в него воды (ст. 7).
(8) Теперь надо было поставить ограду, образовав двор (ст. 8).
(9) После этого надлежало повесить «завесу в воротах двора» (ст. 8).
Повеления относительно освящения скинии и священников
"И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята. Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И помажь умывальник и подножие его и освяти его. И приведи Аарона и сыновей его ко входу в скинию собрания, и омой их водой. И облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сыновей его приведи, и одень их в хитоны. И помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их" (Исх. 40:9–15).
Стихи 9–15 повествуют о том, как Господь хотел освятить скинию, то есть отделить её для Своего употребления. В стихе 9 снова (как и в ст. 1, 2) инструкциям предшествует высказывание, кратко формулирующее то, что последует дальше. Моисей должен был взять «елей помазания» и помазать им всё, что было связано со скинией, — «скинию и всё, что в ней», «все принадлежности её», «Аарона и сыновей его». Совершая помазание, Моисей освятит все предметы и священников (см. 29:1–44), или отделит их для Божьих целей. В результате помазания и освящения вся скиния «будет свята» и все священники получат право «[быть] священниками» Господу. Стоит отметить, что скиния, её принадлежности и весь её комплекс стали «святы» лишь после их освящения; до этого они святыми не были. Скиния стала святой, когда Бог выразил одобрение, продемонстрировав Своё присутствие в облаке, наполнившем скинию (40:34).
Установка скинии
"И сделал Моисей всё; как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года, в первый день месяца, поставлена скиния. И поставил Моисей скинию, положил подножия её, поставил брусья её, положил шесты и поставил столбы её, распростёр покров над скинией, и положил покрытие поверх этого покрова, как повелел Господь Моисею. И взял и положил откровение в ковчег, и вложил шесты в кольца ковчега, и положил крышку на ковчег сверху; и внёс ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею. И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы, и разложил на нём ряд хлебов перед Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады перед Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания перед завесою, и воскурил на нём благовонное курение, как повелел Господь Моисею. И повесил завесу при входе в скинию, и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принёс на нём всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею. И поставил умывальник между скинией собрания и жертвенником, и налил в него воды для омовения; и омывали из него Моисей и Аарон и сыновья его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею. И поставил двор вокруг скинии и жертвенника, и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело" (Исх. 40:16–33).
Этот раздел опять предваряется обобщающим предложением. Как Моисей поступал при строительстве скинии, так он поступил и при её установке и освящении: «как повелел ему Господь, так и сделал».
Как и в случае с указаниями в 40:2–8, фактическая установка скинии идёт в логической последовательности (ст. 18–33).
После сообщения о завершении работ и установке скинии следует высказывание, подытоживающее тринадцать глав, сосредоточенных, главным образом, на скинии: «И так окончил Моисей дело» (ст. 33).
СОШЕСТВИЕ БОГА И ЕГО ОБИТАНИЕ В СКИНИИ
Слава Господня входит в скинию
"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господняя наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господняя наполняла скинию" (Исх. 40: 34, 35).
В этих стихах книга Исход достигает своей кульминации. Когда Бог сходит, чтобы обитать со Своим народом в построенной для Него скинии, симфония Божьей милости по отношению к Израилю набирает максимальную силу звучания. Интересно данный отрывок комментирует Кассуто:
«Эти стихи, написанные приподнятым поэтическим стилем, изображают проявление Божьей Славы в выражениях, аналогичных тем, которые в конце главы [24] рисуют картину Божьего присутствия на горе Синай. Скиния — это своего рода Синай в миниатюре, который можно переносить с места на место, чтобы он мог сопровождать сынов Израилевых в их странствиях и служить осязаемым символом Божьего присутствия среди них во всех их походах».
Сошествие Бога и проявление Его славы служило осуществлению, по меньшей мере, трёх целей. (1) Оно демонстрировало Божье одобрение того, как была построена скиния. (2) Оно символизировало, что Бог был среди Своего народа и всегда будет с ними, чтобы помогать им и вести их (см. ст. 36–38). (3) Оно подчёркивало святость скинии и всего, что связано с ней. Так как там пребывал Бог, то скиния и все её принадлежности были святы и к ним нельзя было относиться легкомысленно. Присутствие Божье было настолько свято, что даже Моисей не мог войти в скинию, потому что там была Божья слава.
В Ветхом Завете Бог неоднократно проявлял Себя в «облаке». На горе Синай Он сказал Моисею: «Вот Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить» (19:9). На третий день после этого было «густое облако над горой» (19:16), из которого говорил Бог. Когда Моисей входил в шатёр собрания, чтобы получать откровения от Бога, Своё присутствие Бог проявлял в облаке (33:9). После сооружения скинии Господь продолжал заявлять о Своём присутствии посредством облака днём, «а по ночам в облаке горел огонь» (40:36–38; Современный Перевод). Через много лет, когда был построен храм, Бог заявил о Своём присутствии посредством облака, которое «наполнило дом Господень» (3 Цар. 8:10, 11). Бога как такового увидеть нельзя, но Он постоянно демонстрировал Израилю Своё присутствие посредством чего-то зримого — облака.
О Его присутствии говорится как о «славе Господней». Сам Бог выше всяких слов; Его реальность не поддаётся описанию; самое лучшее, что человек может сказать или понять, когда он ведёт речь о Божьем присутствии, это говорить о «славе Господней». Самого Бога нельзя ни увидеть, ни полностью понять, но люди могут хоть как-то увидеть и понять «славу Господню».
Господь обитает со Своим народом
"Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во всё путешествие своё; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господнее стояло над скинией днём, и огонь был ночью в ней перед глазами всего дома Израилева во всё путешествие их" (Исх. 40:36–38).
Книга Исход завершается на обнадёживающей, обращённой в будущее ноте. Божье обещание «обитать среди сынов Израилевых» и быть их Богом (29:45) было исполнено. Однако на этом история Израиля не закончилась; она только начиналась. Народ шёл к земле обетованной. Этот отрывок говорит о том, что история Израиля будет продолжаться и они достигнут цели. В течение всего этого времени, «во всё путешествие их», Божье присутствие будет с ними. Их будут вести «облако» и «огонь». Как Израиль последовал Божьим указаниям относительно строительства скинии, так они последовали и Божьему водительству во время своего путешествия, по движению облака решая, отправляться им в путь или стоять станом. Заглядывая в будущее, Израиль мог надеяться, что «облако Господнее» и дальше будет демонстрировать Его присутствие, Его водительство и Его защиту.