Есть несколько основных правил:
❌ Не приказывать: «Больше так не делай!»
❌ Не критиковать: «Ты нехорошо сейчас поступил!»
❌ Не угрожать: «Вот еще раз прыгнешь и свернешь себе шею!»
❌ Избегать нравоучений: «Нормальные дети так себя не ведут».
❌ Не давать советы с готовыми решениями: «Надо быть осторожным».
❌ Не высмеивать: «Свинтус».
Всё это дети могут воспринимать как агрессию.
А как же тогда❓
То, как мы слушаем другого человека можно представить в виде трех уровней.
Наиболее важен для нас — третий, высший уровень слушания.
Но обо всем по порядку.
1. Низкий уровень
«Слушаем, но не слышим»:
• Не столько слушаем, сколько говорим.
• Больше сосредоточены на себе.
• Ловим момент, чтобы выступить самим.
• Заранее готовим возражения и советы.
• Часто друг друга перебиваем.
• Навязываем своё мнение.
При таком общении у ребенка падает самооценка; стресс и напряжение не уходят, а агрессия только усиливается.
2. Средний уровень
«Делаем вид, что слушаем»:
• Мы «на поверхности» общения и не понимаем всей глубины сказанного.
• Сосредотачиваемся на содержании, но не на чувствах, оставаясь эмоционально отчужденными.
3. Высший уровень
«Сопереживающее, искреннее слушание»:
• Мы воздерживаемся от суждений.
• Ставим себя на место собеседника.
• Ощущаем присутствие в данном месте и в данное время.
• Чувствуем уважение к собеседнику.
• Сосредоточены только на сказанном.
• Сопереживаем чувствам и мыслям собеседника. Собственные чувства откладываем в сторону.
• Словесно и невербально подтверждаем, что действительно слушаем, понимаем и сопереживаем.
👍 Только слушание на высоком уровне помогает нам начать решать проблемы!
☝🏻У ребенка при таком слушании появляется ощущение надежности, растет самооценка, уходит агрессия.
Всего вам самого лучшего, Паата Амонашвили
Буду рад вашим подпискам на наш канал.
Здесь много полезного для родителей и учителей!