Автор — Ангелина Вовк
Миссией Школы Великих Открытий является намерение сформировать образовательное сообщество детей и взрослых, где каждый может открыть свой внутренний потенциал, найти место для его реализации и внести вклад в улучшение нашего мира.
Осуществлению этих целей в нашем дошкольном отделении способствует не только Монтессори-подход, но и методика, вдохновленная подходом Реджио. В чем её смысл и почему она является уникальной именно в нашей образовательной среде, узнаем сегодня в беседе с Дианой Рерих – ведущим педагогом Реджио-вдохновленной группы.
Реджио-подход зародился в маленьком итальянском городке Реджио-Эмилия и представляет собой некую философию в отношении воспитания детей. Равно как и Монтессори-подход, Реджио является направлением гуманной и средовой педагогики, основывающимся на безграничной любви к детям.
Однако если в методике Монтессори основная концепция заключается в раскрытии когнитивных и интеллектуальных способностей ребенка, в намерении сделать его цельной самостоятельной личностью посредством удовлетворения потребностей определенного возраста через работу с материалами, то в Реджио-подходе, кроме упомянутых аспектов, особое внимание уделяется творчеству, креативному и критическому мышлению, а также развитию "мягких навыков" (от англ. soft skills) благодаря проектной деятельности и работе в малых группах.
В Реджио ребенка окружает среда для творчества. Дети взаимодействуют с самыми разными материалами, в особенности натуральными, природными (это могут быть, например, шишки и камни, каштаны или семена, песок, яичная скорлупа). И через это взаимодействие со средой ребенок учится выражать себя.
Диана Рерих, ведущий педагог Реджио-вдохновленной группы
Среда в нашей вдохновленной Реджио группе представляет собой светлое, уютное пространство, разделенное на зоны: библиотека, творческая и столярная мастерские, лаборатория вкуса, зона исследований и экспериментов. В творческой мастерской используются как обычные материалы (краски, разные виды бумаги и картона, ткани, глина и пластилин), так и самые неожиданные - бросовый материал (детали от сломанных игрушек, перышки, втулки, пластиковые крышки и пробки, лотки из под яиц, макароны).
Смысл материалов в Реджио-подходе заключается в том, что они являются определенными Реджио-провокациями, побуждающими ребенка к творчеству и развитию воображения. Дети получают не готовые ответы, а свой уникальный путь к ним: материал в их руках превращается в оригинальные и неповторимые шедевры, обретая новую историю.
Так, например, в зоне экспериментов может находиться не уже собранная машинка, а разнообразные предметы и детали, из которых, при желании, ребенок может эту машинку собрать.
Подобная логика наблюдается и в работе педагога, выступающего в качестве партнера-помощника. Диана рассказывает, что благодаря навыку наблюдения педагог замечает и распознает потребности ребенка и помогает ему их удовлетворить. Здесь важно понимать, что педагог не диктует ребенку необходимые действия: гибко подстроившись, он может направить ребенка, предоставляя ему возможность быть активным участником процесса открытия:
Педагог может сделать на чём-то акцент или, например, задать открытый вопрос. То есть тот, который позволит ребенку порассуждать.
Важная задача педагога – не только заметить интерес ребенка, но и суметь его поддержать.
Диана Рерих, ведущий педагог Реджио-вдохновленной группы
В связи с тем, что творчество и проектная деятельность являются одними из ключевых понятий Реджио-подхода, неотъемлемым аспектом становится коммуникация. Ведение любого проекта, как правило, происходит в группе детей. И здесь, говорит Диана, крайне важно суметь договориться:
Если речь идет о взаимодействии с материалами, то, несомненно, происходит распределение ролей и работы: старшие помогают младшим – берут на себя более сложную работу или показывают, как лучше что-то делать. Каждый посвящает себя тому, за что будет отвечать.
Диана Рерих, ведущий педагог Реджио-вдохновленной группы
Навыки коммуникации можно также совершенствовать и во время каждодневного ритуала под названием "Круг", который встречается и в методике Монтессори. Дети собираются утром за обсуждениями прошедших выходных или того, о чем размышляли на досуге. Зачастую, обсуждения на "Кругу" становятся вдохновением на новый проект.
Это талант – уметь общаться, слушать и вести беседу.
Диана Рерих, ведущий педагог Реджио-вдохновленной группы
Означает ли всё вышесказанное, что Реджио-группа ориентирована преимущественно на детей-экстравертов? Совершенно нет.
Наша Реджио-вдохновленная группа уникальна тем, что является сбалансированным синтезом двух гуманистических подходов: Реджио и Монтессори. И в том, и в другом случае ребенку предоставляется выбор. Это здорово, если у ученика есть желание активно общаться, включаться в проект и занимать лидерскую позицию, однако, не есть "плохо", если в какой-то из дней ребенку хочется побыть "отдельно":
У нас был мальчик, который переехал к нам из другого города. И естественно, ему не хотелось участвовать ни в какой деятельности – привычный для него мир, в котором он жил, кардинально изменился. Педагог заметил это и отнесся с пониманием и чуткостью, предложив вместо коллективной деятельности индивидуальную работу.
Диана Рерих, ведущий педагог Реджио-вдохновленной группы
Реджио-вдохновленный подход в Школе Великих Открытий является той самой возможностью для ребенка стать гармонично развитой, многогранной личность, обладающей не только логическим, но и креативным образным мышлением.
Школа Великих Открытий