Найти в Дзене

Офтальмолог рассказал, нужно ли ребенку сидеть за первой партой и как уберечь здоровье глаз школьникам

Прошло уже полгода с начала учебного года. И у родителей появляются все новые и новые вопросы о том, как организовать режим дня, рабочее место школьника, чтобы не страдали его глаза. Обо всем, что вы хотели узнать о влиянии школы и учебы на зрение, расскажет детский врач-офтальмолог Анна Михайловна Паладий в нашем новом материале. Зрение – сложный механизм Работу этого механизма обеспечивают не только наши глаза, но и головной мозг. И, как следствие, зрение серьезно влияет на процесс обучения ребенка. Представьте, что вам во время урока надо быстро посмотреть на доску, переписать с нее задание, но при этом надо прилагать большие усилия для того, чтобы что-то увидеть вдали на доске или вблизи в тетради. Буквы расплываются, вы не успеваете за учителем, не можете понять задание и не можете с ним справиться. Все это, несомненно, влияет на учебный процесс. Дети при заболеваниях глаз часто не любят читать, отказываются от длительной работы вблизи, так как это большая зрительная нагрузка. У н
Оглавление

Прошло уже полгода с начала учебного года. И у родителей появляются все новые и новые вопросы о том, как организовать режим дня, рабочее место школьника, чтобы не страдали его глаза.

Обо всем, что вы хотели узнать о влиянии школы и учебы на зрение, расскажет детский врач-офтальмолог Анна Михайловна Паладий в нашем новом материале.

Зрение – сложный механизм

Работу этого механизма обеспечивают не только наши глаза, но и головной мозг. И, как следствие, зрение серьезно влияет на процесс обучения ребенка.

Представьте, что вам во время урока надо быстро посмотреть на доску, переписать с нее задание, но при этом надо прилагать большие усилия для того, чтобы что-то увидеть вдали на доске или вблизи в тетради. Буквы расплываются, вы не успеваете за учителем, не можете понять задание и не можете с ним справиться. Все это, несомненно, влияет на учебный процесс.

Дети при заболеваниях глаз часто не любят читать, отказываются от длительной работы вблизи, так как это большая зрительная нагрузка. У них появляются жалобы на головные боли, затуманивание зрения, двоение в глазах.

Азбука режима дня для школьника

Первое, на что следует обратить внимание, составляя режим дня ребенка, – это сон. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, дети любого возраста должны засыпать в одно и то же время. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Время сна меняется в зависимости от возраста детей. Для младших школьников (от семи до девяти лет) оно составляет 10-11 часов, для среднего школьного возраста (от десяти до четырнадцати лет) – 8-10 часов, и для учеников старших классов (от пятнадцати до семнадцати лет) – 8-9 часов. Для первоклассников актуален дневной сон.

Распорядок дня должен в себя включать режим отдыха и режим работы. Я всегда говорю своим пациентам, что самый лучший отдых для глаз – пойти прогуляться. Если ребенку выписаны очки, то обязательно в очках. Во время прогулки наша естественная зрительная деятельность – то, что мы смотрим вокруг себя – это уже гимнастика для глаз, отдых после длительной работы вблизи во время учебы.

К урокам ребенку следует приступать после отдыха и еды. При выполнении домашнего задания следует чередовать активную работу вблизи (около 30–40 минут) и активный отдых (около 15–20 минут). Активный отдых – это не смотреть в телефон, а выйти на улицу прогуляться, перекусить, сделать гимнастику для глаз, может быть, сходить в магазин и т. д.

Свет во тьме

Важный элемент сохранения здоровых глаз школьника – организация его рабочего места, особенно – освещения.

Стол должен стоять у окна. Если ребенок левша, то окно должно быть справа, а если правша – слева. Это необходимо для того, чтобы он не заслонял сам себе свет рукой, и тень от нее не попадала в рабочую зону. Лампа на столе должна стоять по такому же принципу.

Искусственный свет должен быть в комнате и общий, и обязательно должна быть настольная лампа. Лучше, если свет будет теплым, не менее 200 Лк, а в местах чтения и письма – 300–500 Лк..

Первая парта – не панацея

Важно, как организовано рабочее место ребенка не только дома, но и в школе. Многие считают, что при проблемах со зрением лучшим выходом будет посадить близоруких детей за первые парты. Этого мнения придерживаются не только родители, но и учителя. Однако, это не так.

Для детей с миопией гораздо важнее не сесть ближе, а постоянно, не снимая, носить очки. При рассадке же детей лучше ориентироваться на их рост: более высокие не должны закрывать доску более низким.

Детей же с плохим зрением рекомендуется сажать на средний ряд, примерно за третью парту. Тогда на уроке они будут попеременно смотреть то вдаль, на доску, то в тетрадь. Это станет естественной гимнастикой для мышц глаз. Остальных детей можно рассадить на первый и третий ряд, раз в два месяца меняя их местами.

А мы напоминаем, что диагностика – лучшая профилактика проблем со зрением ребенка. Запишитесь на прием по ссылке: https://clck.ru/33MmWz

Будет интересно:

Какие проблемы со зрением чаще всего выявляют у детей дошкольного возраста?

Офтальмолог назвал 4 ошибки родителей, которые испортят зрение ребенка

Правда ли, что очки могут испортить детское зрение?

Сколько времени займет аппаратное лечение?

Почему контроль миопии в детстве важен для дальнейшей лазерной коррекции зрения? Интервью с офтальмологами