В 2019 году мы впервые увидели полет нового тяжелого БПЛА С-70 «Охотник». Спустя еще несколько лет дрон прошел ряд испытаний и уже фактически готов к финальной стадии – производства.
Интересно, что в мире пока не существует тяжелых ударных дронов класса «Охотник», которые могли бы эффективно выполнять боевых задачи. Аналогичные проекты есть в США, но и они пока находятся на стадии разработки.
Самый дорогой беспилотник ВС РФ
Стоимость «Охотника» в финальной версии может составить не менее 27-30 млн долларов. Но судя по тенденциям рынка ВПК, это цифру нужно будет умножать в два раза. Но суть даже не в деньгах, а широких боевых возможностях аппарата. По сути, «Охотник» выступает в роли первого беспилотного истребителя.
Для примера можно оценить предварительные ТТХ:
1. Возможности – разведка, дистанционное указание целей, использование ракет класса «воздух-воздух» и управляемых авиационные бомб типа КАБ-500 и КАБ-250. Судя по всему, БПЛА сможет брать на борт и другие виды современных вооружений.
2. Скорость и дальность полета – по предварительным данным «Охотник» получит один реактивный двигатель, способный развивать скорость от 1000 до 1400 км/ч (точной информации нет в открытом доступе). Дальность полета составит около 6 тысяч километров с практическим потолком 18 тысяч метров.
3. Особенности применения – решение ключевых задач на фронте, в том числе прорыв эшелонированной ПВО, уничтожение воздушных и наземных целей.
Все это звучит очень круто, но посмотрим, что получится в реальности. По крайней мере данные ТТХ ставят БПЛА «Охотник» в один ряд с легкими многоцелевыми истребителя. Причем его взлетная масса должна составлять не менее 25 тонн.
Официально ранее заявляли, что «Охотники» уже начали эксплуатироваться ВКС. Конечно, пока речь идет только о тестовых полетах в режиме строжайшей секретности. Было бы глупо потерять такую дорогостоящую «птичку» где-нибудь под Киевом. А вот серийный выпуск назначен на вторую половину 2024 года.
Чем могут ответить США и другие страны?
Несмотря на развития беспилотной авиации в США пока нет серийного БПЛА тяжелого класса, но уже есть аналоги российского «Охотника». Считается, что отечественные разработчики начали копировать американские БПЛА. С этим мнением можно поспорить, но сегодня не об этом.
Первым тяжелым БПЛА ВВС США принято считать RQ-4 Global Hawk. Неплохой дрон, способный нести ракетное вооружение и проводить разведку местности на огромных расстояниях. Однако это беспилотник был разработан еще в конце 90-х годов, поэтому морально и физически устарел.
В настоящее время американцы готовят два варианта дронов:
1. XQ-58A Valkyrie – тяжелый боевой БПЛА пятого поколения должны поставить в серию в 2024 года. Считается, что дрон будет оснащаться искусственным интеллектом и сможет нести все современные виды ракет класса «воздух-воздух».
2. Hypersonix– проект от австралийской компании. БПЛА еще не существует, но разработчики обещают создать гиперзвуковой аппарат.
Разумеется, были и другие перспективные проекты, в том числе от компании General Atomics. Все идет к тому, что в обозримом будущем дроны смогут заметить до 50% летной техники, которая принимает участие в боевых действиях.
В США делают ставку на XQ-58A, так как данные аппараты уже были протестированы и согласованы. Считается, что Valkyrie сможет самостоятельно решать многие задачи за счет ИИ: поиск целей, захват целей и прочее. Единственно, за что будет отвечать пилот-оператор – запуск ракет или сброс авиабомб.
Китай пошел по аналогичному пути, а именно разрабатывает сразу несколько проектов тяжелых БПЛА. Так, первым «летающим крылом» китайцев стала модель СН-6, но это был лишь макет 2000-х годов. В 2023 году появилась информация, что китайские инженеры представили новый БПЛА – Feilong-2. Все они находятся на высокой стадии завершения и готовы пойти в серию.
Ранее британские ВВС показали свой аналог БПЛА «невидимки» под названием Taranis. Известна лишь взлетная масса (около 3 тонн) и наличие технологии «Стелс».
Технологии есть, но нужны большие деньги
Проблема развития тяжелых БПЛА кроется в огромной стоимости комплектующих и затрат на технологии. Например, тот же Су-34 стоит на экспорт около 30 млн долларов, а для внутреннего рынка намного дешевле.
Стоимость «Охотника» будет ненамного ниже, поэтому зачастую возникают споры – а нужны ли такие дорогие БПЛА? Если их производить не для красоты и очередной гонки вооружений, то нам нужно минимум 50-100 летательных аппаратов. В противном случае это будет штучный товар, например, для парадов или решения самых опасных задач.
И это не только наша проблема, но и всей остальных стран, в том числе США и Китая. С другой стороны, человечество уже идет по пути автоматизации и внедрения беспилотных систем в любую военную технику.
Эксперты прогнозируют, что такие БПЛА как С-70 «Охотник» или XQ-58A Valkyrie станут выступать в роли ударной силы развитых стран. Нам нужно к этому стремиться несмотря на огромные затраты.