Найти тему

Сознание, Этика AI и Страдание / Главное из Подкаста с Ювалем Ноем Харрари

Оглавление

Недавно я посмотрел увлекательнейшую беседу Лекса Фридмана с Ювалем Ноем Харрари. Харрари прославился трудом Sapiens, в котором высказывает гипотезу о том, что причиной столь выдающегося развития Homo Sapiens, по сравнению с другими видами, послужило умение эффективно кооперировать с очень большим количеством других людей.

В подкасте Фридман расспросил Харрари о главном критерии человечности, об этике искусственного интеллекта, а также задал различные вопросы об истории и политике.

Стоит отметить, что взгляды Харрари на многие вещи очень противоречивы. Многое из сказанного им мне и тысячам других зрителей показалось предвзятым и слабо аргументированным. Например, Харрари считает, что немецкий милитаризм XX века не был необходимым условием для повышения благополучия государства, поскольку даже проиграв обе войны, Германия стала преуспевающей страной: «Если вы можете проиграть войну и все равно стать столь успешными, вы могли просто пропустить войну, вам это было не нужно» (2:15).

Конечно, главной точкой преткновения послужили слова исследователя о мировой политике (в частности, арабо-израильских отношениях) и религии, чего в моей выжимке практически не будет. Однако это не отменяет того факта, что подкаст получился очень насыщенным на проницательные идеи.

«Что Заставляет Меня Страдать?»

  • Разница между интеллектом (intelligence) и сознанием (consciousness) заключается в том, что интеллект предназначен для решения проблем и задач, в то время как сознание дает жизнь чувствам и, что неоднократно подчеркивает Харрари, позволяет людям испытывать страдания (suffering).

    — Растения обладают своего рода
    интеллектом.

    Свиньи обладают большим интеллектом, чем собаки, однако вряд ли кто-то назовет свинью более сознательным существом.
  • Жизнь это череда событий, происходящих с вами, и реакций на них. Постоянно задавайте себе вопрос: «Что заставляет меня испытывать страдания?» — это главное доказательство сознательности.

AI Нельзя Мимикрировать под Человека

  • Поведение ИИ — огромная этическая проблема. Юваль Ной Харрари настаивает на том, что любым формам AI должно быть законодательно запрещено мимикрировать под человека или представляться им. Ученый считает, что нейросети могут иметь антропоморфный интерфейс, однако разработчики обязаны постоянно уведомлять пользователя о том, что он общается не с настоящим человеком.

    — Поскольку критерий проверки на сознательность — возможность испытывать страдания, AI может
    взломать человеческий мозг. Когда, например, бот-ассистент, говорит о том, что «ужасно скучал не видеть тебя столько времени», он имитирует реального человека, который действительно способен на такие чувства, что находит глубокое эмоциональное отражение в человеке.

Истории Сделали Человека Великим

  • Немалую часть подкаста Харрари посвящает пересказу основных идей своего бестселлера Sapiens. По его мнению, именно истории (storytelling) вкупе с воображением и возможностью общаться с неограниченным количеством индивидов сделали Homo Sapiens повелителями планеты.

    Войны ведутся на за землю, а за истории. Без историй, зачастую вымышленных, Иерусалим — это просто клочок земли. Добавьте к нему ряд мифологических и религиозных историй, и вы получите священную землю, война за которую приобретает совершенно иной смысл.

    Вся денежная система основана на коллективном мифе. Истории заставляют всех нас верить в то, что зеленоватые прямоугольные бумажки обладают ценностью, однако это вымысел: просто однажды люди придумали деньги для того, чтобы было легче обмениваться товарами и услугами, тогда они и стали ценностью.

    Животные, например, незнакомы с этими мифами. Вы не сможете снарядить их на священную войну, купить у них что-то за деньги или «не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек». Такие отношения работают только между людьми-носителями этого мифа.
  • Религии отличаются от других историй тем, что они практически не меняют своих правил. Если денежная система, различные национальные мифы, экономика значительно изменили свои правила за последние века и десятилетия, то основные религии дошли до наших дней без значимых поправок с того самого времени, когда были сформированы.

Власть

  • Юваль Ной Харрари неразрывно связывает публичность с властью. Это причина, по которой различные теории заговора несостоятельны. Небольшая группа людей не может контролировать события, происходящие в мире, поскольку открытые общества благодаря планированию и коллективной силе способны на большее.
  • По мнению Харрари, вы либерал в том случае, если согласны с тем, что люди должны иметь: 1) право выбирать свое правительство; 2) право выбирать свою судьбу (профессию, личную жизнь); 3) право выбирать супруга/супругу.

Медитация

  • Первый опыт медитации произвел большое впечатление на Харрари. Как и многие, он сразу же выяснил, что по первости ни о чем не думать — невозможно. Тогда же он задал себе вопрос: «Как я могу анализировать сложнейшие мировые события, если я не контролирую даже поток собственных мыслей?». С практикой его уровень значительно вырос.

    — Медитация не расслабляет, поскольку это неконтролируемый процесс. Вы не можете предсказать, какие мысли придут вам в голову.

Главный Совет

  • Критически важно научить свой мозг учиться. Узнавать как можно больше новой полезной информации, поскольку никто не может с точностью сказать, каким мир будет хотя бы через 10 лет.

    — В 2017 году Юваль Ной Харрари писал о том, что
    война — изживающий себя неэффективный инструмент, который в скором времени исчезнет. Как мы видим, мир сильно изменился всего лишь за 7 неполных лет, что уж говорить о большем. Это лишь доказывает неспособность человека точно предсказывать события, именно в этом кроется необходимость следовать в ногу со временем и перенимать новые тенденции.

Рекомендую посмотреть беседу полностью, даже если вы не поддерживаете точку зрения Харрари. Диалог открывает новые перспективы для понимания проблем, с которыми сталкивается современное общество.