По причине отсутствия дорог, огромных расстояний и тяжелых природных условий освоение Сибири, в основном, лежало на плечах мужчин. Но ни казаки-разбойники, ни следующие за ними государевы ратники не могли обойтись без женского тепла и ласки. Не удивительно, что они брали в жены местных девиц, когда по согласию, а когда и силой.
Так, например, широко известна история Семена Дежнева, который женился на красавице-якутке Абакаяде. Первопроходец прижил от нее сына, после чего отбыл по государевым делам. Через много лет он сосватал еще одну девушку из местного племени, снова обзавелся потомством и в очередной раз уехал. Его дети, особенно сын Любим, считаются первыми сахалярами, особой группой в Якутии, в которую входят потомки саха и русских.
Другие россияне, надо полагать, более трепетно относились к своим семьям. Это привело к возникновению региональных этнических групп, чьи представители были сильно метисированы в плане внешности, сохраняли православную веру и русский язык, имели навыки и знания каждого из народов. Они были лучше приспособлены к выживанию в суровых условиях, поскольку являлись детьми двух цивилизаций, поддерживали связи с «континентальной» Россией и были сильнее включены в ее жизнь.
Это позволило добиться прочного экономического положения и сохраняться на протяжении нескольких веков, до тех пор, пока появление современного транспорта и массовая колонизация Сибири не привели к появлению большого количества эмигрантов из европейской части страны. Однако, старые сибиряки уже были не так были похожи на русских, как их далекие предки, пришедшие сюда с Дежневым, Хабаровым и Ермаком.
Фактически, это были новые народы, возникшие на основе русских. Давайте сегодня о них поговорим.
Русскоустьинцы являются одним из первых подобных этносов и, безусловно, старейшими из сохранившихся. Новгородцы еще тысячелетие назад начали ходить на стругах «за камень» – так они величали Уральские годы. Но слишком далеко от них не забрались, и этот недостаток в начале 17-го века исправили поморы. Они переселились в устье якутской реки Индигирки, где стали заниматься рыбной ловлей и добычей зверя. У них прекрасно сохранилась и религия, и язык и старорусские северные песни и былины. Поскольку оленеводство был непривычно для них, в отличие от соседей, они ездили на собачьих упряжках. В том же регионе, но на значительном расстоянии, сформировались сходные по происхождению и истории группы меньшего размера – ленские крестьяне, затундренные крестьяне и походчане. Сейчас русскоустьинцы в количестве около 400 человек живут там же, где их предки поселились 400 лет назад.
Албазинцы – это потомки китайских женщин и русских. Их появление связано с историей освоения Амура. По местным меркам, это достаточно теплый регион, который оттого имел большее население. Поэтому здесь было больше войны, и казачки не всегда сюда приходили по велению государства. В конце концов, в Приамурье началась странная война русских против русских: с одной стороны стояли царские люди, с другой – «гулящие казаки» и крестьяне, поднявшие бунт. В конце концов, все они объединились перед лицом маньчжурской опасности, сумели отстоять крепость Албазин, но часть мятежников все равно ушла в Поднебесную, опасаясь ответственности за мятеж. Там их причислили к гвардии маньчжурских императоров и обязали изготавливать луки и стрелы. Со временем русские получили дозволение брать в жены вдов местных уголовников. Их потомками стали албазинцы – такие особые православные китайцы.
В настоящее время в Забайкалье гуранами именуют потомков русских и представителей местных народов, сейчас это обычно буряты. Или даже всех местных жителей славянских национальностей. Но в свое время там существовала целая этническая группа, которая появилась в результате браков казаков с бурятскими, монгольскими, маньчжурскими и даурскими женщинами. Это название, вероятно, возникло на основе шапки с рогами из сибирской косули, которую тогда носили станичники. В дальнейшем, после притока русского населения субэтнос растворился или среди новых поселенцев, или среди местных. Но сам термин, как было сказано, употребляется по сей день.
Камчадалами изначально называли ительменов. Но затем на полуострове появилось достаточно значительное русское население, которое со временем растворило в себе аборигенов. Сыграли свою роль и навыки земледелия, и оспа, завезенная сюда в 1760-х годах. В итоге появилась своеобразная группа, которая придерживается традиционного образа жизни и говорит на русском языке с оттенком влияния местных наречий.
Немало русских промышленников и солдат в свое время проживало на Аляске. И на основе их браков с местными возникла этническая группа, не имеющая общепринятого наименования, но наиболее часто ее зовут аляскинскими креолами. В свое время эти люди были привилегированной частью населения, основной частью жителей новых поселений, освобожденными от налогов. Позднее они ничем не отличались от местных, за исключением того, что исповедовали православную веру и чаще носили одежду в русском стиле. Они одинаково хорошо говорили как по-русски, так и на языках своих матерей, которые могли принадлежать к разным этническим группам. После продажи Аляски их общество продолжало существовать, хотя и выросла роль английского языка. Но до сих пор здесь сохранились русские фамилии, а также некоторые обычаи. Например, использование самоваров и привычка кричать «горько» на свадьбах.