Найти тему
Живая Средняя Азия

Какие восточные народы сложились на основе русских?

По причине отсутствия дорог, огромных расстояний и тяжелых природных условий освоение Сибири, в основном, лежало на плечах мужчин. Но ни казаки-разбойники, ни следующие за ними государевы ратники не могли обойтись без женского тепла и ласки. Не удивительно, что они брали в жены местных девиц, когда по согласию, а когда и силой.

Так, например, широко известна история Семена Дежнева, который женился на красавице-якутке Абакаяде. Первопроходец прижил от нее сына, после чего отбыл по государевым делам. Через много лет он сосватал еще одну девушку из местного племени, снова обзавелся потомством и в очередной раз уехал. Его дети, особенно сын Любим, считаются первыми сахалярами, особой группой в Якутии, в которую входят потомки саха и русских.

Другие россияне, надо полагать, более трепетно относились к своим семьям. Это привело к возникновению региональных этнических групп, чьи представители были сильно метисированы в плане внешности, сохраняли православную веру и русский язык, имели навыки и знания каждого из народов. Они были лучше приспособлены к выживанию в суровых условиях, поскольку являлись детьми двух цивилизаций, поддерживали связи с «континентальной» Россией и были сильнее включены в ее жизнь.

Это позволило добиться прочного экономического положения и сохраняться на протяжении нескольких веков, до тех пор, пока появление современного транспорта и массовая колонизация Сибири не привели к появлению большого количества эмигрантов из европейской части страны. Однако, старые сибиряки уже были не так были похожи на русских, как их далекие предки, пришедшие сюда с Дежневым, Хабаровым и Ермаком.

Фактически, это были новые народы, возникшие на основе русских. Давайте сегодня о них поговорим.

-2

Русскоустьинцы являются одним из первых подобных этносов и, безусловно, старейшими из сохранившихся. Новгородцы еще тысячелетие назад начали ходить на стругах «за камень» – так они величали Уральские годы. Но слишком далеко от них не забрались, и этот недостаток в начале 17-го века исправили поморы. Они переселились в устье якутской реки Индигирки, где стали заниматься рыбной ловлей и добычей зверя. У них прекрасно сохранилась и религия, и язык и старорусские северные песни и былины. Поскольку оленеводство был непривычно для них, в отличие от соседей, они ездили на собачьих упряжках. В том же регионе, но на значительном расстоянии, сформировались сходные по происхождению и истории группы меньшего размера – ленские крестьяне, затундренные крестьяне и походчане. Сейчас русскоустьинцы в количестве около 400 человек живут там же, где их предки поселились 400 лет назад.

-3

Албазинцы – это потомки китайских женщин и русских. Их появление связано с историей освоения Амура. По местным меркам, это достаточно теплый регион, который оттого имел большее население. Поэтому здесь было больше войны, и казачки не всегда сюда приходили по велению государства. В конце концов, в Приамурье началась странная война русских против русских: с одной стороны стояли царские люди, с другой – «гулящие казаки» и крестьяне, поднявшие бунт. В конце концов, все они объединились перед лицом маньчжурской опасности, сумели отстоять крепость Албазин, но часть мятежников все равно ушла в Поднебесную, опасаясь ответственности за мятеж. Там их причислили к гвардии маньчжурских императоров и обязали изготавливать луки и стрелы. Со временем русские получили дозволение брать в жены вдов местных уголовников. Их потомками стали албазинцы – такие особые православные китайцы.

-4

В настоящее время в Забайкалье гуранами именуют потомков русских и представителей местных народов, сейчас это обычно буряты. Или даже всех местных жителей славянских национальностей. Но в свое время там существовала целая этническая группа, которая появилась в результате браков казаков с бурятскими, монгольскими, маньчжурскими и даурскими женщинами. Это название, вероятно, возникло на основе шапки с рогами из сибирской косули, которую тогда носили станичники. В дальнейшем, после притока русского населения субэтнос растворился или среди новых поселенцев, или среди местных. Но сам термин, как было сказано, употребляется по сей день.

-5

Камчадалами изначально называли ительменов. Но затем на полуострове появилось достаточно значительное русское население, которое со временем растворило в себе аборигенов. Сыграли свою роль и навыки земледелия, и оспа, завезенная сюда в 1760-х годах. В итоге появилась своеобразная группа, которая придерживается традиционного образа жизни и говорит на русском языке с оттенком влияния местных наречий.

-6

Немало русских промышленников и солдат в свое время проживало на Аляске. И на основе их браков с местными возникла этническая группа, не имеющая общепринятого наименования, но наиболее часто ее зовут аляскинскими креолами. В свое время эти люди были привилегированной частью населения, основной частью жителей новых поселений, освобожденными от налогов. Позднее они ничем не отличались от местных, за исключением того, что исповедовали православную веру и чаще носили одежду в русском стиле. Они одинаково хорошо говорили как по-русски, так и на языках своих матерей, которые могли принадлежать к разным этническим группам. После продажи Аляски их общество продолжало существовать, хотя и выросла роль английского языка. Но до сих пор здесь сохранились русские фамилии, а также некоторые обычаи. Например, использование самоваров и привычка кричать «горько» на свадьбах.