Найти тему

Автопутешествие на север. Часть 2 - Мурманская... День 8

Утро, как всегда, началось с купания. И хоть пришлось купаться в кроссовках (т.к. мало кого впечатляли местные звероподобные пиявки), удовольствия от купания в кристально чистой и очень вкусной воде это не испортило. В надежде на то, что пиявки умеют плавать только около дна, а комары не сообразят, что их завтрак купается, мы не изменили традиции.

Предыдущая часть...

К содержанию...

Маршрут: Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E).

Перегон: около 250 (аппроксимация ломанными; без учета покатушек по Кандалакше).

Мост при свете дня
Мост при свете дня
Ширина моста впечатляет! Когда-то он был сделан с расчетом на долгие годы!
Ширина моста впечатляет! Когда-то он был сделан с расчетом на долгие годы!
-4

Вопросы сцепления и навигации требовали решения, но не такого уж и срочного (особенно, учитывая то, что встали мы достаточно рано). Расстояния до Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) - примерно 80 км, поэтому при общем согласии было решено не торопиться, а, раз уж мы оказались в такой красотище, обстоятельно погулять и пофотографировать. Если когда-либо меня еще раз занесет в эти места, надо обязательно запланировать время, чтобы взобраться хотя бы на одну из гор! В этот раз, увы, времени не было.

Завтракать мы решили уже в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E), поэтому треснули по-быстрому по чашечке кофе, поели каких-то бутербродов, свернули лагерь и двинулись в сторону моря. К вечеру дня мы наконец-то должны были исполнить общую цель всей поездки и очутиться на Белом Море (не раз за эту неделю мы сравнивали свой путь с фильмом "Достучаться до небес"; забегая вперед, скажу, что главным героем в данном случае полноправно можно считать мой двигатель - добрался до моря... а дальше жить незачем!).

Выбравшись на асфальт по показанной мужиком накануне дороге, мы сделали насколько остановок на самой трассе (с красивыми видами на горы)...

Эта "проселочная дорога" имела примерно то же федеральное значение, что и трасса, по которой мы выбирались на М18 с Воттавары. Приглядываться не надо, чтобы оценить разницу!
Эта "проселочная дорога" имела примерно то же федеральное значение, что и трасса, по которой мы выбирались на М18 с Воттавары. Приглядываться не надо, чтобы оценить разницу!
-6
В жизни главное - спокойствие.... а этот сказочный край к нему еще как располагает!
В жизни главное - спокойствие.... а этот сказочный край к нему еще как располагает!
Ели "аки кипарисы"
Ели "аки кипарисы"
-9
-10
-11
-12
-13
Очередная остановка для фотосъемки
Очередная остановка для фотосъемки

...и свернули к отмеченному еще вчера голубому озерцу. Первоначально ни у кого, кроме меня, не возникло желания лезть в эту лужу... На эту тему было отпущено даже пара шуток... Но минут через 5 в озере сидели уже все пятеро, наслаждаясь теплой водичкой.

Небольшая стоянка около голубого озера.
Небольшая стоянка около голубого озера.
"Задний план" за импровизированной парковкой
"Задний план" за импровизированной парковкой
-17
-18

Озеро было целиком глиннянное, явно вырытое во время строительства дороги, но с ключами (судя по распределению температур, явно ни с одним). И почему-то чистое. Может быть, конечно, это обычное состояние озер в подобной глухомани, но мы, дети Питера и Ленобласти, где надо отъехать несколько километров от трассы, чтобы не утонуть в человеческой грязи, даже через неделю продолжали этому удивляться.

Кроме озера, мы проезжали несколько не менее чистых речек, на некоторых из которых выходили для фотосъемки... На любой из них можно было устраивать стоянку (вопрос отворотов с трассы, думаю, решался благодаря обилию браконьеров, которые должны шастать в этих местах)...

Слияние двух рек
Слияние двух рек
-20
-21
-22
-23

Основной нашей целью 8-го дня была Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E). Уже в середине дня мы были там.

Въезд в город
Въезд в город
Вид из Кандалакши на Белое Море
Вид из Кандалакши на Белое Море
 Центральная площадь Кандалакши
Центральная площадь Кандалакши
-27
-28

Первый же сервис на въезде в город согласился взяться за замену сцепления на синей зубиле. Они, конечно, цену немного кусачую зарядили но, учитывая выходной день и сложность работы, выбора у нас не было. Пока искали магазин с запчастями, поспрашивали про другие сервисы, но оказалось, что никто больше не работает.

Ожидание...
Ожидание...

Уже через 30 минут машина стояла на подъемнике, а мы, разделившись на 2,5 группы, планировали освободившиеся 4 часа. 2,5 группы включали Серегу с Ваничем (как автомобилистов, ответственных за состояние синей зубилы), Полину с Женькой (как тех, кому эти 4 часа заняться абсолютно нечем) и меня (0,5 группы - как единственного водителя с единственной машиной).

Сервис и подъемник, где мы оставили машину, требуют вообще отдельного разговора. Как все северяне, монтеры были чрезвычайно погружены в себя и необыкновенно медлительны. Соблюдая... и даже перетягивая все необходимые театральные паузы, они пользовались только тем набором слов, который от них ожидали... И, как "настоящие программисты", отвечали только на те вопросы, которые им задают. Больше инормации, чем от них просят, они не могли выдать ни при каких обстоятельствах.

Процесса подъема машины на подъемник я, увы, не наблюдала. Но Серега с Ваничем говорили, что зрелище того стоило! На эту задачу у них ушло около получаса!

Перебросив в 2 захода всех в кафе, мы наконец-то позавтракали. Поиски кафе заставили нас немного напрячься, т.к. кажется в выходной день вся Кандалакша решила сочетаться браком. Во всех заведениях висели примерно одинаковые таблички про спецобслуживание.

Ради такой орфографии, извЕнения приняты!
Ради такой орфографии, извЕнения приняты!

Найдя в конце концов небольшое заведение, мы порадовали собственные желудки. А в оставшееся время занялись поиском места, где в этом "центре Вселенной" можно было найти паяльную станцию.

Поиски ремонта навигаторов были бесполезны изначально, поэтому мы начали с мест, где чинят сотовые телефоны и компьютеры. После энного количества неудачных попыток (кажется, я уже знаю ВСЕ места в городе Кандалакше, где можно потенциально найти паяльную станцию), мы таки припаялись! В компьютерном магазине. За 100 рублей;) Во всех остальных местах на нас смотрели квадратными глазами при слове "навигатор" и качали головой (век высоких технологий, однако).

После того, как синий вышел из сервиса, нам оставалось только закупиться местным пивом ("Кольским"), дополнительной едой и можно было снова на несколько дней уходить в леса.

Выехать из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) оказалось сложнее, чем мы думали: ну кто же мог предположить, что нам надо поворачивать чуть ли не от въезда в город, а не проезжать по его главной улице (такая же тактика требовалась позже и для проезда Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E); как ни странно, в Умбе мы тоже поплутали, даже не смотря на карту, повешенную на въезде). Немного поплутав и спросив "языка", мы выбрались на нужную дорогу.

Кстати, на выезде из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) навигатор у нас снова вырубился. Но тут ему было достаточно просто помочь: немного раскинув мозгами, мы запустили прием сигнала при помощи изоленты и коробочки от орбита.

А вот так теперь работал навигатор...
А вот так теперь работал навигатор...
Стоянка для ремонта навигатора... на МОРЕ
Стоянка для ремонта навигатора... на МОРЕ
-33
Река Нива на выезде из Кандалакши. В это время она была особенно полноводна, т.к., по словам местных, вот уже не одну неделю где-то выше по течению спускали какую-то ГЭС (или что-то подобное).
Река Нива на выезде из Кандалакши. В это время она была особенно полноводна, т.к., по словам местных, вот уже не одну неделю где-то выше по течению спускали какую-то ГЭС (или что-то подобное).
-35
через реку протянулись плотины, но это не мешает силе течения...
через реку протянулись плотины, но это не мешает силе течения...

Теперь мы не могли постоянно отслеживать наш маршрут, но останавливаться и фиксировать свое местоположение - вполне. На такую сверку со спутниками требовалось менее 5 минут, а учитывая наш стиль передвижения, даже час уже не играл особой роли. Теперь мы примерно представляем конфигурацию дорог Терского берега и прекрасно знаем, что без навигации можно было и обойтись... Но тогда она была необходима.

Пока я собирала навигатор, к нам подошел непрезентабельного вида мужчина и, увидев что мы из Петербурга (у меня на пыли крышки багажника пальцем была выведена надпись "St-Petersburg"), начал взахлеб рассказывать, что же в их краю можно посмотреть. Это он посоветовал нам ломануться на мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и рассказал, до куда мы доедем по асфальту; эти сведения в дальнейшем активно использовались. Он же рассказал о том, что дорога ведет до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) и там обрывается; и упомянул о том, что где-то "там" есть деревня, которую заносит песком (туда мы так и не попали, но запланировали это на следующий раз). Вот оно, оказывается, как здорово родиться и жить в Петербурге!

Выезд из Кандалакши
Выезд из Кандалакши
Небольшой ремонт на выезде из города (монтеры забыли одеть провод стартера...)
Небольшой ремонт на выезде из города (монтеры забыли одеть провод стартера...)

Трасса до Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E) оставила только хорошие впечатления...

... но потом дачники все отворачивают куда им надо и идеально-ровная дорога становится практически пустой...Вдалеке виднеется Белое Море
... но потом дачники все отворачивают куда им надо и идеально-ровная дорога становится практически пустой...Вдалеке виднеется Белое Море
-40
-41
Снег в горах
Снег в горах
Ровная и прямая дорога... Нам в Ленобласть бы такие трассы!
Ровная и прямая дорога... Нам в Ленобласть бы такие трассы!

За исключением, может быть, расставленных практически на всех поворотах знаков "40". То ли в Терской Губернии никто никуда не торопиться, то ли знаки были расставлены с расчетом на зиму и плохую погоду... опасности в этих поворотах мы особой не видели, но стыдливо притормаживали, чтобы совсем уж на большие штрафы не попадать...

Умбу (66 41 953 N; 34 20 199 E) проехали транзитом...

Схема Умбы (принципиально отличается от того, что нарисовано на карте генштаба!)
Схема Умбы (принципиально отличается от того, что нарисовано на карте генштаба!)

... через 40 км после нее асфальт наконец-то закончился. Примерно через 30 км от Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E), последнего крупного населенного пункта, мы начали искать стоянку. На этом краю географии можно встретить очень малое количество встречных машин... и каково же было наше удивление, когда ночью, в 1500 км от Питера, примерно в 200 км от крупного населенного пункта (Кандалакши - 67 09 500 N; 32 25 384 E) мы увидели встречную зубилу с ПИТЕРСКИМИ номерами. Наша машина начала громко ржать и показывать на встречных пальцем... Кажется, на встречу нам наблюдалась точно такая же реакция!

Наслушавшись рассказов о том, что вода в Белом море соленая, мысль была встать рядом с небольшой речкой. Судя по карте, речки были с порогами и мы рассчитывали достать таки из багажника байдарку. Зря! Даже здесь она нам не пригодилась.

Как мы искали речку без навигации - это отдельный разговор. Еще сложнее было найти отворот в лес рядом с этой речкой (отвороты, в отличии от речек, не были обозначены). Кто ж знал, что вдоль Белого моря практически по всему берегу тянется дорога??? По привычке, выработанной Ладогой, Онегой и Финским заливом, мы искали сложное в простом.

Место для ночевки мы почему-то пытались выбрать за речкой (сложно сказать, что нас побудило долго ходить вокруг мостика, думая, что необходимо его переехать), но трезво оценив ситуацию, мы все-таки остались на "своем" берегу.

-45

Загнав машины на траву (которую по нашему предположению не должно было заливать), все мы тут же побежали гулять по отливу. Это был первый наш "отлив на Белом Море".

Отливная полоса
Отливная полоса
Всем нам было интересно, что же водиться в этой жиже...
Всем нам было интересно, что же водиться в этой жиже...
-48
Ну и конечно же по бутылочке вкуснейшего местного пива!
Ну и конечно же по бутылочке вкуснейшего местного пива!
-50
А ведь это практически самый разгар ночи! Вот он, полярный день!
А ведь это практически самый разгар ночи! Вот он, полярный день!
-52
А вот эта тварь не успела сбежать во время отлива (гуляя по отливу мы набрали несколько звезд, но со временем они все у нас просто сгнили - не полчилось у нас толковых "чучел")
А вот эта тварь не успела сбежать во время отлива (гуляя по отливу мы набрали несколько звезд, но со временем они все у нас просто сгнили - не полчилось у нас толковых "чучел")
-54
-55
-56

Вернувшись через некоторое время с прогулки, мы все-таки начали осознавать, где "подстава". На стоянках, которые встречались нам по дороге в течении всей прошлой недели, мы не могли стоять, потому что это было чревато полным обгладыванием, но могли ходить, отмахиваясь от комаров. Нам не грозило стать обожранными остовами после нападения комаров. Здесь же невозможно было даже бегать. Комары, как нам показалось, со всех окрестных полей прознали, что к ним приехал ужин, и решили поживиться свежей городской кровью! Невозможно было стоять, есть, ходить, бегать и даже делать это все одновременно в дыму костра. Не помогал ни свежий ветер, дувший с моря, ни многочисленные крема... НИЧЕГО! Есть мы отправились на отлив, т.к. поначалу казалось, что комаров там сдувает... Не тут то было! Их вовсе не сдувало: эти подлые твари садились на спину и передвигались вместе с нами, когда мы старались отойти подальше. Стоило остановиться - вся орава тут же взлетала и начинала кусать.

-57

Только там, на Белом море, мы поняли, насколько наши городские комары зажрались: подлетают, позюззят, сядут, потыкают носом, чтобы выбрать вкусное место... а потом ведь еще, собаки, могут и не укусить! Местные суровые Беломорские комары подходят к вопросу принципиально по-другому: они разгоняются еще в полете и сначала втыкаются носом, а потом уже может быть немного взюкнут и, вслед за жалом, приземлят свои многочисленные ноги. Кто-то даже пошутил, что при такой обстановке можно в туалет ходить только вдвоем: один делает свое дело, а второй - отгоняет комаров. Хотя можно было и на отлив уходить (длина отливной полосы - километр или полтора) и чувствовать себя примерно как в Карельском лесу... главное вовремя успеть вернуться, пока не залило!

Допив вкусное пиво и дождавшись прилива, мы расползлись по палаткам до следующего утра.

-58

Продолжение следует

К содержанию