Утро, как всегда, началось с купания. И хоть пришлось купаться в кроссовках (т.к. мало кого впечатляли местные звероподобные пиявки), удовольствия от купания в кристально чистой и очень вкусной воде это не испортило. В надежде на то, что пиявки умеют плавать только около дна, а комары не сообразят, что их завтрак купается, мы не изменили традиции.
Предыдущая часть...
К содержанию...
Маршрут: Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E).
Перегон: около 250 (аппроксимация ломанными; без учета покатушек по Кандалакше).
Вопросы сцепления и навигации требовали решения, но не такого уж и срочного (особенно, учитывая то, что встали мы достаточно рано). Расстояния до Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) - примерно 80 км, поэтому при общем согласии было решено не торопиться, а, раз уж мы оказались в такой красотище, обстоятельно погулять и пофотографировать. Если когда-либо меня еще раз занесет в эти места, надо обязательно запланировать время, чтобы взобраться хотя бы на одну из гор! В этот раз, увы, времени не было.
Завтракать мы решили уже в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E), поэтому треснули по-быстрому по чашечке кофе, поели каких-то бутербродов, свернули лагерь и двинулись в сторону моря. К вечеру дня мы наконец-то должны были исполнить общую цель всей поездки и очутиться на Белом Море (не раз за эту неделю мы сравнивали свой путь с фильмом "Достучаться до небес"; забегая вперед, скажу, что главным героем в данном случае полноправно можно считать мой двигатель - добрался до моря... а дальше жить незачем!).
Выбравшись на асфальт по показанной мужиком накануне дороге, мы сделали насколько остановок на самой трассе (с красивыми видами на горы)...
...и свернули к отмеченному еще вчера голубому озерцу. Первоначально ни у кого, кроме меня, не возникло желания лезть в эту лужу... На эту тему было отпущено даже пара шуток... Но минут через 5 в озере сидели уже все пятеро, наслаждаясь теплой водичкой.
Озеро было целиком глиннянное, явно вырытое во время строительства дороги, но с ключами (судя по распределению температур, явно ни с одним). И почему-то чистое. Может быть, конечно, это обычное состояние озер в подобной глухомани, но мы, дети Питера и Ленобласти, где надо отъехать несколько километров от трассы, чтобы не утонуть в человеческой грязи, даже через неделю продолжали этому удивляться.
Кроме озера, мы проезжали несколько не менее чистых речек, на некоторых из которых выходили для фотосъемки... На любой из них можно было устраивать стоянку (вопрос отворотов с трассы, думаю, решался благодаря обилию браконьеров, которые должны шастать в этих местах)...
Основной нашей целью 8-го дня была Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E). Уже в середине дня мы были там.
Первый же сервис на въезде в город согласился взяться за замену сцепления на синей зубиле. Они, конечно, цену немного кусачую зарядили но, учитывая выходной день и сложность работы, выбора у нас не было. Пока искали магазин с запчастями, поспрашивали про другие сервисы, но оказалось, что никто больше не работает.
Уже через 30 минут машина стояла на подъемнике, а мы, разделившись на 2,5 группы, планировали освободившиеся 4 часа. 2,5 группы включали Серегу с Ваничем (как автомобилистов, ответственных за состояние синей зубилы), Полину с Женькой (как тех, кому эти 4 часа заняться абсолютно нечем) и меня (0,5 группы - как единственного водителя с единственной машиной).
Сервис и подъемник, где мы оставили машину, требуют вообще отдельного разговора. Как все северяне, монтеры были чрезвычайно погружены в себя и необыкновенно медлительны. Соблюдая... и даже перетягивая все необходимые театральные паузы, они пользовались только тем набором слов, который от них ожидали... И, как "настоящие программисты", отвечали только на те вопросы, которые им задают. Больше инормации, чем от них просят, они не могли выдать ни при каких обстоятельствах.
Процесса подъема машины на подъемник я, увы, не наблюдала. Но Серега с Ваничем говорили, что зрелище того стоило! На эту задачу у них ушло около получаса!
Перебросив в 2 захода всех в кафе, мы наконец-то позавтракали. Поиски кафе заставили нас немного напрячься, т.к. кажется в выходной день вся Кандалакша решила сочетаться браком. Во всех заведениях висели примерно одинаковые таблички про спецобслуживание.
Найдя в конце концов небольшое заведение, мы порадовали собственные желудки. А в оставшееся время занялись поиском места, где в этом "центре Вселенной" можно было найти паяльную станцию.
Поиски ремонта навигаторов были бесполезны изначально, поэтому мы начали с мест, где чинят сотовые телефоны и компьютеры. После энного количества неудачных попыток (кажется, я уже знаю ВСЕ места в городе Кандалакше, где можно потенциально найти паяльную станцию), мы таки припаялись! В компьютерном магазине. За 100 рублей;) Во всех остальных местах на нас смотрели квадратными глазами при слове "навигатор" и качали головой (век высоких технологий, однако).
После того, как синий вышел из сервиса, нам оставалось только закупиться местным пивом ("Кольским"), дополнительной едой и можно было снова на несколько дней уходить в леса.
Выехать из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) оказалось сложнее, чем мы думали: ну кто же мог предположить, что нам надо поворачивать чуть ли не от въезда в город, а не проезжать по его главной улице (такая же тактика требовалась позже и для проезда Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E); как ни странно, в Умбе мы тоже поплутали, даже не смотря на карту, повешенную на въезде). Немного поплутав и спросив "языка", мы выбрались на нужную дорогу.
Кстати, на выезде из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) навигатор у нас снова вырубился. Но тут ему было достаточно просто помочь: немного раскинув мозгами, мы запустили прием сигнала при помощи изоленты и коробочки от орбита.
Теперь мы не могли постоянно отслеживать наш маршрут, но останавливаться и фиксировать свое местоположение - вполне. На такую сверку со спутниками требовалось менее 5 минут, а учитывая наш стиль передвижения, даже час уже не играл особой роли. Теперь мы примерно представляем конфигурацию дорог Терского берега и прекрасно знаем, что без навигации можно было и обойтись... Но тогда она была необходима.
Пока я собирала навигатор, к нам подошел непрезентабельного вида мужчина и, увидев что мы из Петербурга (у меня на пыли крышки багажника пальцем была выведена надпись "St-Petersburg"), начал взахлеб рассказывать, что же в их краю можно посмотреть. Это он посоветовал нам ломануться на мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и рассказал, до куда мы доедем по асфальту; эти сведения в дальнейшем активно использовались. Он же рассказал о том, что дорога ведет до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) и там обрывается; и упомянул о том, что где-то "там" есть деревня, которую заносит песком (туда мы так и не попали, но запланировали это на следующий раз). Вот оно, оказывается, как здорово родиться и жить в Петербурге!
Трасса до Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E) оставила только хорошие впечатления...
За исключением, может быть, расставленных практически на всех поворотах знаков "40". То ли в Терской Губернии никто никуда не торопиться, то ли знаки были расставлены с расчетом на зиму и плохую погоду... опасности в этих поворотах мы особой не видели, но стыдливо притормаживали, чтобы совсем уж на большие штрафы не попадать...
Умбу (66 41 953 N; 34 20 199 E) проехали транзитом...
... через 40 км после нее асфальт наконец-то закончился. Примерно через 30 км от Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E), последнего крупного населенного пункта, мы начали искать стоянку. На этом краю географии можно встретить очень малое количество встречных машин... и каково же было наше удивление, когда ночью, в 1500 км от Питера, примерно в 200 км от крупного населенного пункта (Кандалакши - 67 09 500 N; 32 25 384 E) мы увидели встречную зубилу с ПИТЕРСКИМИ номерами. Наша машина начала громко ржать и показывать на встречных пальцем... Кажется, на встречу нам наблюдалась точно такая же реакция!
Наслушавшись рассказов о том, что вода в Белом море соленая, мысль была встать рядом с небольшой речкой. Судя по карте, речки были с порогами и мы рассчитывали достать таки из багажника байдарку. Зря! Даже здесь она нам не пригодилась.
Как мы искали речку без навигации - это отдельный разговор. Еще сложнее было найти отворот в лес рядом с этой речкой (отвороты, в отличии от речек, не были обозначены). Кто ж знал, что вдоль Белого моря практически по всему берегу тянется дорога??? По привычке, выработанной Ладогой, Онегой и Финским заливом, мы искали сложное в простом.
Место для ночевки мы почему-то пытались выбрать за речкой (сложно сказать, что нас побудило долго ходить вокруг мостика, думая, что необходимо его переехать), но трезво оценив ситуацию, мы все-таки остались на "своем" берегу.
Загнав машины на траву (которую по нашему предположению не должно было заливать), все мы тут же побежали гулять по отливу. Это был первый наш "отлив на Белом Море".
Вернувшись через некоторое время с прогулки, мы все-таки начали осознавать, где "подстава". На стоянках, которые встречались нам по дороге в течении всей прошлой недели, мы не могли стоять, потому что это было чревато полным обгладыванием, но могли ходить, отмахиваясь от комаров. Нам не грозило стать обожранными остовами после нападения комаров. Здесь же невозможно было даже бегать. Комары, как нам показалось, со всех окрестных полей прознали, что к ним приехал ужин, и решили поживиться свежей городской кровью! Невозможно было стоять, есть, ходить, бегать и даже делать это все одновременно в дыму костра. Не помогал ни свежий ветер, дувший с моря, ни многочисленные крема... НИЧЕГО! Есть мы отправились на отлив, т.к. поначалу казалось, что комаров там сдувает... Не тут то было! Их вовсе не сдувало: эти подлые твари садились на спину и передвигались вместе с нами, когда мы старались отойти подальше. Стоило остановиться - вся орава тут же взлетала и начинала кусать.
Только там, на Белом море, мы поняли, насколько наши городские комары зажрались: подлетают, позюззят, сядут, потыкают носом, чтобы выбрать вкусное место... а потом ведь еще, собаки, могут и не укусить! Местные суровые Беломорские комары подходят к вопросу принципиально по-другому: они разгоняются еще в полете и сначала втыкаются носом, а потом уже может быть немного взюкнут и, вслед за жалом, приземлят свои многочисленные ноги. Кто-то даже пошутил, что при такой обстановке можно в туалет ходить только вдвоем: один делает свое дело, а второй - отгоняет комаров. Хотя можно было и на отлив уходить (длина отливной полосы - километр или полтора) и чувствовать себя примерно как в Карельском лесу... главное вовремя успеть вернуться, пока не залило!
Допив вкусное пиво и дождавшись прилива, мы расползлись по палаткам до следующего утра.
Продолжение следует
К содержанию