Найти в Дзене
Кирилл Голиков

Реакция бей-беги в отношениях и как с ней обходиться

Статья написана по книге Джона Готтмана 10 принципов эффективной супружеской терапии.

Благодаря исследованию Джона Готтмана мы узнали, что партнеры, которые во время ссоры воздвигают стену друг между другом и упрямо молчат (англ. stonewalling), - имеют на то уважительную причину. Когда Готтман сопоставил физиологические показатели пар с их словами и поведением во время обсуждения конфликтов, он обнаружил, что партнеры, которые упрямо молчат, одновременно находятся в состоянии «бей или беги» — общее название диффузного физиологического возбуждения (далее - “ДФВ”).

85 процентов от количества участников его исследований, кому оказалась свойственна эта реакция, - составили мужчины. Когда мужчины упрямо молчат во время обсуждения конфликта, они обычно замолкают, скрещивают руки и смотрят вниз или в сторону в течение длительного периода времени. Женщины тоже молчат, особенно те, кто в детстве пережил физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Но женщины делают это иначе. Они не отводят взгляда. Они поддерживают зрительный контакт с говорящим, но их глаза тускнеют, как будто никого нет дома. Их лица и тела выглядят застывшими и безжизненными, словно манекены на витрине магазина.

Сердце в таких случаях бьется со скоростью более 100 ударов в минуту, дыхание учащенное и поверхностное, тело потеет, и все это время люди зачастую тихо сидят и разговаривают. Эти изменения часто невозможно наблюдать невооруженным глазом, даже если наблюдатель хорошо обучен.

Широко распространено мнение, что ДФВ впервые появилось, чтобы дать нашим доисторическим предкам возможность бороться с опасными для жизни врагами, такими как саблезубые тигры. ДФВ провоцирует туннельное зрение и как будто лишает слуха. В состоянии ДФВ любое выражение лица партнера кажется молчуну вызывающим; идет сигнал: «Атака!», как будто он надел 3D-очки на сеансе фильма ужасов. Все, что он воспринимает со стороны жены, выглядит мрачным и пугающим. Она может шептать ему романтические сонеты, но ДФВ исказит смысл слов, и он услышет, что его атакуют с еще большей силой.

При ДФВ происходит отток крови от отделов мозга, участвующих в рациональном решении проблем, тем самым лишая их сил, и направляет приток крови в двигательные центры мозга. Этот процесс вызывает реакцию бей-беги, при этом упрямый молчун не способен рационально мыслить. Вот почему попытки решить проблему в таких случаях обычно терпят неудачу.

Как будто этого мало, ДФВ также очень некомфортно ощущается физически. Мышцы кишечника, челюсти, руки и ноги напрягаются, у некоторых людей возникает ощущение, будто у них под кожей муравьи. Неспособный ясно мыслить, физически сражаться или бежать, партнер в ДФВ отказывается от взаимодействия не для того, чтобы наказать своего партнера, а чтобы успокоиться. Это немного похоже на перевозбужденного младенца, который инстинктивно отворачивает голову, чтобы уменьшить дальнейшую стимуляцию.

Самоуспокоение - тот навык, который замедляет ДФВ и предотвращает “вымораживание” друг друга молчанием. Трюк заключается в том, чтобы партнеры смогли почувствовать, когда ДФВ только начинается, и до момента, как оно овладеет головой и телом. Партнеры, которые осознают ДФВ, говорят о привычной реакции, которая сообщает им о том, что ДФВ надвигается. Это может быть напряженный живот, сжатая челюсть или поднятые вверх плечи. Другие сообщают, что сначала ощущают жар, покраснение или дрожь. Самый простой способ проверить наличие ДФВ — быстро измерить пульс на запястье или шее. Когда человек знает, как обычно ощущается его пульс, и если во время разговора частота пульса кажется непривычно высокой, то, вероятно, ДФВ тоже присутствует или, по крайней мере, вот-вот наступит.

Когда один партнер чувствует себя эмоционально перегруженным и начинает переходить в ДФВ, он должен немедленно прекратить общение и сказать своему партнеру, что ему нужно сделать перерыв, сообщив когда он вернется, чтобы возобновить разговор. И наоборот, если партнерша чувствует, что ее партнер вот-вот впадет в ДФВ, она также может потребовать перерыва. Если же вас попросили сделать перерыв, никто из пары не должен пытаться сказать последнее слово. Так вы только будете разжигать конфликт. Вместо этого следует договориться о времени, когда вы вернетесь к обсуждению, после чего разойтись в разные места, где вы не будете видеть и слышать своего партнера. В это время можно успокоиться, особенно партнеру в ДФВ.

Для самоуспокоения лучше всего работает что-то отвлекающее и успокаивающее. Чтение книги, прослушивание музыки, медитация, просмотр телевизора, занятия йогой или прогулка — все это хорошие варианты. Они помогают вернуться в более расслабленное состояние. Размышления о ссоре или проигрывание того, что вы планируете сказать потом, - неудачные опции; они саботируют самоуспокоение, поскольку удерживают человека в мысленной борьбе.

Перерыв должен длиться не менее 30 минут, но не более 24 часов. В противном случае партнер, который ожидает вас, может в конечном итоге почувствовать себя наказанным или брошенным. Успокоившись, оба партнера могут вернуться к совместному разговору, теперь уже взяв ДФВ под контроль. Поскольку кровь теперь снова обогащает отделы мозга, связанные с решением проблем, оба партнера могут приступить к конструктивному обсуждению конфликта и, в идеальном варианте, найти его мирное урегулирование.