Сказка про Золушку популярна и любима многими. А все потому, что принцесс мало, а чумазых девчонок, мечтающих о принце и жизни во дворце много. Но жизнь удивительная штука, в ней все может случиться наоборот: можно родиться самой настоящей принцессой, а потом всю жизнь трудиться как Золушка. Богатство и положение в обществе, данное по праву рождения, никому и никогда не гарантировало счастливую и безбедную жизнь и никого не оградило от личных трагедий. Яркий пример тому, жизнь великой княгини Марии Павловны Романовой, дочери великого князя Павла Александровича Романова, младшего сына императора Александра II и греческой принцессы Александры Георгиевны.
Маша родилась в апреле 1890 года, назвали ее в честь бабушки, императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра II. Казалось, девочке уготована счастливая и беззаботная жизнь. Ничего подобного!
Когда Марии было всего 1,5 года от преждевременных родов умерла ее мать. Недоношенного младенца удалось спасти, но горе отца было так велико, что он долго не желал видеть сына Дмитрия. Шесть лет отец Марии и Дмитрия вдовствовал, но жизнь взяла свое и великий князь полюбил Ольгу Пистолькорс. Дама его сердца не принадлежала к царствующим домам и потому, о браке с великим князем не могло быть и речи. Но, после рождения сына, Павел Александрович обвенчался со своей возлюбленной, за что и был выслан своим племянником императором Николаем II из России и лишен всех званий и привилегий.
Мария и Дмитрий остались сиротами при живом отце и были приняты на воспитание в семью дяди, великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги Елизаветы Федоровны. Вот, что писала Мария Павловна о великой княгине, заменившей ей мать на долгие годы: «Тетя Элла-великая княгиня Елизавета Федоровна- была старшей сестрой императрицы Александры Федоровны и одной из самых красивых женщин, каких я когда-либо видела в жизни. Она была высокой и хрупкой блондинкой с очень правильными и тонкими чертами лица. У нее были серо-голубые глаза, на одном из которых было коричневое пятнышко, и это производило необычайный эффект».
Заменившая Марии мать великая княгиня Елизавета Федоровна была старшей сестрой императрицы, супруги Николая II. Две сестры, две немецкие принцессы, выйдя замуж за великих князей Романовых, приняли православие и стали очень набожными, правда вера Елизаветы Федоровны была спокойнее, без юродивых, блаженных и «старцев».
Свет восхищался Елизаветой, ее красотой и умом, в то время как ее муж был самым непопулярным среди Романовых. Они никогда не показывали своих чувств на людях, но были безусловно счастливы.
Елизавета Федоровна своих детей не имела и к воспитанию племянников отнеслась ответственно. Жили в Москве. Сергей Александрович был назначен своим братом императором Александром III московским генерал-губернатором. Его прозвали «Князь Ходынский», по мнению общества именно на нем лежала вина за плохую организацию торжества по случаю коронации Николая II. На Ходынском поле произошла трагедия, тогда погибло более тысячи человек.
О том, что готовится покушение великий князь знал, он постоянно получал письма с угрозами и проклятиями, да и несколько неудачных покушений уже было. Зная об этом он перестал брать с собой адъютанта и даже полицейскому, прямой обязанностью которого была его охрана, велел держаться подальше.
4 февраля 1905 года в карету великого князя выезжавшую из Кремля была брошена бомба. Бомба эсера Ивана Каляева буквально разорвала в клочья Сергея Александровича Романова и ранила кучера. Елизавета Федоровна сама сложила останки супруга на носилки и с этого дня посвятила свою жизнь служению Господу. Продав драгоценности купила землю, основала Марфо-Мариинскую обитель, где и была настоятельницей вплоть до своей гибели. После Февральской революции покинуть Россию отказалась.
Когда великой княжне Марии Павловне исполнилось 18 лет, ее выдали замуж за шведского принца Вильгельма. Это был династический брак, заключенный по политическим соображениям.
Родился сын Леннард, но его родители так и смогли полюбить друг друга и в 1913 году состоялся развод. Леннард остался с отцом, наследника шведского престола из страны увозить было нельзя.
Возвращение в Россию Марии Павловны совпало с началом Первой мировой войны. Великая княгиня, не раздумывая отправилась на фронт сестрой милосердия. Вернулся в Россию и ее отец, который разыскал Марию в псковском госпитале и был в ужасе от короткой стрижки, изношенной одежды и спартанских условий, в которых приходилось жить его дочери. Но Марию видимо все устраивало, в госпитале она встретила свою любовь, князя Сергея Путятина, офицера, дважды раненного на поле боя.
Они обвенчались сразу после Февральской революции, тогда уже никого не волновали морганатические браки. А в 1918 году Мария Павловна родила сына. Супругам удалось уехать за границу. Отца Марии – великого князя Павла Александровича Романова – расстреляли в Петропавловской крепости. Любимую тетю Елизавету Федоровну- скинули живой в шахту в Алапаевске.
Из родных остался только брат Дмитрий. Великий князь Дмитрий Павлович был участником убийства Григория Распутина, за что и был сослан на Персидский фронт. Благодаря этому ему удалось избежать участи остальных Романовых.
Русским аристократам, оказавшимся в чужой стране, приходилось учиться жить в новых условиях. Муж и брат Марии ничему кроме военного дела обучены не были, ничем другим заниматься не собирались и не желали. Но, Мария Павловна была русской женщиной, которые в стрессовых ситуациях нередко становятся сильнее мужчин. Сидеть сложа руки она не собиралась, даже после того, как от дизентерии умер ее маленький сын.
Великой княгине удалось вывезти из России бриллианты, спрятанные в бутылочку с чернилами. Продавая драгоценные камни, как-то жили, но денег надолго не хватило. Пробовала великая княгиня зарабатывать вязанием, но удалось продать только одно изделие. На оставшиеся средства, Мария Павловна купила машинку для вышивания. Освоив машинную вышивку, сняла обшарпанную мастерскую и наняла трех девушек, таких же как она русских эмигранток. Назвала свое крохотное ателье «Китмир» и стала работать, частенько засыпая от усталости на рабочем месте.
В Париже было много русских эмигрантов и все русское стало входить в моду. Маленькое ателье внучки Александра II стало приносить доход. А у младшего брата Дмитрия случился роман с Коко Шанель. Он и познакомил свою сестру с законодательницей мод, Шанель высоко оценила профессионализм и вкус великой княгини. Так двоюродная сестра последнего русского императора получила большой заказ от модного дома Шанель . Роман Дмитрия Павловича с Коко Шанель сошел на нет, а сотрудничество между талантливыми женщина продолжалось. Мария Павловна значительно расширила ассортимент, теперь девушки вышивали и персидские узоры, и египетские орнаменты, в вышивке стала использоваться золотая нить, а также бисер и бусины. На производстве работало уже 50 человек, заказы шли со всех концов света. Ателье «Китмир» стало известным на весь мир брендом. В 1925 году на выставке в Париже модный дом «Китмир» получил золотую медаль, а великая княгиня Мария Павловна навсегда вошла в историю мировой моды.
К этому времени отношения с мужем испортились окончательно. Князь Сергей Путятин себя не утруждал. Пробовал работать в банке, Мария устраивала его на работу к себе. Работник из князя был никудышный, приходил, когда хотел, уходил, когда заблагорассудится, обязанности свои выполнял из рук вон плохо. Мария терпела, пока не узнала о романе князя с американкой, очень богатой американкой. Мария Павловна подала на развод, который вскоре и состоялся. Князь удачно женился.
Прошла не только любовь, но и мода на вышивку. Бизнес пришлось продать. Великая княгиня засела за мемуары, серьезно увлеклась фотографией и продолжала работать стилистом- консультантом в одном из модных домов. Судьба уготовила Марии Павловне еще один удар, в возрасте пятидесяти лет умер любимый брат Дмитрий.
В конце своей жизни Мария Павловна стала чаще проводить свое время с сыном Леннартом, который был подданным Швеции. Леннарту не суждено было стать королем, за «неправильную» женитьбу, как и его русский дед, был лишен всех званий и привилегий. Получив в наследство остров Майнау на Боденском озере, создал там уникальный Ботанический сад, который существует до сих пор. Княгиня часто гостила у сына.
Великая княгиня умерла в 68 лет. Ее жизнь не стала той, которая предназначалась ей по праву рождения. Но, мне кажется, что Мария Павловна ни о чем не жалела …