В прошлой статье обсуждалось расстройство пищевого поведения с точки зрения отклонения от качественного удовлетворения насущной потребности.
Мы рассматривали кейс Розы, которая страдает ограничительным расстройством пищевого поведения и поставили перед собой три ключевых вопроса:
1. Какую или какие конкретно потребности Роза удовлетворяет с помощью девиантного пищевого поведения?
2. Почему конкретно это девиантное поведение - проблемно для Розы? Чем именно оно ей вредит, зачем ей нужно его менять?
3. Как можно эту/эти потребности удовлетворить более качественно и экологично?
Ответы на эти вопросы не так просты, как кажется. Нужно быть очень внимательным и скрупулёзным, чтобы определить не только поверхностные мотивы, но и глубинные, те, что не сразу приходят на ум или вовсе не осознаются.
Итак, максимально полные и глубокие ответы в случае Розы могут быть такими:
1. "Я голодаю, чтобы быть красивой. Я очень быстро худею и одежда сразу начинает сидеть лучше, лицо становится свежим и отдохнувшим без отёков от тяжёлой еды. Ещё я люблю себя немного помучать, мне приятнее заслужить еду, которую хочу, чем просто так получить, такой челлендж, чувствую себя морально сильной и имею чёткую цель, которая тонизирует, еще и с вознаграждением в конце. Кроме того, я дала себе обещание, что если я выдержу 30 дней на кефире, то подойду и признаюсь в чувствах к парню, в которого влюблена, и он тогда ответит взаимностью. Ещё я иногда чувствую кайф от голода в комбинации с музыкой, это - особое состояние".
Как мы видим, девиантное пищевое поведение Розы связано не только с боязнью поправиться. Здесь несколько и других потребностей, которые она таким образом пытается удовлетворить.
2. "Мои голодовки вредны для меня, потому что я часто в плохом настроении из-за них: тогда я неласковая со своей любимой собакой, с родителями, хуже учусь. Ещё я, получается, тогда жизнь на потом откладываю: поем потом, поживу потом, а сейчас только мучаюсь и терплю. Ещё я реально поправляюсь после голодовок, когда начинаю много есть - вес становится ещё больше, чем был до голодовок. Получается, что мучаюсь зря в итоге, если говорить о весе: не похудела надежно и на долгий срок, а поправилась только. И я сдвинута на еде: постоянно думаю о ней, а могла бы думать о разных сторонах жизни, получать всесторонний опыт, не быть зацикленной лишь на одной составляющей".
3. Здесь мы тезисно выписываем все актуальные потребности Розы, которые мы обнаружили в пункте 1:
- красивый рельеф и силуэт фигуры
- красивое лицо (без отёков)
("Я голодаю, чтобы быть красивой. Я очень быстро худею и одежда сразу начинает сидеть лучше, лицо становится свежим и отдохнувшим без отёков от тяжёлой еды.)
- иметь четкую цель и челлендж в противовес бессмысленности и пустоты жизни
Ещё я люблю себя немного помучать, мне приятнее заслужить еду, которую хочу, чем просто так получить, такой челлендж, чувствую себя морально сильной и имею чёткую цель, которая тонизирует, еще и с вознаграждением в конце.
- получить взаимность от парня, которого хочет
Кроме того, я дала себе обещание, что если я выдержу 30 дней на кефире, то подойду и признаюсь в чувствах к парню, в которого влюблена, и он тогда ответит взаимностью.
- кайф, трансовое состояние
Ещё я иногда чувствую кайф от голода в комбинации с музыкой, это - особое состояние.
Потребности вытащены на поверхность, тщательно отрефлексированы и записаны.
Далее дело за поиском экологичных и эффективных путей их удовлетворения. Об этом - в следующей статье.
Автор: Чантурия Мария Сергеевна
Врач-психотерапевт, Семейный психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru