Несколько дней назад поделилась с вами своим "исследованием" героев-мужчин в наших киносказках. Но было бы не правильным после этого не "изучить" волшебных дам - как они менялись год от года, от фильма к фильма.
Небольшие уточнения, прежде чем приступлю к списку киногероинь и "анализу" их эволюции:
- В чем смысл? Мне кажется, что смотреть за переменами в изображении главных героев фильмов (в том числе киносказок) интересно, так как в этом отражаются идеалы и перемены своего времени.
- Кто будет в списке? Девушки из фильмов, снятых с 1941 по 1980 годы по нашим сказкам или оригинальным сценариям. Экранизации иностранных сказок в расчет не беру. Само собой, всех-всех киногероинь перечислить не смогу (их очень много - тут нужно было б целую книгу писать, а не статью). Оставлю самых ярких - в которых, как мне кажется, сильнее всего отражена перемена своего времени.
1941 год - Заря-Заряница ("Конек-горбунок")
Внешний кинообраз: статная, заметная, румяная, аппетитная и уже довольно взрослая девушка.
Особенность: умная и хитрая, даже жестокая (ее испытание с горячим молоком явно не "блещет" гуманностью). Несмотря на стальной характер, не распоряжается своей судьбой - не сама выбирает себе жениха (схитрил бы царь с кипящим молоком, то он был бы мужем Зари, она бы не роптала).
1944 года - Марья Моревна ("Кащей Бессмертный")
Внешний кинообраз: пока еще главгероиня изображена, как довольно взрослая женщина (хрупкой девчушкой ее точно не назвать).
Особенности: подневольная женщина, вся ее жизнь зависит от окружающих мужчин. Склонна к самопожертвованию ради любимых людей.
1945 - Катя из "Каменного цветка"
Внешнее киновоплощение: и хотя актриса, играющая Катеньку, была 17-летней девушкой, но выглядит она намного старше. Высокая, статная, видная, но вовсе не милашка и не писанная красавица - ее красота проста и обычна (словно показывает зрительницам - "мы все одинаково хороши").
Особенности: во главе абсолютная преданность и готовность пожертвовать собой ради суженного. Спокойная, рассудительная. Истинная героиня своего времени (имеется в виду не время написания сказки, а время создания фильма) - ее легко можно перенести в реалии 40-х и она будет там идеальной, готовой к "труду и обороне" (то есть к подвигам).
1952 год - Любава ("Садко")
Внешнее киновоплощение: видим изменения. Любава "светла образом", есть в ней что-то аристократичное, чего не было у девочек предыдущих киносказок.
Особенности: типичная для 50-х героиня, пускай и в сказочном антураже - покладистая, без "истерик", проста в общении, спокойная и сильная духом. Главное - терпеливая (ждет мужа из его "заморских приключений", не теряет надежды).
1959 - Марья-искусница
Внешнее киновоплощение: светлый внешне образ киногероини в 50-х был главенствующим - эдакий земной ангел. И в то же время наша Марья женщина взрослая. Девчонки по-прежнему не "котируются".
Особенности: впервые героиней киносказки становится женщина, которая и мужские сердца завоевывает (даже Водяного покоряет), но и является идеальной мамочкой. Теплая, живая, добрая, работящая, мудрая и рассудительная.
1964 - Настенька ("Морозко")
Внешнее воплощение: 60-е подарили нам новое воплощение сказочной киногероини. На смену статным женщинам пришла крошка-девчушка. Миленькая, трогательная.
Особенности: Настенька намного ранимее и слабее своих предшественниц, она "жертва" не только очевидного зла (как было с Кощеем, Водяным), но и бытовых несправедливостей (мамы нет, отец не способен защитить, мачеха гнобит). Такой девушке срочно нужен спаситель.
1965 - Принцесса (первое "Обыкновенное чудо")
Внешнее киновоплощение: миловидная стройная принцесса, типичная красавица-шестидесятница.
Особенности: бунтарка, милая и мечтательная хулиганка, идущая наперекор воле короля-папы и связывающая жизнь с простым парнем (хотя он и оказывается не совсем простым).
1967 - Алена ("Огонь, вода и медные трубы")
Внешнее воплощение: ну что тут сказать, снова Седых - крошка-милашка
Особенности: трогательная и слабенькая, но все же упрямая и верная своему жениху.
1971 год - Снегурочка ("Весенняя сказка")
Внешнее воплощение: хрупки девчушки-милашки сменяются хиппи в стиле 70-х. Это даже по Снегурочки видно - неземное "дитя природы", с ангельской "наружностью".
Особенность: влюбляет всех, кто ее видит, вот такая "роковуха". Весьма обидчивая и даже капризная, но без злого умысла. Просто ранимая и эмоциональная. Увы, но "счастливого финала" судьба ей не дарует, потому что нет у нее сильного спасителя (мужчины, на которого она может полностью положиться). Должна была спасти себя сама, но не смогла.
1974 год - Марья ("Иван да Марья")
Внешнее воплощение: земная красота, ни намека на сказочную "русско-народность". Но вот обыденной и рядовой такую красоту не назвать - актрису специально выбрали точенную-утонченную (словно модель из журнала мод 70-х годов).
Особенности: ох, сложно мне говорить об этой девочке - она какая-то размытая для меня (по характеру).
1977 - Настя ("Как Иванушка за чудом ходил")
Внешнее воплощение: и снова образ эдакой советской девчонки-хиппи. Светлая, длинноволосая, мягкая, воздушная.
Особенности: вроде простая девушка, но высокомерие чувствуется (словно на ее голове не венок из цветов, а корона). Может постоять за себя, остра на язык.
На этом закругляю подборку сказочных женщин. В ближайшее время подготовлю еще разбор героев из сказок 80-х годов - о них нужно поговорить отдельно, потому что там такая интересная абракадабра с образами, аж дух захватывает.
Спасибо за ваше внимание и до новых встреч на канале!