«Мастер и Маргарита» (2024): почему Е. Цыганов и Ю. Снигирь подходят на роли Мастера и Маргариты

6,9K прочитали
Евгений Цыганов и Юлия Снигирь: какие они актёры?
Евгений Цыганов и Юлия Снигирь: какие они актёры?

Написал три дня назад рецензию на новую экранизацию «Мастера и Маргариты» и приготовился к реакции уважаемых читателей.

Фильм, как вы можете судить, мне не понравился, но я имел неосторожность похвалить Евгения Цыганова и Юлию Снигирь как исполнителей главных ролей. Правда, при этом разочарованно проговорил, что играют они, увы, не совсем героев Булгакова.

И всё. К моему удивлению ящик Пандоры широко распахнулся.

Именно этот пункт вызвал большинство хейта в комментариях! Не политические заявления режиссёра волновали моих читателей в наибольшей степени, не отход сценаристов от важных составляющих сюжета, не биографическая отсебятина, не художественное решение постановки.

Фильм плохой, потому что в нём играет Цыганов.
«Одного этого достаточно, чтобы это... этот фильм не смотреть».


Я ещё пытаюсь смягчать, как вы понимаете.

Моих читателей массово взволновали две вещи: нарисована ли у Маргариты грудь и «постная рожа» актёра Цыганова, который везде одинаковый.

Для многих наличие Цыганова в роли Мастера было решающим фактором - в кино не пойду, буду смотреть версию В. Бортко/ читать роман.

Бюст Маргариты с вашего позволения я оставлю в покое. А по поводу актёрского мастерства Евгения Цыганова, пожалуй, выскажусь, рискуя, правда, навлечь на себя новую порцию читательского гнева.

Мои уважаемые читатели-оппоненты почему-то игнорируют понятие актёрский диапазон. Проиллюстрирую, как он работает на примере советских актёров, любимых поколениями.

Как правило, один человек может реалистично играть две роли, если у него широкий диапазон
Как правило, один человек может реалистично играть две роли, если у него широкий диапазон

Дело в том, что бывают актеры с широким актёрским диапазоном - они могут играть кого угодно, представлять разные типажи.

Басилашвили, О. Янковский, Е. Леонов, Ю. Яковлев, Р. Быков, Ю. Никулин (как ни странно), Евстигнеев, Филиппенко, О. Борисов, Юрский, Даль... Из актрис - Неёлова, А. Вертинская...

Вспомните, какие разные роли они играли! И во всех ролях как рыбы в воде. И даже в рамках одной роли эти актёры умеют быть разными, выдавать противоположные эмоциональные состояния - от гнева до кротости.

Оба актёра в кадре - с узким диапазоном.
Оба актёра в кадре - с узким диапазоном.

А есть актёры с узким диапазоном. Набор эмоций, который они умеют передавать, достаточно ограничен. Так распоряжается природа. И если разобраться, талант здесь абсолютно не при чём. Всё дело в актёрской органике.

Вместе с тем, в рамках своего диапазона они умеют передавать тончайшие оттенки. Молодой М. Боярский, В. Тихонов, Н. Гринько, Е. Моргунов, А. Абдулов, Б. Хмельницкий, В. Высоцкий, О. Ефремов, М. Глузский, А. Ширвиндт, М. Державин, Л. Филатов, Н. Михалков...

Они точно понимают свои возможности, ограничения и чётко делают всё, оставаясь в пределах своих рамок.

Нельзя сказать, что это плохие актёры, или что они не важны. Напротив - актёры с узким диапазоном быстрее находят работу, чем актёры с широким диапазоном. Потому что люди в жизни бывают разные. И всё зависит от актёрской задачи.

Сильного человека может сыграть только внутренне сильный человек, по которому сразу видно - сильный. Просто сильная, цельная натура без всяческих нюансов.

Или сыграть искреннего человека... важно, чтобы сквозила в лице и пластике беспримесная доброта. Или хитрость... Если хитрого человека будет играть актёр с широким диапазоном, получится либо карикатура, либо появится дьявольская, издевательская краска.

Психофизика актёров с узким диапазоном немного иная. Такие актёры чрезвычайно хороши в ансамблях, в палитре. Кстати, чаще именно они становятся режиссёрами. Примеров сколько угодно: Гайдай, Захаров, Любимов, С. Бондарчук, Н. Михалков, Шамиров. Всё это изначально актеры с узким диапазоном, но понимающие в профессии.

А дальше уж как судьба распорядится. Бывает, что актёра с широким диапазоном в кино используют как типаж (Раневская, Демьяненко). Это беда.
А иногда актер с широким диапазоном сам, добровольно сужает выбор ролей (Табаков, Вицин, К. Румянова).

Бывают чудеса, когда актёр с узким диапазоном, меняясь с возрастом вдруг выдаёт разнообразную палитру, тщательно работая над собой, подбирая материал. Таковы А. Миронов, А. Папанов, М. Боярский, В. Гафт. Обратите внимание, как с годами становятся разнообразней и сложнее их роли.

Мастер такой мастер
Мастер такой мастер

Евгений Цыганов - хороший актёр с узким диапазоном. Поэтому его нельзя сравнивать, например, с Олегом Басилашвили. Но поставьте их в пару - Цыганов будет вполне достоверным и точным напарником.

И давайте теперь подумаем о булгаковском Мастере. Разве он разнообразен в своих эмоциях, в своих переживаниях? Вспомните, в романе он всё время либо подавлен, либо устал, либо измучен. Даже любовь к Маргарите он выражает как-то подавленно, страдальчески. При этом он высокомерен, холоден.

Но скажите, кто ещё из современных актёров специализируется у нас на подобной высокомерной печали и тоске? На мой взгляд, выбор Цыганова на эту роль абсолютно закономерен и оправдан.

Те же выводы можно перенести и на выбор Маргариты. Юлия Снигирь играет высокомерие, преданность, сдержанность и гнев. Всё это она прекрасно умеет делать в кадре.

Другое дело, что в новой постановке и актёр, и актриса играют по воле режиссёра не то, что написал Булгаков. Но это другая история.

Словом, актёры разные нужны, актёры разные важны. Главное - актёрская задача.

Что думаете? Буду рад любым вежливым комментариям, даже если ваша точка зрения не совпадает с моей.