31 января 2024 года/
В бывший клуб завода «Каучук» после завершения реставрации вернулась творческая жизнь - историческое здание передано студенческой молодёжи Сеченовского Университета. Клуб был построен в 1929 году на Плющихе по проекту архитектора Константина Мельникова и в разные годы использовался как заводской дом культуры, кинотеатр, театральный зал, ночной клуб.
Флагманское предприятие Московского производственного объединения «Каучук» было создано в Хамовниках в 1915 году, когда в Москву из Риги перевезли оборудование Резиновой фабрикой братьев Фрейзингер «Руссiя». Предприятие шло в ногу со временем и специализировалось на производстве резиновых шин для автомобилей, велосипедов и экипажей. В советский период истории завод «Каучук» производил не только автомобильные покрышки, но и другие резинотехнические изделия, в том числе оболочку для аэростата «СССР-1», «папанинскую палатку» для дрейфующей станции «Северный полюс-1», в военные годы - аэростаты воздушного заграждения.
Смотрите старые фотографии. Завод «Каучук». 1927 год:
Завод «Каучук». Старый и новый корпуса. 1978-1979 гг.:
Усачёва улица, 11с17 - в рамках редевелопмента московских промышленных зон все здания «Каучука» были снесены и на их месте построен элитный комплекс клубных домов «Садовые кварталы». Производственный корпус 1984 года постройки был разрушен последним.
Усачёва улица, 11К - корпус заводоуправления, построенный по проекту архитектора Романа Клейна в 1915-1916 годах, снесён практически полностью, за исключением одной стены, и отстроен заново. Здание не значилось в реестре памятников культурного наследия, однако авторы проекта жилого комплекса из «Сергей Скуратов Architects» убедили девелоперов в целесообразности его воссоздания.
Плющиха, 64с1 - Клуб имени 10-летия Октября завода «Каучук» (1927-1929, архитектор Константин Мельников). Закладка здания состоялась в 1927 году, когда в СССР широко отмечалось десятилетие победы Октябрьской социалистической революции, и это событие было отражено в названии рабочего клуба.
Клуб завода «Каучук». 1929-1934 гг.:
В 1929 году архитектор А.Карра и инженер В.Смирнов написали для журнала «Строительство Москвы» статью «Новые клубы Москвы», в которой рассмотрели сильные и слабые стороны мельниковского проекта. Авторы отметили удачное расположение клуба вблизи парка в квартале жилых домов, заселённых преимущественно сотрудниками завода «Каучук».
Вид на рабочие дома с крыши клуба. Конструктивистский посёлок «Погодинская» (1926-1929, архитекторы В.Бибиков, А.Волков, Я.Островский) снесён в 2016 году под строительство ЖК «Жизнь на Плющихе».
«Фасадное решение клуба интересно и незаурядно». Объёмное решение основано на чередовании кривых и прямых плоскостей «с выносом перед клубом круглого вестибюля и обработки его наружными лестницами». Глухие вертикали пилонов фасада контрастируют с блестящими поверхностями стекла. На первом этаже размещался кассовый вестибюль, плоская кровля которого использовалась как трибуна для митингов и праздников. На крыше здания оборудована терраса для летнего отдыха.
«В клубе имеются: зрительный и гимнастический залы, аудитория, комнаты кружковых занятий. Комнат мало и количество их не соответствует действительной потребности клуба, что вызывает основательные сетования и жалобы клубных работников».
«Зрительный зал с верхним светом компактен и приятен по форме. Акустические достоинства зала весьма высоки, что отмечалось всеми театральными коллективами, выступавшими в клубе. Сцена, треугольная в плане, неудобна, затеснённость её вызывает затруднения в смене декораций, что сильно влияет на продолжительность антрактов». Авторы статьи положительно отметили оригинальные детали оформления зала, например, стальную винтовую лестницу. А вот удобство просмотра кинофильмов с боковых мест вызвало сомнение, впрочем, опровергнутое заведующим клуба, который заверил, что экран хорошо виден со всех зрительских мест.
Клуб «Каучук». Зрительный зал. 1983 год:
Теснота в фойе и коридорах «исключает возможность использования современных достижений живописи и скульптуры. Архитектор обязан не забывать о художественном оформлении здания, пользуясь достижениями нашего изо-искусства - фреской, скульптурой», - писали А.Карра и В.Смирнов. Они словно предвидели, что при послевоенной реконструкции здания конструктивистский минимализм будет приукрашен элементами декора в стиле сталинского ампира - лепными украшениями балконов, капителями колонн. Световой фонарь в зале оказался перекрыт сплошной кровлей, а для освещения подвесили массивную хрустальную люстру. Вроде бы и живописные росписи появились на стенах, но визуальных подтверждений этому нет.
В 1966 году на экраны вышла кинокомедия «Берегись автомобиля», эпизоды которой режиссёр Эльдар Рязанов снимал в клубе завода «Каучук». По сюжету фильма на этой сцене участники художественной самодеятельности Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) и Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов) репетировали и играли «Гамлета». А в 1990 году Павел Лунгин использовал клубные интерьеры для съёмок драмы «Такси-блюз».
«Внешний вид физкультурного зала не разрешён архитектурно и он до смешного напоминает особняковую оранжерею, а не современное клубное помещение». Сравнение меткое и пристройка действительно похожа на теплицу, зато панорамное остекление позволяет экономить на потреблении электроэнергии.
Клуб «Каучук». Спортивный зал. 1929-1930 гг.:
Узкий дуговой коридор служил для прохода зрителей в зал со всех этажей через дюжину дверей, а с противоположной стороны коридора располагались кружковые комнаты.
Клуб «Каучук». Фойе. 1950 год:
«Детали клуба - окна и двери - проработаны. Внутренние же лестницы, на двойных, плохо выполненных косоурах, обладают тяжёлыми профилями ступенек, а также скверным рисунком поручней и перил. Покраска помещений различна, приятно сочетание тонов в фойе, где оранжевый тон стен хорошо гармонирует с потолком и белыми дверями». Избранные цитаты из «Строительства Москвы» 1929 года закончились и тут уместно добавить пару слов про Константина Мельникова, который на тот момент переживал свой золотой период в творчестве и всё же получал порции публичной критики от коллег по цеху. В обоснованной критике нет ничего дурного, но в случае с Мельниковым есть нюанс: его новаторские проекты оказались слишком своеобразными для того времени и непонятными современникам. Вскоре архитектор был обвинён в формализме и после 1936 года практически не получал новых заказов.
В советское время здание использовалось не только как заводской дом культуры - с 1981 по 1984 год здесь располагался московский театр «Сфера». В девяностые после приватизации в бывшем клубе появились новые арендаторы - «Золотой Дракон и К» и «Академия Российского Искусства», которые приспособили залы под ночной клуб и концертную площадку. Реставрационные работы, запланированные за счёт средств арендаторов, ограничились лишь косметическим ремонтом фасада, а здание тем временем приходило в аварийное состояние.
Восемь лет бывший клуб завода «Каучук» находился на консервации, пока в 2022 году не стартовала долгожданная реставрация с последующей передачей здания Сеченовскому Университету (Первому МГМУ имени Сеченова). Работа осложнялась отсутствием проектных чертежей и воссоздавать исторические интерьеры специалистам помогали многочисленные обнаруженные детали. Например, под поздними обшивками в потолке зрительного зала нашёлся проём светового фонаря, в интерьерах замечены несколько «родных» оконных и дверных рам с подлинной фурнитурой, а на фасадах - фрагменты декоративной каменной штукатурки. При этом от поздней лепнины полностью избавились.
В декабре 2023 года новый Культурный центр Сеченовского Университета распахнул двери для студентов-медиков. Зрительный зал теперь рассчитан на 234 места в партере плюс 93 и 90 мест на балконах. Бывший физкультурный зал может использоваться для репетиций. Культурный центр станет главной площадкой для развития творческого потенциала студентов-сеченовцев. В двадцати студиях каждый может найти занятие по душе и раскрыть свои таланты: Академический хор, Студия эстрадного вокала, Фест-оркестр, Ансамбль бального танца «Грация», творческая мастерская «ПРЕДставление» не раз становились лауреатами фестивалей и известны за пределами университета, а молодёжный театр «На Пироговке» на новой сцене собирается перейти на профессиональные рельсы и стать репертуарным театром.
Ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко
Представитель МИД Мария Захарова на встрече со студентами
Концертные выступления студентов-медиков
Используемая литература: «Строительство Москвы» 1929 № 11
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #клуб #конструктивизм #мельников #каучук