Найти в Дзене
Мир архитектуры

Восставшие из пепла: как Советский Союз восстанавливался после войны.

Восстановление СССР после войны называют также "сталинским экономическим чудом". Заново отстраивались города, цены ежегодно снижались, рабочие имели возможность заработать и взять квартиру в ипотеку под 1 процент годовых. При нулевой инфляции.
Говоря о Великой Победе, мы вспоминаем о героизме наших предков, отдавших жизни за наше будущее, за мир без фашизма. О человеческих жертвах практически каждая семья знает лично. И если рассматривать войну в градостроительных масштабах, разрушения тоже были глобальными. Как восстанавливалась, реставрировалась наша страна - вот какую тему я, как архитектор, хотела бы осветить. Восстановительное строительство начиналось сразу же после освобождения территории от врага. Уже в начале 1942 г. в освобожденные Волоколамск, Елец, Можайск, Калугу, Наро-Фоминск, Малоярославец, Клин выезжали комплексные восстановительные бригады с участием архитекторов.
С 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. При Академии а
Восставшие из пепла: как Советский Союз восстанавливался после войны
Восставшие из пепла: как Советский Союз восстанавливался после войны

Восстановление СССР после войны называют также "сталинским экономическим чудом". Заново отстраивались города, цены ежегодно снижались, рабочие имели возможность заработать и взять квартиру в ипотеку под 1 процент годовых. При нулевой инфляции.

-2


Говоря о Великой Победе, мы вспоминаем о героизме наших предков, отдавших жизни за наше будущее, за мир без фашизма. О человеческих жертвах практически каждая семья знает лично. И если рассматривать войну в градостроительных масштабах, разрушения тоже были глобальными. Как восстанавливалась, реставрировалась наша страна - вот какую тему я, как архитектор, хотела бы осветить. Восстановительное строительство начиналось сразу же после освобождения территории от врага.

Уже в начале 1942 г. в освобожденные Волоколамск, Елец, Можайск, Калугу, Наро-Фоминск, Малоярославец, Клин выезжали комплексные восстановительные бригады с участием архитекторов.

-3


С 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. При Академии архитектуры СССР после возвращения ее коллектива из эвакуации были созданы творческие мастерские под руководством ведущих архитекторов. С образованием Госкомитета по делам архитектуры подобные же мастерские были созданы при Комитете. К руководству этих мастерских были привлечены ведущие архитекторы В.Гельфрейх, А.Щусев и др. В 1944-1945 гг. были созданы республиканские управления и областные отделы архитектуры. Создана система проектных организаций по разработке генпланов и проектов реконструкции городов.

В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов, среди них – Сталинград, Севастополь, Смоленск, Новороссийск, Новгород, Ростов-на-Дону и др. В 1945-1950 гг. по РСФСР разрабатывались генпланы 250 городов. Первоочередные мероприятия были закончены к 1950 г., а весь объем восстановительных работ завершен к 1955 г.

-4


Особенно сложным было восстановление Сталинграда. Город лежал в руинах, только подземные коммуникации кое-где еще сохранились. Промышленные районы, растянувшиеся на десятки километров, объединялись проспектом Ленина. Центр создавался заново, так как ни в дореволюционном Царицыне, ни в довоенном Сталинграде пространственно выраженного центра не было. Параллельно проспекту Ленина создавались еще две магистрали, соединяющие промышленные районы.

-5
-6


Неудобные для строительства крутые, изрезанные оврагами откосы Волги и склоны холмов были отведены под озеленение. Созданы защитные зоны из парков и садов, отделяющие промышленность от жилья. Территория города, растянувшаяся вдоль Волги, разделена зелеными массивами на локальные участки и обрела масштабность. Сложный рельеф позволил создать интересную многоярусную композицию центральной набережной. Архитектурный облик нового города формировался рядом комплексов – ансамбль основных площадей центра, набережные, проспект Ленина, Мамаев курган.

Проект восстановления Севастополя был поручен архитекторам Г. и М.Бархиным. Старый город был отрезан от моря. Только Приморский бульвар с Графской пристанью выходил к воде. Все остальные берега бухт были заняты доками, причалами, пакгаузами, промышленными предприятиями, железнодорожными путями. Город был разобщен Южной и Северной бухтами. По новому генеральному плану главные магистрали были намечены по ложбинам между гребнями холмов и по террасам, ниспадающим к морю. К воде открывалось полукольцо магистралей с односторонней застройкой. Центром города становился протяженный холм, идущий от Приморского бульвара до Малахова кургана. Поперечные улицы решались в виде лестниц.

Автором проекта восстановления разрушенного древнего города Смоленска стал арх. Г.Гольц. Он поставил задачу «пересмотреть заново всю планировку и устранить ряд серьезных недостатков», сохранив при этом образ города, «выкованный веками». Проект Г.Гольца стал событием в архитектурной жизни. Проектом предлагался сплав нового с историческим, включение всех памятников в новые архитектурные ансамбли. Был создан живописный силуэт будущего Смоленска. К сожалению, смерть прервала работу архитектора над проектом.

Сочетание новой застройки с восстанавливаемыми уникальными памятниками предусматривалось в Новгороде (А.Щусев), Пскове (Н.Баранов), Калинине (Н.Колли). Был восстановлен ампирный центр Полтавы. Возрождение исторических ансамблей Вильнюса, Риги, Таллина и других городов шло параллельно с их дальнейшим развитием. Решительной реконструкцией сопровождалось восстановление города Ростова-на-Дону по генеральному плану, разработанному под руководством В.Семенова.

Восстановление множества городов в столь краткий срок – героическая страница советской архитектуры. Вдохновенные проекты, во многом оставшиеся на бумаге, тем не менее задали высокий эмоциональный накал и уровень художественности всему потоку проектных исканий. Известны и недостатки, связанные с тогдашней творческой направленностью архитектуры. Получила развитие наметившаяся в предвоенные годы тенденция излишней монументализации архитектурных форм, архаической стилизации, декоративизма. Эта линия неуклонно нарастала, что не могло не беспокоить наиболее дальновидных архитекторов. Но в повороте художественного сознания к классическому и национальному наследию
была своя закономерность, связь с общим обращением к национальной истории, героическому прошлому, великим предкам – защитникам родины. Это проявилось во всех видах искусства, и в архитектуре нашло благоприятную подготовленную почву.

Тем не менее лучшие проекты тех лет продолжают искренне волновать эмоциональным звучанием, оптимизмом и высокой художественностью.

Память о героях и жертвах Великой отечественной войны в послевоенное и последующие десятилетия увековечена в мемориальных комплексах во многих городах Советского Союза. Среди этих памятников – комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориал в деревне Хатынь в Белоруссии, мемориальный комплекс в Саласпилсе близ Риги и др. Героическим дням блокады Ленинграда посвящен ансамбль Пискаревского кладбища в Ленинграде.

-7
-8


Жилая застройка.
В послевоенные годы потребность в строительстве нового жилья была очень острой. Возникла необходимость в домостроительных заводах для изготовления сборных деревянных жилых домов. Было налажено изготовление бетонных блоков для малоэтажных домов. Потребовалось изменение не только методов строительства, но и методов проектирования, нужны были типовые проекты, появилась новая методология типового проектирования – серийный метод.
Типовая застройка жилых массивов зданиями в два-три этажа с использованием мотивов классицизма или Ренессанса довольно широко осуществлялась в послевоенные годы в Москве и Ленинграде.

Общественные здания.
Крупные общественные здания и сооружения, построенные во время Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие, по характеру архитектуры близки аналогичным сооружениям предвоенных лет. Обращение к традициям мирового и национального художественного наследия, подход как новаторский, так и эклектичный, декоративная перегрузка композиций общественных зданий характерны для этого периода.

-9
-10


Сталинские высотки в Москве.
В 1947 г. принято специальное правительственное решение о строительстве в Москве высотных зданий. Появление новой многоэтажной застройки привело к утрате живописного силуэта Москвы, возникла угроза обезличивания архитектурного образа города. А строительство высотных зданий способствовало формированию нового выразительного силуэта и крупного масштаба столичного города, образованию новых композиционных центров и ориентиров, подчеркивало характерный холмистый рельеф Москвы.
Требования к архитектурно-композиционным решениям – оригинальность пропорций и силуэта, не должны повторяться образцы известных за границей многоэтажных зданий. Было принято решение проектировать здания в едином ключе в виде башенных композиций с шатровым завершением.

Тогдашний глава государства И.В. Сталин лично интересовался ходом проектирования и строительства и отдавал распоряжения о дополнительном финансировании шпилевидных завершений высотных зданий и скульптурной символики фасадов. Для архитектуры этих новых высотных зданий характерна подчеркнутая помпезность, идущая вразрез с функциональной, конструктивной, экономической логикой. С другой стороны, высотные здания – грандиозные памятники эпохи с экспрессивными образами, героически приподнятыми и драматичными. С момента завершения этих построек прошло более 50 лет и с этой временной дистанции можно утверждать, что опыт дополнения исторического силуэта Москвы новыми постройками удался.

-11


Таким образом, наша стана не только победила захватчиков, но и оперативно были организованы работы по восстановлению в кратчайшие сроки экономической и социальной инфраструктуры Советского Союза, разрушенной войной. Разумеется, был задействован весь мощнейший мобилизационный ресурс советской страны, но и в этом случае все равно восхищает не только та скорость, с которой отстраивалась Страна Советов после войны, но и общее улучшение качества жизни населения. И это тоже часть Великой Победы и огромная работа: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Севастополь и тд… приобрели новые узнаваемые здания, метро, парки и скверы, площади и проспекты, новые жилые кварталы, которые мы видим по сей день.


Вместе с этим материалом предлагаю к прочтению: