Найти в Дзене
Графоман

90-летний ЮБИЛЕЙ

Продолжаю серию рассказов о людях, с которыми мы жили в поселке Красный Октябрь, или как местные говорили «на Красном». Я уже рассказывала ранее о нашей соседке по общей кухне, бабе Кале. Её знали все близкие и соседи, характер у нее был не простой, но мы жили всю жизнь рядом и научились обходить все острые углы друг друга внутри нашей коммунальной квартиры. И, безусловно, все мечтали получить отдельное жилье.

В 1987 году мне с семьей дали квартиру от завода. На «отработку» (участие в строительстве дома давало право на получение квартиры) которой я ходила по вечерам три года. Две комнаты нашей коммунальной квартиры с общей кухней, где мы жили, надо было сдавать заводу. Мама с папой всю жизнь жили на общей кухне и им, конечно, тоже очень - очень хотелось свою кухню и свою, отдельную квартиру. И папа пошел по этому вопросу к директору на прием. Тогда руководство было значительно ближе к простым людям. Перед этим они с моей мамой поговорили с бабушкой Калей о том, чтобы она дала свое согласие перейти в освободившиеся комнаты, а ее комнату папа с мамой переделают в кухню, ванну и туалет. Планировка отдельной квартиры на первом этаже позволяла это сделать. Соседка дала свое согласие. Тем более папа сказал:

- Баба Клава, мы всю жизнь прожили как родные, ваш сын и его жена приезжали к нам в гости, внук ваш тоже постоянно был здесь. И понимая, что рядом с Вами никого из родных нет, а внук далеко, мы остаемся рядом и будем за Вами доглядывать.

Директор, выслушав просьбу отца, удивился:

- Павел Петрович, вы столько лет достойно работали на нашем заводе, имеете столько грамот, ветеран и инвалид войны. Я предлагаю вам квартиру в новом многоэтажном кирпичном доме на Новоселах.

- Спасибо, конечно, но я не хочу в этот каменный мешок, муравейник. В этой квартире прошла с пятидесятых годов жизнь нашей родни и семьи. Больше 35 лет. Там березы под окном добрыми людьми посажены, выросли и распушились красавицы давно. А в скворечник, который я на березе прибил, каждую весну скворцы прилетают, песни поют, птенцов высиживают. И зимой птицы прилетают, я им в кормушку два раза в день хлеб и семечки насыпаю.

Директор был удивлен – впервые от квартиры в новом доме человек отказывается! Мама попыталась уговорить папу, чтоб он поменял решение и переехать в новую квартиру.

- Нина, ну куда я от этих берез? Не смогу я жить там, умру. И сад у нас тут и огороды.

Мама замолчала и больше не заводила разговор.

Баба Каля переехала с нашей помощью в две комнаты, а папа с мамой начали осуществлять свою заветных, выстраданную мечту – делать квартиру своей, отдельной, с кухней, ванной и туалетом!

Но баба Каля вдруг резко поменяла свое решение, сходила к директору и упросила дать его освободившую квартиру на первом этаже, где раньше жила семья тети Васюши Федоскиной – мол, в ее возрасте сложно подниматься на второй этаж. По итогу, она отдалилась от нашей семьи. Люди говорили, что она просила соседку тетю Нину Колемагину взять над ней опеку.

Ну что делать? Хозяин – барин, силком не осчастливишь!

А через несколько лет она оформилась в дом престарелых в соседний город – Балаково.

1991 год, всеобщий дефицит. И вот радость – нам на заводе дали мясо. Получив положенное, я в обеденный перерыв побежала к родителям на обед и заодно положить мясо в холодильник до вечера. Был конец мая, и уже по- летнему жарко. Смотрю, а около подъезда стоит баба Каля с палочкой. Рядом несколько соседок. Я подошла, обняла ее.

- Как дела баба Каля? С приездом! Вы где остановились?

-У Лучевниковой. Все нормально у меня. Мне ведь в пятницу 90 лет будет! Вот, приехала повидаться.

- Дату вашего Дня рождения мы за столько лет наизусть помним! Женщины, дорогие, давайте сделаем праздник для бабы Кали! Всю жизнь вместе прожили вы здесь! Дай Бог нам с Вами дожить до такого почтенного возраста! И вот мой вклад - это мясо, говядина. И литр перцовки, я вчера на талоны купила!

У женщин, смотрю, глаза загорелись. Тетя Лида Орлова, мама жены моего брата, первая откликнулась:

– Я котлет наделаю и картошки натушу с мясом.

А она очень вкусно готовила! И тут другая женщина сказала, что принесет соленья, еще кто-то, что испечет пирог. А тетя Нюся Лучевникова, добрейшая женщина, сказала:

– Празднуем у меня!

К нам подошла Аришина, из соседнего дома, послушала, а потом спросила:

– А можно, я тоже приду?

– Да приходи, конечно!

И, вот, в пятницу, в день 90 летнего юбилея, к назначенному часу собрались приглашенные. В комнате у хозяйки стоял красиво сервированный, застеленный крахмальной белой скатертью и заставленный всякими блюдами стол. Даже большое блюдо с первой клубникой со своего огорода поставила радушная тетя Нюся Лучевникова. Наши «взрослые девушки» были наряжены, причесаны, надушены. У них было другое выражение глаз - как в ожидании какого-то сюрприза!

Но краше всех была юбилярша, которую посадили во главе стола. На ней было коричневое шерстяное платье, кремовый крепдешиновый платок, щечки розовели – видно, что от волнения! И были подарки, поздравления, тосты, смех! Я смотрела на них, любовалась ими и мое сердце радовалось за них! Каждая из них прожила такую сложную жизнь, столько горьких испытаний, потерь, а здесь они помолодели, глаза задорно блестят, улыбки и смех.

Тут именинница вызвалась спеть старинную песню. И с таким чувством, с таким надрывом она пела 16 куплетов и ни разу ни сбилась и не забыла слова!

Я побыла немного и убежала к детям. Нужно проверять уроки. А «взрослые девочки» пели и общались допоздна. И, как на свадьбах, на следующий день собрались вновь – надо же доедать и допивать!

И я тогда поняла, что когда делаешь добро - твоя душа становится богаче многократно и внутри появляется чувство радости! И что давать или делать добро приятнее, чем брать и получать!

Отправить свою историю можно сюда. И она будет опубликована!

Читать еще:

Пожалуйста поддержите канал, поставьте палец вверх и подпишитесь, чтобы не пропустить рассказы! Нажмите стрелочку и отправьте рассказ другу👇