Найти тему
Александр Дробышев

Авиация Израиля во время Войны за независимость в 1948-1949 годах. Часть 2. "Консервные банки" "Воздушного транспортного командования".

Транспортный самолет "Douglas" C-54В "Skymaster" ВВС Израиля на авиабазе Экрон, сентябрь 1948 года.
Транспортный самолет "Douglas" C-54В "Skymaster" ВВС Израиля на авиабазе Экрон, сентябрь 1948 года.

В предыдущей части ( https://dzen.ru/a/ZbhbOt2zTgRUA9Uy ) я рассказал о начале создания ВВС Израиля, когда разномастный парк легких самолетов получил прозвище "Коллекция примусов". Название же этой статьи, "Консервные банки", на армейском американском жаргоне обозначает любой старый, изношенный и ненадежный военный транспорт, будь то корабль или самолет.

На момент своего создания 10 ноября 1947 года "Шерут Авир" имело в своем распоряжении всего один самолет, более-менее пригодный для транспортных перевозок. Это был самолет DH.89А "Dragon Rapide", но его грузоподъемность была слишком мала и его предпочитали использовать как "бомбардировщик".

Самолет DH.89А "Dragon Rapide"авиакомпании "Aviron".
Самолет DH.89А "Dragon Rapide"авиакомпании "Aviron".

По этой причине для серьезных перевозок приходилось привлекать сторонних подрядчиков. Например, незадолго до создания "Шерут Авир", агенты "Мосад ле Алия Бет" арендовали транспортный самолет "Kertis" C-46 "Commando", на котором пилот-ветеран Лео Вайсенберг доставлял в Палестину нелегальных иммигрантов.

Еще один самолет, "Douglas" C-54В "Skymaster", был зафрахтован 31 марта 1948 г. у "Ocean Trade" для перевозки партии оружия из Праги (200 винтовок "Mauser" Р-18, 40 пулеметов МG-34 и 150 тысяч патронов). Он приземлился 1 апреля 1948 года на заброшенной британской аварийной взлетно-посадочной полосе недалеко от арабской деревни Бейт-Дарас. Этот же самолет был нанят и для доставки оружия с Корсики 12 мая 1948 года. В конце апреля 1948 года у южноафриканской авиакомпании "Pan African Air Charter" для VIP-перелетов в Европу был арендован пассажирский самолет "Douglas" DC-3 (переделанный из "Dakota" Mk. III). Он был поврежден во время налета египетских "Спитфаеров" на аэродром Сде-Дов 15 мая 1948 года и после ремонта был возвращен владельцам. Утром 19 мая 1948 года на чехословацком военном аэродроме близ городка Жатец приземлился первый самолет операции "Балак": это был арендованный C-54B "Skymaster" авиакомпании "Atlantic Northern Airlines Ltd.", который вылетел из Парижа. На следующий день он вылетел прямым рейсом на аэродром Экрон в Израиль с первым разобранным истребителем S-199.

Пассажирский самолет "Douglas" DC-3 арендованный в конце апреля 1948 года у южноафриканской авиакомпании "Pan African Air Charter" для VIP-перелетов в Европу.
Пассажирский самолет "Douglas" DC-3 арендованный в конце апреля 1948 года у южноафриканской авиакомпании "Pan African Air Charter" для VIP-перелетов в Европу.

Само собой такая ситуация не устраивала руководство "Хаганы" и еще с конца 1947 года еврейские эмиссары предпринимали попытки купить транспортные самолеты в обход наложенного эмбарго. Практически все купленные и доставленные в Израиль большие транспортные самолеты вошли в состав так называемого "Воздушного транспортного командования", которое до конца августа 1948 года занималось транспортными перевозками из Чехословакии в Израиль.

Самой успешной оказалась деятельность команды Эла Швиммера в США. На деньги, собранные группой богатых американских евреев, которые называли себя "Институтом Зоннеборна", он через разорившуюся авиакомпанию "Service Airways Inc." в декабре 1947 года купил три дальних транспортника "Lockheed" С-69 "Constellation" (впоследствии переделанных в пассажирские L-049) и пять транспортных самолетов "Kertis" C-46А "Commando". Затем в январе 1948 года были куплены еще пять транспортных самолетов "Kertis" C-46D "Commando". Все они были с баз длительного хранения и требовали капитального ремонта, который был сделан в принадлежавшей Швиммеру авиамастерской "The Schwimmer Aviation Company" в Бербанке. Первый "вставший на крыло" С-46А 28 февраля 1948 года с установленными дополнительными баками отправился в долгий перелет через Европу и прибыл в Палестину 3 мая 1948 года с грузом оружия из Швейцарии.

А вот дальше начались трудности, ФБР заподозрило Швиммера в контрабанде оружия и процесс доставки самолетов в Палестину пришлось ускорить. В Панаме была создана подставная авиакомпания "LAPSA" ("Lineas Aereas de Panama SA"), которой "Service Airways Inc" продала "свои" самолеты. Единственный "ходовой" пассажирский L-049 вылетел в Панаму 13 марта 1948 года, за ним 10 апреля последовала четверка С-46. Последняя пятерка C-46 вылетела из США 14 апреля, за день до вступления в силу президентского указа, требующего, чтобы любой экспорт самолетов был одобрен Государственным департаментом США. К сожалению этот перелет был омрачен потерей: один из C-46D, перегруженный авиазапчастями, разбился при взлете в аэропорту Мехико 23 апреля 1948 года.

Пассажирский самолет "Lockheed" L-049 проходит обслуживание в аэропорту Токумен в Панаме в мае 1948 года.
Пассажирский самолет "Lockheed" L-049 проходит обслуживание в аэропорту Токумен в Панаме в мае 1948 года.

По прибытии в Панаму самолеты С-46 подготовили к дальнему перелету. Маршрут пролегал через Парамарибо (Голландская Гвиана), Натал (Бразилия), Дакар (Французская Западная Африка), Касабланку (Марокко) и Катанию (Сицилия). Там уже их маршруты разделились, загруженная по максимуму, в том числе и двумя учебными самолетами "Vultee" BT-13 "Valiant", тройка С-46 улетела в Израиль, куда прибыла 16 мая 1948 года. Оставшаяся пятерка полетела в Чехословакию, на аэродром возле городка Жатец, куда первые два С-46А прибыли 20 мая 1948 года. Всего за период боевых действий было потеряно в авариях два С-46, один интернировали до окончания войны на Родосе и один сгорел. Пополнился же парк этих "трудяг" только одним С-46D, купленным Элом Швиммером в Мексике в августе 1948 года. Еще один С-46А, также купленный в Мексике, прибыл уже после окончания войны, в октябре 1949 года.

Подготовка же пассажирского L-049 затянулась из-за того, что его обратно переделали в транспортный и он вылетел из аэропорта Токумен в Панаме только 19 июня 1948 года, полет проходил по тому же маршруту в Жатец, куда он прибыл 21 июня. Во время "челночных" полетов операции "Балак" был поврежден при вынужденной посадке в Жатеце с невыпущенным шасси из-за отказа гидравлики 13 июля 1948 года и был списан. Оставшимся в США из-за более сложного ремонта остальным двум пассажирским L-049 повезло больше, с 24 июля 1948 года, застряв из-за запрета на продажу, они до ноября 1949 года простояли в ангаре принадлежавшей Элу Швиммеру авиамастерской "The Schwimmer Aviation Company" в Бербанке. Затем их передали израильской авиакомпании "EL AL". Восстановленный до летного состояния в этой же мастерской первый С-69 прибыл в Израиль в апреле 1951 года. Но как говорится, от судьбы не уйдешь. Он был сбит во время обычного рейса 27 июля 1955 года болгарскими истребителями МиГ-15 из-за нарушения воздушной границы.

15 мая 1948 года авиапарк "Воздушного транспортного командования" пополнился двумя самолётами "Douglas" DC-4 (точнее бывшими С-54А и С-54В) которые закупщики "Хаганы" выкупили у авиакомпании "American Overseas Airlines" прямо в Израиле. Оба самолета совершали челночные полеты во время операций "Балак" и выступали в роли лидеров во время операций "Вельвета". 5 декабря 1948 года С-54А был передан израильской авиакомпании "EL AL". 2 января 1949 года С-54В совершил вынужденную посадку на пляже около Сде-Дова во время операции "Вельвета-2" и был после этого списан.

В конце августа 1948 года Эл Швиммер, через авиакомпанию "Service Airways Inc", в Риме "зафрахтовал" за 8000 фунтов стерлингов у австралийского владельца Стэнли В. Годдена самолет "Lockheed" L-18 "Lodester", точнее переделанный в пассажирский десантный самолёт C-60A, который прибыл в Израиль после 5 сентября 1948 года. Он получил серьезные повреждения 31 октября 1948 года при посадке в Герцлии и из-за отсутствия запчастей не восстанавливался. Окончательно списан в сентябре 1950 года и передан в школу ВВС Израиля как учебное пособие.

Пассажирский самолет "Lockheed" L-18 "Lodester", фото приведено для примера.
Пассажирский самолет "Lockheed" L-18 "Lodester", фото приведено для примера.

После закрытия чехами авиабазы в Жатеце и окончании "челночных" полетов операции "Балак" "Воздушное транспортное командование" было переименовано в 106 транспортную эскадрилью.

Но это было не единственное подразделение ВВС Израиля, занимавшееся транспортными перевозками.

Сбежавший из Великобритании после провала с доставкой самолетов Гарри Фредкинс сумел "реабилитировать" себя, в середине апреля 1948 года купив через подставную бельгийскую авиакомпанию "СОМАКО" двадцать санитарных самолетов "Noorduyn" UC-64A "Norseman" из излишков самолетов USAAF с авиабаз в Германии. Первые пять самолетов были доставлены в мастерскую KLM в Амстердаме, где были установлены дополнительные топливные баки для полета в Палестину, остальные прошли такую ​​же модернизацию позднее во французских аэропортах. Доставка самолетов производилась группами по два-три самолета по мере их готовности. 2 мая первая пара вылетела из Рима в Палестину и после 11,5-часового полета приземлилась в аэропорту Сде-Дов. За время перегонки было потеряно четыре самолета. Один разбился 20 мая 1948 года в аэропорту Урбе в Риме во время тестового полета после ремонта двигателя, два 24 мая 1948 года были захвачены египтянами, когда они заблудились во время ночного перелета и совершили посадку на аэродроме Эль-Ариш в Газе. Еще один 27 сентября 1948 года разбился во время перелета в горах Югославия недалеко от Мостара.

Всего до окончания войны в Израиль успело прибыть только 12 самолетов, остальные четыре прибыли летом 1949 года. Первые два UC-64A вошли в состав будущей эскадрильи "Тель-Авив", а из остальных было сформировано 35-е транспортное звено. В основном они использовались как легкие транспортники, но периодически привлекались и для бомбардировок. За время войны было потеряно три самолета. Первый из них разбился 10 мая 1948 года при бомбардировке Бейт-Махсир, когда из-за сброса 200 кг бочкобомбы нарушилась центровка самолета. Второй умудрился скапотировать 30 сентября 1948 года при посадке на аэродром Экрон, прямо перед носом совершавшего посадку С-54А с новоиспеченным президентом Израиля Хаимом Вейцманом. Чтобы освободить взлетно-посадочную полосу его просто столкнули с нее бульдозером. Третий разбился ночью 10 ноября 1948 года при посадке на взлетно-посадочной полосе возле осажденной общины Негев Сдом.

Самолет "Noorduyn" UC-64A "Norseman" № В-54 ВВС Израиля, разбившийся ночью 10 ноября 1948 года при посадке на взлетно-посадочной полосе возле осажденной общины Негев Сдом.
Самолет "Noorduyn" UC-64A "Norseman" № В-54 ВВС Израиля, разбившийся ночью 10 ноября 1948 года при посадке на взлетно-посадочной полосе возле осажденной общины Негев Сдом.

Эти самолеты отличались низким ресурсом по планеру и, не смотря на свое количество, на 9 сентября 1948 года в летном состоянии было только пять штук. К июлю 1950 года исправных оставалось всего только три и все они были окончательно списаны.

Более серьезными транспортно-боевыми возможностями обладала 103 транспортная эскадрилья, созданная в июне 1948 года на авиабазе Рамат-Давид. Ее основу составляли семь транспортно-пассажирских самолетов DC-3, точнее сборная "солянка" из пассажирских "Douglas" DC-3 и транспортных С-47/С-47А/С-47D.

Пять из них Борис Старший купил в Южной Африке вместе с другими девятью лёгкими самолётами. Два С-47А в мае 1948 года были оформлены на фиктивную южноафриканскую компанию по перевозке авиапочты "Westair Transport Ltd.", остальные три самолета в начале июня на реальные компании: "Universal Airways" (переделанный С-47), "Pan African Air Charter" (переделанный С-47) и "Universal Travel" (DC-3). После этого всех их "сдали в аренду" ВВС Израиля, куда они прибыли к 12 июня 1948 года, где присоединились к французской "брошенке", самолету DC-3 французской авиакомпании "Air France", поврежденному при налете египетских "Спитфаеров" на аэродром Сде-Дов 15 мая 1948 года и просто брошенному на аэродроме. Само собой евреи его очень быстро реквизировали и восстановили. Еще один самолет С-47D подарил в июне 1948 года неугомонный голландский миллионер Бернард ван Леер, но его использовали только для VIP-перелетов в Европу. За время боевых действий ВВС Израиля потеряло два самолета С-47.

Вечером 13 июля 1948 года "панафриканский" С-47 бомбил Мишмар Хаярден и бомбой повредили его хвостовое оперение. Пилоты с трудом дотянули до Рамат-Давида и сели на "брюхо", после осмотра самолет списали. 24 октября 1948 года разбился из-за возгорания двигателя и один из С-47А (№ С-83), недотянув до взлетно-посадочной полосы авиабазы Тель-Ноф.

Кроме сборной "солянки" из DC-3/С-47 в состав звена "А" 103 транспортной эскадрильи входил также и один самолет "Douglas" DC-5. История его появления в ВВС Израиля не особо отличается от других. Его 28 мая 1948 года, через авиакомпанию "Service Airways Inc.", выкупил в Риме у австралийской авиакомпании "New Holland Airways" американец Мартин А. Рыбаков, один из агентов команды Эла Швиммера, за 12 тысяч фунтов стерлингов. Самолет прибыл в Израиль 5 июня 1948 года и вошел в состав только что сформированной 103 транспортной эскадрильи. Его шасси было повреждено 21 октября того же года при жесткой посадке в Рамат-Давиде, когда он из-за отказа тормозов выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Из-за отсутствия запчастей не ремонтировался и был списан 4 января 1949 года. В 1950 году передан в школу ВВС Израиля как учебное пособие.

Самолет "Douglas" DC-5 авиакомпании "New Holland Airways" на аэродроме Сде-Дов в июне 1948 года вскоре после прибытия из Рима.
Самолет "Douglas" DC-5 авиакомпании "New Holland Airways" на аэродроме Сде-Дов в июне 1948 года вскоре после прибытия из Рима.

В начале февраля 1949 года в Австралии были куплены три бывших патрульных самолета "Lockheed" L-414 "Hudson", два Mk. IIIA и один Mk. III. В начале февраля 1949 года они вылетели в Израиль, Переделанные в транспотники Mk. IIIA "рванули" почти напрямую в Израиль и прибыли туда в начале марта. Переделанный же в пассажирский Mk. III летел с пассажирами по маршруту до Рима, где и застрял из-за поломки двигателя в аэропорту Чампино вплоть до конца мая 1949 года, пока не прибыл купленный в Англии новый двигатель. Самолет совершил испытательный полет 29 мая 1949 года, а затем вылетел в Израиль. Хотя первоначально планировалось переделать их в бомбардировщики, но после их осмотра от этой идеи отказались и использовали только как транспортные самолеты до самого их списания в 1954 году.

На фото австралийских пассажирский "Lockheed" L-414 "Hudson" Mk.IIIA, фото приведено для примера.
На фото австралийских пассажирский "Lockheed" L-414 "Hudson" Mk.IIIA, фото приведено для примера.

В завершении несколько слов о вооружении этих самолетов. Как я уже писал ранее, практически все транспортные самолеты израильтяне использовали как бомбардировщики. Первоначально бомбы весом в 20-25 кг вручную подтаскивали к дверному проему и сбрасывали вниз. Польза от такой "бомбардировки" была больше психологическая, для хоть какого-то эффекта цель должна была быть размером с город. Одним из способов повышения эффективности бомбардировок было увеличение веса сбрасываемых бомб до 50 кг, но это был уже слишком большой вес для подтаскивания их вручную к дверям самолета. Для решения этой проблемы оружейники из "научных войск" "ХАМАД" разработали внутрефюзеляжную тросовую подвеску, при вращении которой подвешенные бомбы по одной подавались к открытому люку в полу грузовой кабины и автоматически сбрасывались вниз. Был построен один опытный образец, но все пилоты наотрез отказались лететь с этой "машиной смерти". Тогда было найдено более простое решение, устроившее всех.

Это была четырехколесная тележка с размерами 40х40 см, на которой 50 кг бомбы, приподняв за стабилизатор, подкатывали к дверям самолета и просто переваливали их через порог с достаточно большой "скорострельностью" - до 10 бомб в минуту. Этот способ "бомбосброса" применялся на самолетах С-46, DC-3/С-47, С-54 и DC-5 до самого конца войны.

27 июля 1948 года два самолета С-47А были оборудованы 12 универсальными бомбодержателями для 250-фунтовых бомб каждый, расположенными под центральной частью фюзеляжа в два ряда по шесть штук.

Об оснащении стрелковым вооружением транспортных самолетов практически нет никакой точной информации. 28 июня 1948 года был разработан проект оснащения самолетов DC-3/С-47 одним курсовым пулеметом и двумя турельными, установленными в проемах аварийных выходов. Достоверной информации о том что его осуществили нет, но в списках вооружения на 31 марта 1949 года числились 16 пулеметов "Беса" (то есть 7,9 мм чехословацких станковых пулеметов ZB-53), установленных на самолеты. Скорее всего установили только турельные пулеметы.

На фото бортстрелки австралийского транспортного C-47 с 7,71-мм пулеметами VGO во время Второй мировой. Фото приведено для примера.
На фото бортстрелки австралийского транспортного C-47 с 7,71-мм пулеметами VGO во время Второй мировой. Фото приведено для примера.

На этом я заканчиваю мой рассказ об израильских транспортных самолетах во время Войны за независимость. В следующей части будет обзор израильских истребителей.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!