В конце дня 15 мая 1948 года, через двадцать четыре часа после того как евреи объявили о создании Государства Израиль, два "Спитфайра" египетских ВВС обстреляли аэродром Сде-Дов возле Тель-Авива. Так началась война, результаты которой до сих пор дестабилизируют Ближний Восток. Но мой рассказ начнется несколько ранее.
"Прародителем" ВВС Израиля был частный аэроклуб "Палестинская авиационная служба", созданный Иргуном в 1937 году для обучения пилотов. Примерно в 1939 году, для большей легализации, аэроклуб вошел в состав палестинской авиакомпании "Aviron", передав ей три своих самолета "Taylorcraft Model ВL-50". В 1943 году Хагана, на основе учебного подразделения авиакомпании, создала авиационное подразделение Пальмаха - Палавир, в целях "маскировки" получивший название "Палестинский летный клуб".
10 ноября 1947 года из авиакомпании "Aviron" и "Палестинского летного клуба" была создана Шерут Авир ("Воздушная служба") Хаганы, прямая предшественница ВВС Израиля. Она начала активную вербовочную кампанию, позволившую ей вскоре включить в свои ряды летчиков-ветеранов, которые составили основной костяк в летном отряде из местных аэроклубовских летчиков-евреев.
Во время создания Шерут Авир "Aviron" передала ей 12 не вооруженных самолетов: три "Taylorcraft Model ВL-50", по два DH.82С "Tiger Moth"и RWD-13, и по одному RWD-15, "Auster" J/1 "Autocrat", DH.89А "Dragon Rapide", RC-3 "Sea Вee", "Beneš-Mráz" Be-550 "Bibi". Правда учебный чешский самолет почти сразу пришлось списать из-за неудачной посадки. За свои "выдающиеся" боевые качества все эти самолеты получили прозвище "Коллекция примусов". Несколько позже, в апреле 1948 года, к "коллекции" присоединился легкий самолет "Fairchild" F-24R "Argus", который бойцы Хаганы "экспроприировали" у пилота египетской авиакомпании "Egypt Air Transport Company".
В начале 1948 года евреям улыбнулась Фортуна. После перевооружения 651-й эскадрильи RAF на новые самолеты, старые было решено продать на месте, в Палестине. 14 января 1948 года закупщики Шерут Авир смогли выкупить с авиационной свалки Королевских ВВС в Тель-Нофе восемнадцать "Taylorcraft" "Auster" Mk V, два "Taylorcraft" "Auster" Mk III и неисправный "Airspeed" AS.10 "Oxford". Само собой состояние машин было далеко до идеального и еврейским механикам удалось поставить на крыло только четырнадцать из них: оба "Auster" Mk III и двенадцать "Auster" Mk V (остальные шесть стали "донорами" для "воскрешения" разбившихся или уничтоженных самолетов). Однако пока механики возились с их восстановлением, из Лондона пришло распоряжение расторгнуть сделку и конфисковать самолеты. Готовые самолеты попрятали в кибуцах с примитивными взлетными полосами, но для их использования их требовалось зарегистрировать, а для этого показать англичанам…В общем, неувязочка вышла... Выход был найден быстро. Эти самолеты получили окраску и номера от внешне похожих на них самолетов "Taylorcraft Model ВL-50" и "Auster J/1 Autocrat", и вскоре, кроме "эталонов", в небо поднялись и их "близнецы", восемь штук с бортовым обозначением "VQ-PAI", два с "VQ-PAJ", три с "VQ-PAS" и один с "VQ-PAН". Правда, теперь при полетах требовалось проявлять осторожность и не допускать одновременного появления на одном, подконтрольном британцам, аэродроме двух "одинаковых" самолетов. Приблизительно в марте-апреле 1948 года эти самолеты были оснащены кустарными бомбодержателями для 25 кг самодельных бомб "Ципорен".
Тем временем еврейские эмиссары прилагали все усилия для закупки более серьезных машин. Но купить мало, еще более сложной задачей стала доставка самолетов в Палестину. Далеко не вся закупленная техника попала по назначению - потери в перелетах и от конфискаций достигали боевых.
В период с декабря 1947 года по февраль 1948 года в Великобритании Гарри Фредкинс, на деньги выделенные голландским миллионером Бернардом Ван Лиром, приобрел пять бывших патрульных самолетов "Avro" 652A "Anson" Mk.I, один пассажирский DH.89 "Dragon Rapide", шесть учебных DH.82 "Tiger Moth" и один учебный "Percival Proctor". Зарегистрированная на фальшивую австралийскую компанию пятерка самолетов "Anson" вылетела из Парижа в Палестину 10 апреля 1948 года. По пути на дозаправку в Италии один самолет совершил аварийную посадку недалеко от Милана. Полиция обнаружила в самолете контрабандный груз оружия и известила греческие власти на Родосе, куда убыла остальная четверка самолетов. При посадке на дозаправку на Родосе они были арестованы. Разбившийся "Anson" итальянцы, после ремонта, продали одной из своих авиакомпаний, а интернированные на Родосе самолеты греки вернули Израилю после окончания войны, в мае 1949 года. Судьба же остальных самолетов покрыта мраком, скорее всего они были конфискованы Скотленд-Ярдом, после того как Гарри Фредкинс сбежал из Англии.
Аналогичную работу вел один из основателей эскадрильи "Тель-Авив" Борис Старший. Он закупил в Южной Африке 9 гражданских самолетов: три "Fairchild" F-24 "Argus", два DH.89 "Dragon Rapide", три "Beechcraft" Model 35 "Bonanza" и один "Avro Anson" Mk.I. Борис лично возглавил перелет двух "Bonanz" через всю Африку и 5 мая 1948 года, не без приключений по маршруту и сменив в пути свой самолет на третий, приземлился в Палестине. Его ведомому повезло несколько меньше. Сев на вынужденную в районе реки Замбези, он повредил самолет и, пересев на "Бонанзу" Бориса, добрался до цели лишь на следующий день после него. Другие "покупки" Бориса доставлялись к месту назначения также с приключениями и потерями, так что в конечном итоге авиапарк Шерут Авира пополнили два самолета "Bonanzа", три "Argusа", один "Dragon Rapide" и один "Anson". Второй "Dragon Rapide" был конфискован в Египте. Поврежденная же "Bonanzа" была доставлена только после окончания войны.
В начале 1948 года в США командой Эла Швиммера были куплены пять учебных самолетов "Vultee" BT-13 "Valiant". Два из них в разобранном виде были на транспортных самолетах С-46 доставлены в Израиль через Панаму. Следы же остальных затерялись в ходе расследования ФБР дела о контрабанде вооружения.
Эммануэль Цур, инструктор летной школы авиакомпании "Aviron", был направлен в начале 1948 года в Англию для авиационных закупок. Имея достаточно тесные связи с английской авиакомпанией "Mayfair Air Services Limited" он закупил шесть самолетов DH.89 "Dragon Rapide", один "Miles" M.57 "Aerovan 4" и один "Miles" M.65 "Gemini 1A". Также через него были переправлены два санитарных самолета "Nord" N.1203/II "Norécrin", подаренных французской еврейской семьей.
В летом 1948 года голландский миллионер Бернард Ван Лир подарил ВВС Израиля легкий самолет "Beechcraft" Model 35 "Bonanza" и два самолета-амфибии "Grumman" G-44 "Widgeon" (точнее бывших флотских J4F-2). Амфибии эксплуатировались как наземные легкие транспортники. 2 декабря 1948 года одна из них разбилась при тренировочной посадке на Галилейском море, вторая была списана в 1949 году.
Также к доставке авиатехники подключилась "Американо-израильская судоходная компания", основанная в марте 1948 года в США Эли Шалитом и Рафаэлем Реканати. Два "Piper" L-4Н "Cub", в разобранном виде упакованных в ящики с надписью "Сельскохозяйственные комбайны", были доставлены на грузовом судне "Enterprise" из США 19 августа 1948 года. Еще 18 самолетов "Piper" PA-11-90 "Cub Special" были доставлены на грузовом судне "Jack Starr" 13 сентября 1948 года, их сборка была завершена в середине октября 1948 года. Десять учебных самолетов "North American" АT-6 "Texan" разных моделей были куплены в США еще в мае 1948 года, но попали под эмбарго. Во время второго перемирия (с 15 июля по 15 октября 1948 г.) контроль над эмбарго стал менее строгим и эти самолеты, дополненные семью купленными канадскими "клонами" "Noorduyn Aviation" "Harvard" Mk.IIb, в разобранном виде по уже отработанной схеме доставили на кораблях в Израиль 24 октября 1948 года. Первые шесть из них, а именно один АТ-6, два АТ-6А, один "Harvard" и два АТ-6D, поступили на вооружение 2 ноября 1948 года, а остальные по мере сборки, но в основном уже в 1949 году.
По той же схеме из США прибыли осенью 1948 года и двадцать учебных самолетов "Boeing Stearman" PT-17 "Kaydet", вот только, судя по всему, сборочные цеха были заняты боевыми машинами, поэтому первые собранные машины появились в частях только в конце ноября 1948 года.
1 мая 1949 года в Израиль прибыл купленный в Канаде учебный самолет "De Havilland Canada" DHC-1 "Chipmunk". Самолет в 1950 году проходил сравнительные испытания на новый учебный самолет для ВВС Израиля, а сам он был списан в ноябре 1951 года и передан Израильскому авиационному клубу.
В конечном итоге перед началом войны и уже во время ее закупщики израильтян смогли купить 132 легких и учебных самолета, но только 107 из них смогли доставить в Израиль и "поставить на крыло" до конца войны, еще 5 машин прибыли уже после ее окончания. Из этих 107 самолетов было сбито, потеряно безвозвратно в авариях или сильно повреждено 33 самолета. Большая часть этой "коллекции примусов" после окончания войны была списана и продана частным владельцам, либо была передана Израильскому авиационному клубу.
Отдельно нужно сказать о самолетах право-радикальной организации "Иргун". В Палестине у них был только один официально зарегистрированный самолет, легкий чешский "Zlin Z.XII", купленный в Египте в 1941 году. В апреле 1947 года в Англии для убийства генерала Баркера был куплен легкий самолет "Taylorcraft" "Auster", но акция провалилась и самолет был конфискован Скотленд-Ярдом. В мае 1947 года на подставную компанию ”Международная корпорация Содружества" был куплен "Lockheed" L-18 "Lodester", который затем французы конфисковали, посчитав что оснащенный дополнительными баками самолет будут применять для контрабанды. В Южной Африке были куплены два учебных самолета "Airspeed" AS.10 "Oxford", один из которых почти сразу и разбили в тренировочном полете. В Канаде были куплены еще два бывших новозеландских самолета "Lockheed" L-18 "Lodester", предполагалось применить их для сопровождения транспортного судна "Altalena" с оружием. Но они опоздали, так как прибыли на аэродром Орли Филд во Францию только в июне 1948 года. Также в Канаде был приобретен морской патрульный самолет "Lockheed" L-414 "Hudson III" вместе с одной 250-фунтовой бомбой. Во Франции были куплены легкий самолет "Piper" J-3 "Cub" и транспортный самолет "Bristol" Type 170 "Freighter" Mk.IA.
Легкий самолет "Zlin Z.XII" был списан после грубой посадки, когда его 25 апреля 1948 года применили для прикрытия с воздуха боевиков Иргуна, атаковавших Яффу. Второй "Oxford" затерялся где-то в Южной Африке после аварии первого, скорее всего был продан. 22 июля 1948 года, уже после роспуска "Иргуна", все нанятые пилоты были распущенны и самолеты застряли на различных аэродромах Франции и в Канаде. В конце года транспортный самолет "Bristol Freighter" был конфискован за долги по оплате стоянок самолетов директором аэродрома Орли Филд, а самолет "Piper Cub" был продан для покрытия остальных долгов. 2 января 1949 года было принято решение о передаче оставшихся самолетов ВВС Израиля и документы на самолеты были переданы представителю Израиля во Франции. Но только в начале 1950 года до них "дошли руки". Оба "Lockheed Lodester" прибыли в Израиль, один своим ходом, второй в ящиках как набор запчастей. Застрявший в Канаде патрульный самолет "Hudson" сначала решили привезти как комплект запчастей, но затем с этим возится не стали.
В завершении несколько слов о вооружении этой "коллекции". Почти все первые самолеты Шерут Авир были "бомбардировщиками", где "бомбардир" вручную сбрасывал самодельную бомбу со своих колен в открытую дверь самолета. Эти бомбы имели название "Ципорен" ("Ноготь"). Поначалу было два варианта, "Симан 1" (т.е. Мк1) весом в 10-15 кг, которые делали из кислородных баллонов с авиасвалки, и 20-25 кг "Симан 2" (Мк2), которые делали из обрезков водопроводных труб. Оба этих типа бомб первоначально имели дистанционный запал, рассчитанный на подрыв бомбы над землей при сбросе строго с высоты 600 метров. В иных случаях она либо взрывалась слишком высоко, либо просто разбивалась при падении. Затем, с установкой кустарных бомбодержателей, ввели и простейший ударный взрыватель, так как перестали опасаться того, что бомба ударится о самолет при сбрасывании. Тогда же появилась и 40 кг бомба "Симан 3" (Мк3).
В апреле 1948 года на Филиппинах под видом металлолома была закуплена большая партия разряженных корпусов списанных американских авиабомб разных типов, которые после прибытия в Израиль начали переснаряжать как фугасные авиабомбы. Они получили обозначение "Алеф-20" (~20 кг), "Алеф-50" (~50 кг) и "Алеф-100" (~100 кг). В конце мая 1948 года прибыли первые 250 штук немецких 250 кг и 70 кг авиабомб из Чехословакии. Затем во время второго перемирия было закуплено большое количество авиабомб из послевоенных избытков в Чехословакии (20 тонн), Мексике (2000 бомб), Италии (3000 бомб) и Франции (159 тонн). К сожалению, что это были за бомбы, известно только в случае чехословацких поставок, это бывшие немецкие, которые чехи приняли у себя на вооружение: 1 кг зажигательные "В 1 Е", 10 кг осколочные "SD 10", 70 кг осколочные "SD 70", 250 кг осколочные "SD 250" и 250 кг фугасные "CS 250".
Для подвески всего этого "изобилия" на импровизированные "бомбовозы" израильтяне применяли найденные на бывшей авиационной свалке Королевских ВВС в Тель-Нофе английские бомбодержатели. После их ремонта остановились на трех основных типах: легком подкрыльевом для подвески четырех 20-фунтовых (9,1 кг) бомб, универсальном для подвески одной бомбы весом 50-100 фунтов (22,7-45,4 кг) и универсальном для подвески одной бомбы весом 50-250 фунтов (22,7-114 кг).
Судя по всему, авиационная свалка в Тель-Нофе не была неиссякаемой "пещерой с сокровищами" и в июне-июле 1948 года бомбодержателями оснастили только десять легких самолетов, а именно:
- Один самолет "Auster" Mk III (№ А13) и шесть самолетов "Auster" Mk V (№№ А4, А6, А10, А11, А12 и А15), у них под кабиной пилота установили один бомбодержатель для подвески четырех 20-фунтовых бомб;
- Два самолета "Bonanza" (№№ В41 и В42), у них под кабиной пилота установили два универсальных бомбодержателями для 250-фунтовых бомб;
- Один самолет "Dragon Rapide" (№ S72), на нем под фюзеляжем в два ряда установили четыре универсальных бомбодержателями для 250-фунтовых бомб, которые дополняли еще два универсальных бомбодержателями для 100-фунтовых бомб, размещенных по одному под крылом.
После сборки самолетов "Piper Cub" их также частично оснастили бомбодержателями для подвески четырех 20-фунтовых бомб под кабиной пилота, но кроме этого добавили на борта самолета две "половинки" такого же держателя, доведя общее количество точек подвески до восьми. Стандартных загрузок было две, либо восемь мелких осколочных бомб, либо четыре зажигательных под кабиной пилота и две 20-25 кг осколочных по бортам. Прибывшие осенью 1948 года самолеты АТ-6 оснастили восьмью универсальными бомбодержателями для 100-фунтовых бомб, размещенных по четыре под крылом.
Стрелковым вооружением легкие самолеты практически не оснащались, из ранних известно только о попытках в июне 1948 года оснастить самолет "Bonanza", на котором летал Борис Старший, одним синхронным или двумя крыльевыми 7,71 мм пулеметами "Browning" Mk II. Но похоже дальше проекта дело не пошло. Прибывшие осенью 1948 года самолеты АТ-6 в Израиле были вооружены 7,62 мм пулеметами "Browning" АN-M2 соответственно своей конструкции: АТ-6 и АТ-6А - один синхронный пулемет, "Harvard" - один крыльевой пулемет в правом крыле и АТ-6D - два пулемета, синхронный и в правом крыле. Все эти пулеметы имели боекомплект по 250 патронов.
Вообще же за время войны Израиль приобрел (по спискам на 31.03.49 г.):
- 72 английских 7,71 мм пулемета "Browning" Mk II всех модификаций, в основном выкупленных у англичан в Палестине;
- 464 американских 7,62 мм пулемета "Browning" АN-M2 всех модификаций. Из них 457 пулеметов было вывезено командой Эла Швиммера с фабрики по утилизации старого оружия в Гонолулу, хозяин которой симпатизировал евреям;
- 24 американских 12,7 мм пулемета "Browning" АN-M2 всех модификаций, также привезены из Гонолулу;
- 60 английских 20 мм пушек "Hispano" Мk.I/II/V, купленных в Англии.
Кроме этих пулеметов были еще, например, восемь 7,92 мм немецких авиационных пулеметов MG-15, минимум один 7,92 мм чехословацкий авиационный пулемет "Lewis" vz. L/28 и минимум один 7,7 мм японский авиационный пулемет "Тип 92". Но им было больше не суждено" увидеть небо", так как их "приземлили", переделав в пехотные пулеметы.
В августе 1948 года израильские закупщики вооружения купили в Европе партию американских 2,25-дюймовых (57 мм) учебных ракет "SCAR", планировалось оснастить их боевыми частями и установить на самолеты АT-6 "Texan". От этого проекта отказались в пользу вооружения ими истребителей "Мустанг".
На этом я заканчиваю мой рассказ об израильских легких самолетах во время Войны за независимость. В следующей части будет обзор транспортной авиации.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!
P.S. Ссылка на предыдущую часть: https://dzen.ru/a/ZbhapFWJjQbI-bk9