Найти тему
Gem Space Media

Ван Чуаньфу – построй свою мечту

Оглавление

История Ван Чуаньфу: основателя и руководителя BYD – самого крупного в мире производителя электромобилей

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

“Возможности, которые открывают интеллектуальные электромобили для автомобильной промышленности, превосходят всякое воображение.” (с) Ван Чуаньфу, основатель BYD

Ван Чуаньфу
Ван Чуаньфу

“Построй свою мечту” (Build Your Dreams) – девиз и аббревиатура названия самой крупной в Китае компании-производителя электромобилей. Еще пару лет назад Илон Маск, владелец Tesla иронически высказывался и улыбался, когда его спрашивали о конкурентах, особенно о BYD, но сейчас ему не до смеха, ведь продажи электромобилей этой марки превысили все ожидания и вышли на первое место в мире. Tesla уступила позиции фирме, гораздо менее известной как в своей отрасли, так и на международных рынках.

Одна мечта сбылась – мечта Ван Чуаньфу, основателя и руководителя, превратившего небольшое, практически, кустарное производство в корпорацию, капитализация которой в этом году достигла $217 млрд. Его называют “тихий человек в автомобилях” за редкое общение с прессой и скрытность, но, тем не менее, его биография очень интересна и может послужить источником вдохновения для тех, кто мечтает открыть свое дело и считает, что не имеет возможности достичь успеха.

Невзгоды одна за другой

“Когда мы видим что-то хорошее, мы задаемся вопросом, почему это так хорошо, и мы хотим выяснить, почему и как это создано, найти первопричину этого добра.” (с) Ван Чуаньфу

Провинция Аньхой
Провинция Аньхой

Родина легендарного предпринимателя – беднейшая аграрная провинция КНР, Аньхой. Ван Чуаньфу родился 8 апреля 1966 года и был самым младшим, восьмым по счету ребенком, в семье плотника. Вскоре его отец умер от рака печени, оставив в наследство только небольшой дом. Мать пыталась хоть как-то содержать себя и детей. Брат Чуаньфу бросил школу и пошел работать, старшие сестры вышли замуж, а младшую пришлось отдать в приемную семью, так как кормить ее было нечем. Несмотря на трудности, мальчик пошел в школу и старался учиться лучше всех, чтобы поступить в училище и получить техническую специальность. Она оплачивалась значительно выше, чем крестьянский труд и тогда матери не пришлось бы надрываться в поле.

Но мечтам не суждено было сбыться так просто: когда Чуаньфу было 15 лет, во время сдачи выпускных экзаменов в средней школе он узнал, что его мать скоропостижно скончалась. Подросток убежал домой, не сдав последние экзамены. Главой семьи стал старший брат. Чуаньфу хотел бросить школу, уехать и найти подработку, чтобы не быть обузой, но брат с женой заставили его вернуться в школу и помогали материально, хотя самим приходилось тяжело: их маленький кооперативный бизнес едва держался на плаву, а через несколько лет ураган разрушил ветхий семейный дом Ванов.

Сельская школа в бедной провинции
Сельская школа в бедной провинции

Чуаньфу был безмерно благодарен семье брата и старался учиться как можно лучше. Благодаря прилежанию и уму он смог сдать сложнейшие экзамены. Юноша стал единственным учеником сельской школы, поступившим в университет, и местной знаменитостью. Немного омрачало радость то, что изначально он подал заявление на радиоинженерный факультет, а распределили его в Горный университет на факультет физики и химии металлов, который находился в 750 км от родного дома. В подарок от родных, которые были счастливы и горды, студент получил самое ценное, что у них было – наручные механические часы. Кстати, они не переставали поддерживать Чуаньфу – через некоторое время переехали в город Чанша, где находился университет, и открыли неподалеку магазинчик.

Научная карьера

“Интеллектуальная трансформация автомобилей может ускорить строительство "умных городов.” (с) Ван Чуаньфу

Ван Чуаньфу
Ван Чуаньфу

Студенческая жизнь помогла стеснительному, скромному, немного “дикому” юноше раскрыться и приобрести навыки общения. Он увлекся танцами, занялся общественной жизнью – на втором курсе вступил в коммунистическую партию и молодежную организацию молодых химиков. По выходным Чуаньфу подменял брата в магазине, частенько выполняя задания прямо за прилавком. В 1987-м его рекомендовали в аспирантуру Пекинского научно-исследовательского института цветных металлов.

Через три года Ван получил постоянную должность в институте, а затем, в 26 лет, пост заместителя директора и должность адъюнкт-профессора. Помимо блестящей административной карьеры, молодой ученый публиковал исследовательские работы и преподавал. Он планировал связать свою жизнь с наукой навсегда. Все изменила рабочая командировка в город Шэньчжэнь.

Начало бизнеса

“После того, как Китай либерализовал экономику, она стала динамичной. Многие люди хотели заняться бизнесом в Китае. Это было тенденцией, и именно поэтому мы присоединились к предпринимательской волне.” (с) Ван Чуаньфу

Шэньчжэнь тогда и сейчас
Шэньчжэнь тогда и сейчас

Для того, чтобы понять, почему Ван так резко изменил направление карьеры, надо знать, что происходило в то время в стране и непосредственно в Шэньчжэне. В 1979-м году он был выбран в качестве площадки для экспериментов с рыночной экономикой, и вскоре сонный маленький город с населением в 30 тыс. преобразился до неузнаваемости. К середине 90-х в нем уже проживало 10 млн. После объявления новой экономической политики КНР в Шэньчжэне особенно бурно начали развиваться производство, высокие технологии и туда потянулись люди со всей страны.

Чуаньфу командировали как генерального директора компании-производителя аккумуляторов Big Power Nickel-Hydrogen Battery Co., Ltd, совместного предприятия с НИИ цветных металлов. Город и его бурное развитие произвели на молодого человека ошеломляющее впечатление. Он все меньше думал о науке и все больше о собственном бизнесе. Идея была на поверхности – Ван заметил, что многие пользуются беспроводными телефонами, которые стоили баснословных денег. Одна из самых дорогих частей телефона – аккумулятор, а про аккумуляторы он знал всё.

Завод Бужи, место основания BYD
Завод Бужи, место основания BYD

Чуаньфу предложил руководству института наладить производство никель-кадмиевых батарей для телефонов, но она не нашла отклика. Тогда он решил взяться за дело сам. Ван шел на большой риск, оставлял стабильную денежную работу, с помощью которой обеспечивал родных, его молодая жена ждала ребенка, но упустить такую возможность не мог. Тем более, что знал – скоро рынок будет испытывать дефицит аккумуляторов, так как некоторые производители прекращали их выпускать из-за урона экологии. В КНР эти вопросы в тот период мало кого волновали.

Наладить производство батарей стоит очень дорого. Банки отказывались предоставлять начинающему бизнесмену кредит. Венчурный капиталист, к которому Ван обратился за начальной инвестицией в $500 тыс., был вынужден отказать под давлением партнеров, о чем сожалеет до сих пор. Выручили родственники и друзья. Двоюродный брат, который уже имел собственный бизнес, одолжил Чуаньфу стартовый капитал. Он стал вторым акционером, а друг, работавший на рынке ценных бумаг, отдал ему все свои сбережения и стал владельцем третьей по величине части компании. 14 ноября 1994 года была открыта скромная мастерская, из которой впоследствии вырастет огромная корпорация.

Тернии и звезды

“Мы – единственный производитель, у которого никогда не было отзыва продукции Мы полностью уверены в качестве своих аккумуляторов.” (с) Ван Чуаньфу

Производство батарей
Производство батарей

12 человек, включая Ван Чуаньфу, практически жили на седьмом этаже металлургического комбината в арендованной мастерской. Он даже не смог отлучиться в больницу, когда родилась дочь. Одной из главных проблем, мешавших развитию, была скорость. На полностью автоматизированную сборочную линию средств не хватило, полуавтоматическую Ван собрал сам по чертежам, но мощности было явно мало. Тогда он решил восполнить ее с помощью ручного труда, благо рабочей силы вокруг было предостаточно. И это было значительно дешевле. Так за относительно небольшую стоимость Чуаньфу наладил конвейер, который производил 4 тыс аккумуляторов ежедневно, причем цена изделий была гораздо ниже, чем у конкурентов, ведь не надо было окупать дорогое оборудование и закладывать в цену его амортизацию.

Через три года после открытия скромной мастерской BYD стал крупнейшим в Китае и третьим по величине в мире производителем батарей. В 2000-м компания запустила линию литиевых аккумуляторов и получила контракты с Nokia, Motorola, TGL. Это позволило подвинуть соперников и теперь она уступала только Sanyo. Последние попытались вчинить иск, но дело было улажено в досудебном порядке. В 2002-м году BYD чувствовала себя настолько уверенно, что вышла на Гонконгскую фондовую биржу с очень успешным IPO, по результатам которого Ван вошел в список 50-ти богатейших жителей КНР, а акционеры стали миллионерами. Через год последний конкурент был повержен и компания вышла на первое место. Что могло пойти не так?

Маленький автомобильный завод

“Это правда, тогда мы мало что знали об электромобилях и проводили очень мало исследований. Но мы видели возможности, особенно в Китае. Поскольку бензин создавал экологическую проблему, нам нужно было начать разработку электромобилей. Будущее электромобилей в Китае очень светлое.” (с) Ван Чуаньфу

BYD Flyer
BYD Flyer

Например, в следующем, 2003-м году акции могли значительно упасть в цене. Причиной стала покупка Ван Чуаньфу автомобильного завода. Он много думал о перспективах рынка аккумуляторов и ему пришла в голову идея – электромобили. Новый, в перспективе огромный рынок сбыта. Акционеры замысел не оценили: бизнес капиталоемкий и рискованный.

Они не посмели в открытую противостоять лидеру компании, а просто начали сбывать ценные бумаги, пока не поздно. Но Ван уже принял решение. Крупная корпорация продавала свою часть – нерентабельный автомобильный завод Qinchuan Automobile, к нему большой кусок земли по очень выгодной цене, местные политики хотели сохранить рабочие места для жителей и обещали любую поддержку. Предложение было выгодным и Чуаньфу совершил покупку. Акции BYD рухнули.

BYD F3 – китайская Toyota Corolla
BYD F3 – китайская Toyota Corolla

Еще до приобретения, совместно с компанией Suzuki, на заводе был разработан недорогой седан Flyer. Он расходился плохо, в 2004-м было продано всего 5 тыс. экземпляров. К тому же стало понятно, что маркетинговая стратегия на рынке батарей и на рынке автомобилей различаются, это тоже необходимо было учесть. BYD терпела убытки, но владельца они не слишком волновали. Он не привык отступать и пригласил знаменитого инженера Лиан Юбо. Под его руководством была разработана абсолютно оригинальная модель под кодовым названием 316. Она была представлена специалистам, но категорически никому не понравилась.

Тогда Ван решил действовать по другому. Он поставил линию по изготовлению пресс-форм и штамповке деталей, нанял на конвейер армию рабочих, менеджеры BYD Automobile закупали у автопроизводителей одну или две партии деталей, автомобили целиком, а на производстве их тщательно изучали и “творчески переосмысливали”, то есть копировали. Первой такой моделью в 2005-м стала BYD F3, та же Toyota Corolla, только дешевле, а качеством выше, чем у других китайских имитаторов. Японские производители были в шоке, а покупатели ломились в магазины. За первый год было продано 100 тыс. экземпляров – рекорд для отечественных машин.

Ван Чуаньфу
Ван Чуаньфу

В последующие годы компания успешно копировала модели средней ценовой категории, в основном Toyota, General Motors, Buick. С 2016-го начались разработки автомобилей с “собственным лицом” в сотрудничестве с европейскими дизайнерами. Все они были оснащены бензиновыми двигателями. Первый двухмоторный переключаемый гибрид F3DM был представлен в 2008-м году. Уоррен Баффет, крупнейший инвестор в США, в 2009-м вложил в BYD $230 млн, хотя от сделок с Apple и Microsoft в свое время воздержался. Возможно, на него повлиял рассказ о том, что китайский предприниматель на глазах публики выпил чашку аккумуляторной жидкости, чтобы доказать, что она безопасна. Но Ван Чуаньфу не забыл, что главная цель, которую он перед собой поставил – электромобиль.

Автомобили, грузовики, автобусы

“Мы верим, что сможем стать мировым лидером в производстве электромобилей. С точки зрения технологий, 10-ти лет будет достаточно.” (с) Ван Чуаньфу

Ван Чуаньфу и Арнольд Шварценеггер
Ван Чуаньфу и Арнольд Шварценеггер

Непосредственно выпуск электромобилей BYD начала с в 2010-м с минивена BYD e6, предназначенного для внутреннего рынка такси. В 2011-м он стал доступен всем покупателям. Большой толчок к запуску электромобилей дало правительство, которое после периода “дикого капитализма” озаботилось экологической обстановкой и начало стимулировать выпуск машин с нулевым уровнем выбросов. BYD получила все доступные субсидии, но перед компанией встала огромная проблема. Ван резко сократил инвестиции в разработки традиционных автомобилей, чтобы сосредоточить все силы на электрических.

Он рассчитывал продержаться на инерции продаж старых моделей, но этого не произошло. В первом полугодии 2011-го прибыль упала на 88%, дилерские центры начали закрываться, уволились 70% менеджеров отдела продаж, качество автомобилей упало. Ван выступил перед прессой и публично признал ошибки, что далось ему нелегко. И он действительно справился, качество улучшилось, шторм остался позади, можно было возвращаться к электромобилям.

BYD Dolphin
BYD Dolphin

Компания начала создавать гибридные и полностью электрические автомобили, а также электробусы и грузовики. В отличие от большинства китайских производителей, чьи модели были нацелены на рынок предметов роскоши, BYD выпускает доступные машины по цене от $13,2 тыс. до $46,7 тыс. Кульминацией электрической линейки BYD на данный момент являются седан Han – прямой конкурент Tesla Model 3 – и маленький недорогой хэтчбек Dolphin, предназначенный для молодых горожан, обожающих технологии. Он забавный внешне и множеством его функций можно управлять через планшет. В общей сложности компания продала за 2023 год 1517798 электромобилей.

SkyRail
SkyRail

Есть у Вана еще один амбициозный проект – городской легкорельсовый транспорт, который, по его мнению, может решить проблему пробок и загрязнения воздуха. SkyRail был хорошо принят во многих городах и в некоторых даже начали возведение монорельсов. Но после принятия в 2016-м году закона об ужесточении норм железнодорожного строительства его свернули и объекты пока стоят законсервированные. Если можно судить по характеру Чуаньфу – не навсегда.

Состояние предпринимателя оценивается на сегодня в $14.3 млрд. Он – главный держатель акций BYD, которое, по сути – семейное предприятие. Его супруга, Ли Кэ с 1996 года работает в компании, она начала как менеджер по продажам и сейчас является вице-президентом, родной и двоюродный братья Ван Чуаньфу также занимают высокие должности.

Бизнесмен благодарен всем, кто поддерживал его в детстве и начале пути в бизнес. Его успех впечатляет: чтобы пройти путь от несчастного сироты до одного из богатейших людей богатейшей страны нужно иметь недюжинный ум, жесткий характер и безусловную поддержку тех, кто верит в тебя. Все это у Ван Чуаньфу было и есть, а значит – можно смело двигаться вперед.

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!